Принципы, цели и задачи финансирования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Финансирование высшего образования

В Федеративной Республике Германия

по дисциплине «Государственное и общественное управление образованием»

Выполнила

студентка гр. 4142/1 Я.Ю.Балух

Руководитель

доцент, к.э.н. Е.О.Борщевская

«13» апреля 2012 г.

«23» апреля 2012 г.

«27» апреля 2012 г.

«02» мая 2012 г.

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Финансирование как метод управления высшим образованием . .
1.1. Принципы, цели и задачи финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Органы управления финансированием системы высшего образования
1.3. Модели, показатели финансирования высшего образования . . . . . . . .
Глава 2. Источники и процедуры финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Процедуры государственного финансирования высшего образования
2.2. Выполнение работ на заказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Студенческие взносы и взносы за зачисление в университет . . . . . . . .
2.4. Спонсорские взносы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.5. Плата за обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.6. Стипендии и гранты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.7. Платежи за обучение иностранцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ВВЕДЕНИЕ

Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям. Правительство Германии заинтересовано в качественной подготовке профессиональных кадров широкого профиля в различных научных областях и ежегодно выделяет крупные суммы на развитие системы немецкого образования [11]. Помимо государственного субсидирования, существует ряд других источников, которые также играют немаловажную роль в процессе развития высшего образования.

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время финансирование является востребованным методом управления образованием и на примере ФРГ можно рассмотреть, каким образом этот метод обеспечивает качество образования.

Цель данной курсовой работы – исследовать финансирование как экономический метод управлениявысшим образованием в ФРГ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть органы управления финансированием высшего образования;

2) рассмотреть модели и показатели, которые характеризуют финансирование системы высшего образования;

3) определить источники финансирования высших учебных заведений;

4) установить процедуры финансирования высшего образования.

Объект исследования данной работы – высшее образование в ФРГ. Предмет исследования – финансирование высшего образования в Германии.

ГЛАВА 1. ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ГЕРМАНИИ

Принципы, цели и задачи финансирования

Финансирование образования – это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление деятельности образовательного учреждения.

Финансирование осуществляется на принципах:

- плановости – средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

- целевой направленности – использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

- безвозвратности – у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;

- выделений средств по мере их расходования;

- экономии – рационального расходования средств.

Эти принципы отражают общий подход к использованию финансовых ресурсов, т.е. формированию и расходованию фондов денежных средств. В общем виде финансирование можно представить как обеспечение какого-либо процесса деньгами в нужное время, на определенные цели и в необходимой сумме [18].

Главной целью финансирования образования является поддержание образовательной деятельности в государстве в виде предоставления необходимых финансовых ресурсов. Для этого устанавливается ряд задач:

- определение размеров потребности в выделяемых средствах;

- усиление надзора за расходованием средств;

- поиск дополнительных источников финансирования;

- совершенствование механизмов финансирования.

Таким образом, с помощью финансирования достигаются и общие цели управления системой высшего образования: обеспечение доступности образования, контроль за рациональным расходованием государственных финансов, обоснование размеров и форм государственного финансирования.

1.2. Органы управления финансированием
системы высшего образования

Основная ответственность за предоставление образования и его финансирование в Германии ложится на государственные власти различного уровня. Поэтому одним из важнейших аспектов образовательной политики стало распределение ответственности между центральным, региональным и местным уровнями управления.

В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основании Рамочного закона о высшем образовании от 1976 г.

В Германии действует трехуровневая система управления образованием: на уровне федерального центра, земель и муниципалитетов. Общегерманское Министерство образования осуществляет сугубо координаторские функции: разрабатывает концепцию образовательной политики, определяет общенациональные юридические рамки функционирования системы образования, выделяет средства на расширение вузов и создание современной инфраструктуры для их эффективной деятельности [12].

Руководящими органами системы образования в ФРГ являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель ФРГ и Конференция ректоров учебных заведений Германии. Устав вуза разрабатывается самим коллективом. Руководство осуществляет ректор или президент, проректоры или вице-президенты и канцлер. Академический сенат контролирует учебную и научную работу. Он формируется их представителей вуза, студенчества, внешних организаций [11].

Фактически финансовыми и административными (кадровыми) вопросами образования в каждой из Земель ведает свое министерство, где действует свой закон об образовании, составленный на основе Рамочного федерального закона. Министры входят в общенациональную Постоянную конференцию, где решения принимаются консенсусом и имеют рекомендательный характер [10].

Земли, помимо прочего, полностью покрывают затраты на оплату труда преподавателей и другого персонала, а также расходы на обслуживание зданий и оборудования. В случае модернизации существующих зданий и сооружений или строительства новых федерация участвует в затратах, внося 50% суммы в соответствии с Основным законом, принятым в 1969 г. земельные власти передают вузам решение многих финансовых и административных вопросов, оставляя за собой общую стратегическую ответственность за сферу высшего образования [14].

Наши рекомендации