Принципы, цели и задачи финансирования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Финансирование высшего образования
В Федеративной Республике Германия
по дисциплине «Государственное и общественное управление образованием»
Выполнила
студентка гр. 4142/1 Я.Ю.Балух
Руководитель
доцент, к.э.н. Е.О.Борщевская
«13» апреля 2012 г.
«23» апреля 2012 г.
«27» апреля 2012 г.
«02» мая 2012 г.
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Глава 1. Финансирование как метод управления высшим образованием . . | |
1.1. Принципы, цели и задачи финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
1.2. Органы управления финансированием системы высшего образования | |
1.3. Модели, показатели финансирования высшего образования . . . . . . . . | |
Глава 2. Источники и процедуры финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
2.1. Процедуры государственного финансирования высшего образования | |
2.2. Выполнение работ на заказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
2.3. Студенческие взносы и взносы за зачисление в университет . . . . . . . . | |
2.4. Спонсорские взносы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
2.5. Плата за обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
2.6. Стипендии и гранты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
2.7. Платежи за обучение иностранцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
ВВЕДЕНИЕ
Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям. Правительство Германии заинтересовано в качественной подготовке профессиональных кадров широкого профиля в различных научных областях и ежегодно выделяет крупные суммы на развитие системы немецкого образования [11]. Помимо государственного субсидирования, существует ряд других источников, которые также играют немаловажную роль в процессе развития высшего образования.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время финансирование является востребованным методом управления образованием и на примере ФРГ можно рассмотреть, каким образом этот метод обеспечивает качество образования.
Цель данной курсовой работы – исследовать финансирование как экономический метод управлениявысшим образованием в ФРГ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть органы управления финансированием высшего образования;
2) рассмотреть модели и показатели, которые характеризуют финансирование системы высшего образования;
3) определить источники финансирования высших учебных заведений;
4) установить процедуры финансирования высшего образования.
Объект исследования данной работы – высшее образование в ФРГ. Предмет исследования – финансирование высшего образования в Германии.
ГЛАВА 1. ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ГЕРМАНИИ
Принципы, цели и задачи финансирования
Финансирование образования – это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление деятельности образовательного учреждения.
Финансирование осуществляется на принципах:
- плановости – средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);
- целевой направленности – использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;
- безвозвратности – у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;
- выделений средств по мере их расходования;
- экономии – рационального расходования средств.
Эти принципы отражают общий подход к использованию финансовых ресурсов, т.е. формированию и расходованию фондов денежных средств. В общем виде финансирование можно представить как обеспечение какого-либо процесса деньгами в нужное время, на определенные цели и в необходимой сумме [18].
Главной целью финансирования образования является поддержание образовательной деятельности в государстве в виде предоставления необходимых финансовых ресурсов. Для этого устанавливается ряд задач:
- определение размеров потребности в выделяемых средствах;
- усиление надзора за расходованием средств;
- поиск дополнительных источников финансирования;
- совершенствование механизмов финансирования.
Таким образом, с помощью финансирования достигаются и общие цели управления системой высшего образования: обеспечение доступности образования, контроль за рациональным расходованием государственных финансов, обоснование размеров и форм государственного финансирования.
1.2. Органы управления финансированием
системы высшего образования
Основная ответственность за предоставление образования и его финансирование в Германии ложится на государственные власти различного уровня. Поэтому одним из важнейших аспектов образовательной политики стало распределение ответственности между центральным, региональным и местным уровнями управления.
В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основании Рамочного закона о высшем образовании от 1976 г.
В Германии действует трехуровневая система управления образованием: на уровне федерального центра, земель и муниципалитетов. Общегерманское Министерство образования осуществляет сугубо координаторские функции: разрабатывает концепцию образовательной политики, определяет общенациональные юридические рамки функционирования системы образования, выделяет средства на расширение вузов и создание современной инфраструктуры для их эффективной деятельности [12].
Руководящими органами системы образования в ФРГ являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель ФРГ и Конференция ректоров учебных заведений Германии. Устав вуза разрабатывается самим коллективом. Руководство осуществляет ректор или президент, проректоры или вице-президенты и канцлер. Академический сенат контролирует учебную и научную работу. Он формируется их представителей вуза, студенчества, внешних организаций [11].
Фактически финансовыми и административными (кадровыми) вопросами образования в каждой из Земель ведает свое министерство, где действует свой закон об образовании, составленный на основе Рамочного федерального закона. Министры входят в общенациональную Постоянную конференцию, где решения принимаются консенсусом и имеют рекомендательный характер [10].
Земли, помимо прочего, полностью покрывают затраты на оплату труда преподавателей и другого персонала, а также расходы на обслуживание зданий и оборудования. В случае модернизации существующих зданий и сооружений или строительства новых федерация участвует в затратах, внося 50% суммы в соответствии с Основным законом, принятым в 1969 г. земельные власти передают вузам решение многих финансовых и административных вопросов, оставляя за собой общую стратегическую ответственность за сферу высшего образования [14].