Порядок ее оформления и обжалования

Порядок оформления контрольно-ревизионной документации по результатам налоговой проверки регламентирован ст. 78 НК.

По результатам проверки должностным лицом налогового органа составляются акт (если выявлены нарушения законодательства) или справка (если не выявлены нарушения законодательства) проверки по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. По фактам выявленных нарушений должностным лицом налогового органа в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Результаты выездной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства, оформляются справкой проверки.

Акт или справка проверки подписываются должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, а также:

– руководителем плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии – иным представителем плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации) либо плательщиком – физическим лицом, при его отсутствии – представителем плательщика – физического лица;

– лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации);

При необходимости акт или справка проверки подписываются иными участниками проверки.

В случае отказа от подписания акта или справки проверки в них делается соответствующая отметка и акт или справка проверки направляются плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются ему или его представителю под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта или справки проверки, имеет право письменно изложить мотивы отказа от их подписания.

Также, плательщик (иное обязанное лицо) обязан подписать акт или справку проверки с указанием на наличие возражений по акту или справке и не позднее пятнадцати рабочих дней со дня подписания акта или справки проверки представить в письменном виде возражения по их содержанию в налоговый орган, проводящий проверку. По истечении установленного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

На основании акта проверки, за исключением акта проверки, в котором фиксируется только факт совершенного административного правонарушения и не производятся доначисление налогов, сборов (пошлин) и (или) начисление пеней, в течение тридцати рабочих дней со дня его вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю, а в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю заключения по этим возражениям руководителем (его заместителем) налогового органа в пределах его компетенции выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению Министра по налогам и сборам Республики Беларусь указанный срок может быть продлен не более чем на пятнадцать рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.

Порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц регламентированы гл. 11 НК.

Каждый плательщик (иное обязанное лицо) имеет право обжаловать решения налоговых органов, в том числе требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.

Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, и (или) в суд.

Жалоба на решение налогового органа адресуется в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего налогового органа), которому должностные лица, принявшие решение, непосредственно подчинены.

Жалоба на действия (бездействие) должностного лица налогового органа подается вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено.

Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения (совершения).

Жалоба плательщика (иного обязанного лица) рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа в месячный срок со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо (при отсутствии вышестоящего налогового органа), которому должностные лица, принявшие решение, непосредственно подчинены, вправе:

– оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

– отменить решение полностью или частично;

– отменить решение и назначить дополнительную проверку;

– внести изменения в решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящее должностное лицо вправе:

– удовлетворить жалобу;

– оставить жалобу без удовлетворения.

РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ

Наши рекомендации