Имущественные права, вещи, имущ. обязанности;

Раздел ГК - нужно знать! федеральный закон об основах гос регулирования внешней торговой деятельности,( №164 фз, от 8 дек 2003 года), закон о валютном регулировании и валютном контроле, законо об иностранных инвестициях.

государство участвует в экономике при помощи монетарной политики и бюджетной. монетарная - выпуск денег, и кредиты. бюджетная - управление бюджетом.

функции денег: мера стоимости, средство платежа и инструмент накопления

спциализация производства и обмен

более половины своих товаров почти все государства отправляют на экспорт. деньги как инструмент обмена.

денежные системы:

парижская золотая система: бумажные деньги свободно обменивались на золото по фиксированному курсу. обменять можно было и частным лицам и государствам. государство ограниченно золотым запасом.

генуесская золото-девизная система:деньги на золото могут менять только госудраственные банки

бретангудская система: доллар стал мировой валютой, США гарантирует золотой паритет доллара: 35 длолларов за одну тройскую унцию 31, 1 грамма. США гарантирует гос банкам свободный обмен долларов на золото по этому паритету.

15 авг 71 года - США заявили, что доллары на золото не будут менять. отменили золодой паритет.

Ямайская валютная система:запрещается выражать стоимость денег в золоте, цена валюты определяется по общим рыночным принципа (спроса и предложения) сейчас тройская унция стоит почти $2000. эмиссионный центр США может печатать валюту столько - сколько хочет.

эмиссионный центр США - Федеральная Резервная Система (частная лавочка)

1. госудраство управляет экономикой, но бывает разная степень управления от либральной к тоталитарной

2. три метода управления: админстративный запрет (плохо); фискальное (бюджетное регулирование) (приемлимо); монетарное регулирование (приемлимо).

методы фискального (бюджетного):

налоги,

бюджетные кредиты,

бюджетное субсидирование (безвозмездное и без возвратное финансирование из бюджета),

общественные работы,

компенсация внешних (вредных) эффектов,

методы монитарного:

эмиссия

кредит

(Сенека почитать.)

"как много хороших вещей, которые Мне не нужны"

"полезно спрашивать и о том, что знаешь2

2избави Меня Бог беседовать с невежественными и работать на неблагодарных"

фундаментальный показатель эмиссии 4,5% в год, от имеющейся суммы.

пакт экономической стабильности: инфляция 2% в год

дефецит платежного балланса 3-4% от ввп

гос долг 60% ввп

эмиссия денежной массы 4%

экономический рост ввп 3%

ставка рефинансирования (учетная ставка бакновского процента) % под который цб дайет кредит коммерческим банкам - примерно 3-4%

сейчас, в условиях кризиса, западные страный снижают ставку рефинансирования (до 0,5, -0,25%), в Щвеции даже отрицательная ставка, если на полезные госудраству цели.

международное регулирование: национальный и международный уровень.

международнй уровень:

методы: тарифное регулирование, при помощи таможенных пошлин; нетарифное регулирование (прямые административные ограничения, квоты и лицензии); запреты; меры поощрения (главным образом - экспорт); валютное регулирование (денежное, эмиссионное и кредитное)

формы: двухсторониий договор; региональные экономические организации (европейский союз, СНГ, таможенный союзы); мировые торговые организации (ВТО, ОЭСР (организация экономического сотрудничества) ЮНГТАД (конференция ООН по торговле и сотрудничеству).

ВТО - создание единых правил международной торговли. основные соглашения: вещи, услуги, интел собств

ГАТ (?)- торговля товарами

ГАТТ - торговля услугами

ТРИПС - торговля правами интел собств

ЮНГТАД - в основном объединяет страны 3-го мира. 90-00 "завяла" расцвет в 70-ее, сейчас начала опять "поднимать голову"

ОЭСЛ - организация самых развитых стран мира. (Россия пока не входит)

финансовая сфера: МВФ (регулирует платеже рассчетную, валютную и кредитную системы; МБРР (международный банк реконсрукции и развития).

инт собств: ВОИС (в основном охрана и защита инт прав); ВТО-ТРИПС (в основном торговля прав инт собств).

право международной торговли - система мер, которая регулирует предприемательские отношения, осложненные иностранным элементом.

источники: национальная правовая система, межгосударственне соглашения, международные торговые обычаи.

товар - объект гражданских прав, предназначенный для торговли.

регулирование: гражданско -правовое + адмистративно-правовое, по двум направлениям: национальное и международное. (international trade law)

united nation commission on international trade law

cубъекты: лица (российские и зарубежные)

юридический факт: внешнеэкономическая сделка (с 2 или более правовыми системами), иногда делкиты (причинение вреда по сделке, конрафакт, неосновательное обогащение)

содержание: права и обязанности сторон (связанны с 2 или более правовыми системами.

ПМТ - комплексная отрасль права. система и дисциплина, которая затрагивает 2 или более правовых систем и объединяет несколько отраслей нац права (гражданское; административное: таможенное, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности, валютное законодательство (принципы, правовой статус субъектов (у нас все илца могут заниматься внешнеторговой деятельнсоти), налоговое право, антимонопольное законодательство.)

объекты: сделки

прв - правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (одно из обозначений дисциплины ПМТ)

ВЭД - предпринимательская деятельность частных лиц, осложненная иностранным элементом.

препринимательская деятельность : цель - извлечение прибыли; прибыль делится между участниками орг; профессиональная, систематическая деятельность

иностранный элемент - разная государственная принадлежность участников правоотношения, с разным личным законом.

или/и объект правоотношения находится за границей.

оснвоания: юридический факт связан с двумя правовыми системами

взаимосвязь прав и обязанностей с несколькими правовыми системами

(иметь закон ВЭД? ВТД)

(нужно два файла открывать: в одном - лекция, в другом - то, что нужно притащить)

субъекты - предприниматели

объекты нвешне торговой деятельности - товар (движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу корабли, энергия и пр), транспорт, который перевозит товар - товаром не является; услуги -возмездная полезная деятельность в пользу другого лица; интеллектуальная собственность.

имущество -

имущественные права, вещи, имущ. обязанности;

Вещи, имущ права;

Только вещи.

стадии развития общества: доиндустриальная; индустриальная; постиндустриальная; информационная.

какие виды информации ограниченны: гос тайна, личная информация, коммерческая тайна.

в каждой вещи есть результат инт дей.

внешнеторговая деятельность - осуществление сделок в области торговли товарами, осложненные иностранным элементом

специальные объекты: деньги и ценные бумаги.

деньги:

- деньги, как платежное средство

- деньги, как кредитное средство (договор кредита и займа)

- производные финансовые инструменты (форварды и фьючерсы,опционы, свопы)

деребативы (производный финансовые инструменты), он привышает денежный рынок в несколько раз, а деньги превышают в несколько раз реальный рынок

фьючерс - покупка сейчас, с отсрочкой покупки, по цене, которая будет в будущем

опцион - возможен отказ от покупке по цене, образовавшейся в будущем

своп - большие потоки деребативных инструментов между банками

рынок ценных бумаг

рынок препринимательского мастерства, ноу хау.

объектом права межд торг является : товары, услуги, пис (права интел собств), деньги, предприн мастерство, инвестиции: прямые (в капитал преприятия) и косвенные (инвестиции в ценные бумаги).

национальный уровень регулирования:

разрешительный

запретный

тарифные методы

нетарифные методы

ВЭС - внешнеэкономические связи, заимодействие госудраств в целях организации и установления международной торголи.

Финансовая ВЭД: 1 платеже - рассчетная дей

2 кредитная дей

3 инвестиционная деятельность (спекуляции)

инструменты: днеьги, ценные бумаги, производные фин инструменты (деревативы).

Инвестиционная деятельность:

- прямые

- партфельные (спекуляция акциями)

международная кооперация (созд международных объектов)

(например "северный поток")

good-wield - технологияпредпринимательской или профессиональной деятельности.

широкая автономия воли сторон в ВЭД

источники ПМТ:

нац законодательство сторон сделки

международные договоры и адм и гражданские нормы

международные торговые обычаи частное право

ЮНСИТРА определение ВЭД (1966) - право международной торговли - совокупность норм регулирующих торговые (предпринимательские) отношения частно правового характера, затрагивающие разные страны.

частные лица: физические, юридические, государство.

основаная форма участия государства: через госудраственные юр лица, смешанные госудраственно-частные предприятия или публичные корпорации (инфраструктурные, добывающие, связь и тп - гос корпорации).

концессия недр - например сахалин в концессию ТНК - BP

ПМТ - комплекс норм регулирующих частноправовые отношения осложненных иностранным элементом.

основные регуляторы нац экономики:

принципы:

- нельзя ограничивать экспорт и импорт, кроме случаев указанных в международных договоров

- можно стимулировать экспорт и импорт разрешенными межднародными договорами способами

- товары на экспорт освобождаются от налогов (???)

- импорт - все налоги, которые можно, ставят, плюс пошлина.

Статья 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

спнциальные принципы:

- национальный режим (иностранным лицам предоставляется такой же принцип как и Российским) : сфера применения: международная торговля, инвистиции, охрана и защита ИС, защита и охрана прав частных предпринимателей - основные

- принцип режима наиболее благоприятвием нации (most favor nation law) - уже национального режима.. Договоры о рнб бывают многосторонними или двусторонними. всем иностранным лицам предоставляется одинаковый набор прав (уже национального), и расширение прав и привелегий для лиц одного госудраства ведет к расширению прав и привелеги в таком же объеме для ли всех государств, с которыми заключен договр о РНБ. режим - договорный (обязательно должен быть догвор), взаимность РНБ, сфера применения РНБ: торговля товарами, торговля услугами, торговля ИС / ПИС, торговля рабочей силой, транзит, допуск к предпринимательской деятельности. РНБ иногда бывает шире нац режима (режим капитуляции) сейчас это бывает в режиме инвестиции, и иногда бывает шире в торговле инт собственности

- специальный тоговорый режим (преференции, ограничения) применяется крайне редко, означает по строгоограниченному списку товаров. (сейчас это только в отношениях с Сев. Кореей, может с Кубой).

- взаимность и реторсии: при предоставлении режима торговли, коллизионная взаимность, взаимность признания правовой системы госудраств. дискриминация (когда режим взаимности не работает): общая (всем) и специальная (это деликт, это недопустимо). реторсия - ответ на специальную дискриминацию, основная цель реторсии - отмена специального режима дискриминации (условия: ответ на неправомерные ограничения, временные, адекватные, могут быть ассиметричны).

- автономия воли сторон.

- принцип тесной связи (субсидиарный принцип) если стороны не выбрали применимое право, пименяется принцип тесной связи.

4 метода гос регулирования и иные методы не допускаются, правда, есть 5 метод - закон о валютном регулировании. цели: защита го интересов, нац производителя,

4 метода:

тарифное регулирование (пошлины)

нетарифное (квоты и лицензии, скрытые нетарифные методы (требования к упаковке, маркироке, безопастности))

меры заперта

разрешительные меры

ВВП - валовой внутренний продукт, ВНП - валовой национальный продукт.

все должно быть сбалансированно. (платежный баланс, баланс, бюджеты)

профицит - тоже плохо.

есть природная рента, интеллектуальная рента, рента за развитие, за счет исп средств масс медиа, и тд..

импортная пошлина имеет 2 функции: фискальная (пополнение бюджета) и регулятивная (регулирование объемов импортных товаров различных категорий)

база исчисления пошлин - таможенный тариф.

Товарная номенклатура ВЭД (там перечисленны основные виды товаров и на каждого установлены %)

таможенное оформление 6 сопособов оформления.

пошилны бывают 3 видов: одволенные (от стоимости товара), специфические и смешанные.

нетарифное регулирование - допускается только в случаях предусмотренными законом о ВТД. (квоты (количественная, стоимостная) при квотировании выдаются лицензии на ввоз товаров (контингентирование), скрытые меры ограничения импорта: ГОСТ, стандарты, сертификаты, маркировка, безопастность товаров, санитарные и ветиринарные нормы, усложнение таможенных формальностей и тп)

Статья 21. Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях

1. Импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также иными положениями настоящего Федерального закона.

2. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

3. Продовольственные и сельскохозяйственные товары для целей настоящей статьи определяются Правительством Российской Федерации.

транзит - перемещение через таможенную территорию товаров, если он начинается и заканчивается не на терр РФ.

НИКАКИХ транзитных пошлин быть не может. только транзитную плату, она должна быть одинаковой для всех по принципу РНБ.

закон о антидемпингу, о тех регулировании,

запреты и ограничения на торговлю.

Статья 26. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров

1. Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

2. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами.

3. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии. Лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров выдаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

4. Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными.

5. Организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

меры в целях защиты национальных интересов: госудраство может вводить нетарифные и тарифные меры для соблюдения общественной порядка, и др гос безопастность, импорт, экспорт серебра, золота, исчерпаемые ресурсы, культурное наследие, выполнение международных обязательств, необходимые для обеспечения нпа. для равновесия платежного баланса (ст 38). ограничения мерами валютного регулирования (ст 39).

Статья 37. Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях

В соответствии с указами Президента Российской Федерации внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия Российской Федерации в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН, в том числе мерами, отступающими от положений части 1 статьи 21, статей 22, 29 - 31 и 34 настоящего Федерального закона.

валютные ценности : валюта РФ и валюта иностранных гос-в в наличной и безналичной форме, а также ценные бумаги.

резиденты - личный закон закон РФ.

валютные операции - движение валютных средств между различными счетами различных лиц или одного лица. резиденты должны оповещать о зарубежных счетах. физ лица должны оповещать ежегодно о движении денег на иностр счетах, юр лица - каждый день.

операции связанные с движением капиталов.

валютные системы: неконвертируемая валюта (например СССР), ограниченно конвертируемая(основная масса гос-в, текущие операции проходят свободно, а операции связанные с движением капитала гос--во может контролировать: запретить или ограничить), свободноконвертируемая (и текущие операции и операции связанные с движением капитала осуществляются без ограничений. россия имеет свободноконвертируюмую валюту).

защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товара:

- дополнительная пошлина. если импорт осуществляется в таких объемах и на таких условиях, что подрывает внутреннее производство (отрасль).

- антидемпинговая пошлина (экспортные субсидии неразрешимы ответной мерой может быть компенсационная пошлина)

основной принцип ВТО, триада: недискриминация, безусловное предоставление РНБ, постепенное расширение РНБ до национального режима.

пороки прогресса: инфляция, механизация производства -> безработица, цикличность развития

принципы ВТО: недискриминация, РНБ, постепенное расширение РНБ

поборы с импорта: внутренние налоги, импортные пошлиы, специальные защитные пошлины

приграничная торговля (торговля между соседними областями различнх гос-в)

Свободные экономические зоны (free economic air) - небольшой кусок территории гос-ва, где действует особый, льготный торговый режим.:

- экспортные

- технологические

- таможенные

- научно-технические

- внедренческие

Экспортный и импортный контроль.

экспорт:

1. вооружения и военная техника

2. ядерные технологии и технологии двойного назначения

3. культурные ценности

4. стратегически важные, новые технологии

способы экспортного конроля:

- квоты

- разовые лицензии

- вывоз под контролем и наблюдение

- сертификат конечного потребителя

импортный контроль:

- соответсвие стандартам безопастности, которые существуют в РФ.

- наблюдейние за импортом (не квота. Вы должны предоставлять на таможню информацию об импортированном товаре)

- предотгрузочная инспекция (проверка качества товара, в момент отгрузки товара, предназначенный для потребления на терр РФ.) может быть осуществленна как гос орг, так и негос

меры поощрения экспорта и импорта

импорта:

- снижение пошлин

экспорт:

- освобождение экспортных товаров от всех видов налогов и пошлин

- облегчение таможенных формальностей

- льготное гос кредитование экспорта

- гос страхование экспортных кредитов

- гос экспортная субсидия

- содействие гос органов экспортерам:

а) гос система внешнеторговой информации

б) системы внешнеторговой статистики и коньюктуры

в) действие руководителей госудраств

г) дейсвтие посольств, консульств, торговых представительств

д) выставки и ярмарки за гос счет

е) рекламные компание за гос счет

ж) содействие разведовательных служб

международное регулирование:

- двусторонние соглашения

- региональные экономические группировки

- регулирование на универсальном (планетарном, международном) уровне

двусторонние довговры (триада ВТО - принципы)

договоры о предоставлении инвестиций

соглашение об избежании двойного налогооблажения

консульские конвенции

довгоры о правовой помощи

интеграция. степени:

- зона свободной торговли (межгосудраственная региональная эконоимческая организация, в рамках которой отменяется тарифное и нетарифное регулирование в торговле товаров). С третьими странами каждое гос-во-участник строит свою политику самостоятельно. Например с Белорусией у нас зона свободной торговли. North American Free Trade Area (НАФТА) - самая крупная зона. (США, Канада, Мексика, некоторые латино-американские страны).

- таможенный союз - межгосудраственная региональная эконоимческая организация, в рамках которой наряду с зоной свободной торговли устанавливается единая таможенная территория, единый таможенный тариф, и единый таможенный орган. в отношении третьих стран - единый таможенный режим.

- общий рынок - наряду с таможенным союзом, обеспечивается свобода движения товаров, услуг, рабочей силы, капиталов, на условиях национального режима. прводится единая торговая политика, в отношении третих стран.

- экономическое соощество - межгосудраственная региональная эконоимческая организация, в рамках которой наряду с общим рынком проводится единая экономическая и частично единая монетарная политика.

- экономический и валютный союз - межгосудраственная региональная эконоимческая организация, в рамках которой наряду с экономическим сообществом, вводится единая валюта и проводится единая мнетарно денежная политика внутри союза и в отношении третьих стран.

в Европейском союзе 27 гос-в, в зоне евро 16 гос-в. не вошли в зону евро Британия, Шведы и ще несколько.

ЕЭС трансформировался в ЕС. экономическая интерграци, социальная интеграция, политическая интеграция.

ОСП - общая система преференций (вводит режимы свободной торговли) входит около 80 стран

направления интерграции:

- экономический валютный союз.

- единая социлаьная политика

- единая политика международной безопасности

органы европейского союза: европейсский совет (там заседют главы правительств и государств) есть в нем председатель. КЭС (комиссия европейского союза) правительство ЕС. Европейский Парламент, Европейский суд, Палата аудиторов (счетная палата), европейская система центральных банков (1 уровень - ЕЦБ (европейский центральный банк) 2 уровень ЦБ европейских стран).

правовая система ЕС. первичное право- межд договоры, вторичное право - нормативно-правовые акты ЕС: регламенты, директивы, постановления, рекомендации, заключения, решения европейского суда

Лиссбонский договор (2009 года вст в силу).

введен пост - председатель европейского совета.

принятие решений в евросовете - 55% гос-в членов ес, 65% население (такое квалифицированное большинство)

верховный представитель по иностранным делам ЕС - примерно равно министр иностранных дел ЕС.

пакт экономической стабильности.

общеевропейское экономическое пространство.

наиболее влиятельные межд организации

ВТО, ОЭСС, ЮНКТАД,

конференции: конференция 20ки; большая 8ка; конференции министров экономики, финансов и цб 20ки;

ВТО (95год)

Маракешское соглашение образовало ВТО

сейчас 153 полных члена и 32 наблюдателя

единая система, закрытая, с единым торговым режимом (триада) для гос-в участников и единым дискриминационным режимом в отношении третьих стран, ВТО закрепляет и отражает интересы высокоразвитых стран, используя ренту развития, ПИС и услуги.

25% ВВП - производство товаров

45-50% - услуги (в том числе финансовые %ов 25)

15%- ПИС

ВТО малоэффективно потому что постоянно возникают споры, происходит кризис.

Основной принцип ВТО - триада

правктическое ограничение нетарифного регулирования и постепенное снижение импортных пошлин

(стандарты 4-6 - сырье, полуфабрикаты 6-8, готовая продукция не больше 12%)

принципы унификация, гармонизация и либерализация международной торговли

замена одностороннего внутреннего государственного механизма правового регулирования ВЕД (нац тариф и не тариф мер) регулированием внешнеэкономических споров в ВТО, путем ведния межгосударственных переговоров.

направления деятельности ВТО:

- проведение многосторонних переговоро и создание многосторонних международных договоров по вопросам международной торговли, наблюдейние за реализацией этих договоров

- поддержка международного механизма разрешения споров

- льготы для отдельных членов ВТО

орагны ВТО: конференция министров

генеральный совет ВТО: совет по товарам, услугам и ПИС

секритериат и разные комитеты

ГАТТ генеральное соглашение по торговле и тарифам

ГАТС - генеральное соглашение по торговле и услугам

ТРИПС - соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности

договоренность по разрешению споров

договор по наблюдению за международной торговлей

отдельные ММД

соглашение по торговле гражданской авиатехникой

соглашение по гос закупкам

международное соглашение по молочным продуктам

международное соглашение по говядине

принципы ВТО:

триада(недискриминация, бесусловное предаставление РНБ в торговле товарами, услугами, правами интеллектуальной собственности, рабочей силы, допуска предпринимательской деятельности и постепенное расширение РНБ до национального режима), регулирование межд торговли на основе таможенного-тарифного метода регулирования, с ограничением и постепенным исключением методов нетарифных методов, постепенное снижение таможенных пошлин,

частно-правовой основе, свобода транзита, защита нац интересов исключительно тарифными мерами с ограничением и постепенным исключением нетарифных мер, постепенное снижение таможенных пошлин, разрешение межгосударственных торговых споров в ВТО, с ограничением односторонних гос мер, обеспечение конкренции, льготный режим для развивающихся стран, заключение региональных торг соглашений.

Организация междунродного сотрудничества и развития (ОМСР) (на основе "плана Маршала")

это, по существу штаб принятия основных экономических решений

7: США, Англия, Япония, Германия, Канада, Франция, Италия (?)

8: Россия

там есть группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (27 гос-в)

ведет черный список афшорных компаний и зон

действует международное энергетическое агенство под эгидой ОМСР

регулирование деятельности транснациональных корпораций

ЮНКТАД - статус близкий к статусу специализированых агенств ООН (1966 году создано)

билдербегский клуб - клуб мировых олигархов (от нас там Чуюайс)

римский клуб

трехстороння комиссия

функции денег:

- средство платежа

- мера стоимости

- средство накопления

Метод паритета покупательной способности - определение соотношения стоимости денег по возможности покупать в своей стране на одну и ту же сумму денег одинаковых товаров.

валютные операции:

текущие - обслуживают функцию платежа.

движение капитала - кредиты, тогровля ценными бумагами, недвижимость, долгосрочные активы.

признаки свободноконвертируемой валюты: все расчеты на территории страны только в национальной валюте; свободный обмен мировых валют через любые кредитные организации; свободный перевод, ввоз и вывоз ценных бумаг, денег и драгоценных , наличная валюта имеет широкое хождение за пределами госудраства- эмитента, прямая связь внутреннего валютного рынка с мировым валютным рынком.

ограниченно конвертируемая валюта: все расчеты на территории страны только в национальной валюте, огрпничченный обмен иносранной валюты через уполномоченные банки (банки имеющие лицензию на проведение таких операций) под контролем ЦБ, свободный ввоз и перевод в страну, но ограниченный ввывоз и перевод из страны валютных ценностей и ценных бумаг, наличная валюта имеет ограниченное хождение за пределами государства, внутренний валютный рынок изолирован от внешнего, не имеет прямой связи.

валютная интервенция, ставка рефинансирования (ставка, под которую ЦБ дает кредиты коммерческим банкам) кредитная экспанися, операции ЦБ на открытом рынке, обязательные экономические нормативы для банков (обязательные резервы - процент от средств банков, норматив достаточноси капиталов и подобное),

МВФ - специализированное агенство ООН, 154 госудраства, решения 85% голосов, количество голосов зависит от доли в уставном фонде, штаб квартира в Вашингтоне, у США доля в уствном фонде 17-18% , доля России примерно 4%.

задачи: валютное регулирование и контроль, финансовая помощь государсвам -членам, при краткосрочном дефиците платежного балланса, кредиты на стабилизацию национальной валюты, консультирование, сотрудничество по ведению финансовых переговоров.

МВФ в тесном контакте с ВТО по вопросам валютного регулирования.

в европейском союзе - система европейских банков: ЕЦБ - управляет евро, совет ЦентроБанков всех госудраств-членов евросоюза.

Банк международных расчетов в Базеле - важный и тайный центр упалвления международной валютой. вырабатывает дерективы банковские об управлении.

МСФО - международные стандарты финансовой отчетности.

кредитные организации: банки, не банковские кредитные организации

черты ямайской валютной системы:

- демонетизация золота

- плавающие (свободные) курсы валют

- многовалютный стандарт (SDR special drawing rights): держатели: мвф и государства.эмитировать sdr может МВФ, безналично, распределение средств между государствами - участнивакми мвф, пропорционально доли госудраств в мвф

- государство не обязано поддерживать паритет своей валюты по отношению к другим, но могут это делать.

- государству запрещается выражать валютный курс через золото

- МВФ наблюдает за политикой гос-в в области формирования валютного курса и предупреждают деятельность по манипуляции (махинации) с валютой. есть два способа расчета валютного курса:1. по спросу и предложению (возможны любые колебания курсов). 2. по паритету покупательской способности.

ПМТ: комплексная отрасль, которая включает гражданско -правовые и административно-правовые отрасли, плюс международно-правовые обычаи, которые применяются по соглашению сторон, иногда, в случае, если вопрос не урегулирован договором.

выбор применимого права.

пубдлично правовые подотрасли:

интеллектуальные права:

инт исключительные (имущественные)

инт личные неимущественные

инт иные права

имущественные права:

- корпоративные права: право на дивиденд, право на управление, право на ликвидационные доли

- вещьные права: собственности и иные права (иные возникают по договору (аренда, например) и по закону: узуфрукты, сервитуты, супефиции и пр). (статика,

фиксация: кому что принадлежит. абсолютные права. уполномачивание и обязывание)

- исключительные права (res incorporates)

- обязательственные права (динамика), права требования

факторинг - уступка финансирования под уступку требования

обязательства :договорные и вне договорные (по закону, деликту)

объекты: товары, деньги, инвестиции и предпринимательские технологии

субъекты: лица (российские и зарубежные) определить какие- по личному закону и гос принадлежности.

основание : сделка, реже деликт

содержание: права и обящаности по сделке

адволорные пошлины - от стоимости товара, специфическая пошлина - в зависимости от объема (наприме 2 доллара за тонну), комбинированный (и то и другое)

внешняя торговля в идеале и теории должна осуществляться свободно; товары идущие на экспорт освобождаются от всех налогов, пошлин и сборов, ; поэтому существует триединая задача гос регулирования:1. экономическая (купи дешевле, продай дороже, получение прибыли), 2. защита нац производителя (триада: 1. страны имеют разную обеспеченность ресурсами и условиями. 2. абсолютные страновые преимущества. 3. относительные страновые преимущества.) 3. гос, национальная безопасность.

стимулируется экспорт и ограничивается импорт. тарифное - импортные пошлины (дополнительный налог, который имеет фискальную и регулирующую функции: товар, который идет на экспорт мы отправляем без налогов, чтобы дешевле была себистоимость, но ввоз ограничивается импортной пошлиной.)

ТНВЭД. список всех товаров, которые продаются.

методы оценки размера пошлины: одвалерная (от стоимости товара), таможенный тариф (систематезированный каталог, в котором определены размеры пошлины по ТНВЭД), в таможенном тарифе есть несколько колонок, в которых определяется размер пошлины для различных категорий стран. по правилам МВФ основынм регулятором является тарифные меры регулирования. а нетарифные меры почти исключены, допускаются только в случаях, перечисленных в международных договорах и нац законодательтсвах.

экспортная пошлина применяется в особых случаях: для редких или особо важных товаров.

нетарифные: квотирование и лецнзирование (контингентирование), скрытые нетарифные меры (требования к упаковке, безопасности, маркировке и тп)

нетарифные меры возможны только в случаях разрешенных законом: мы можем ограничивать экспорт товаров, если это угрожает внтуреннему рынку.

запреты и ограничения, метод регулирования внешнеторговой деятельности.

- для защиты нац интересов

- запреты в целях участия международных санкциях

- в целях равновесия плетежного баланса РФ

- для защиты валютного регулирования

- ответные меры

Наши рекомендации