Структура курсового проекта. Методические указания

Методические указания

По выполнению курсового проекта

по теме «Бизнес-план инвестиционного проекта»

Краснодар, 2008

Утверждено методической комиссией экономического факультета

Протокол № 10 от 30. 04. 2008 г.

Разработаны проф. Соколовой А.П

Рассмотрены и одобрены к изданию на заседании кафедры организации предпринимательской деятельности 28. 04. 2008 г., протокол № 11

Рецензент: профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности Артемова Е.И.

Методические указания по выполнению курсового проекта по теме «Бизнес-план инвестиционного проекта». – Краснодар. – КубГАУ, - 2008. - 76 с.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии АПК» и 080801.65 «Прикладная информатика в экономике»

Содержание

стр.

Введение 4

1 Структура курсового проекта 7

2 Содержание основной части курсового проекта 11

3 Структура отдельных разделов бизнес-плана 13

3.1 Титульный лист 13

3.2 Резюме, аннотация 13

3.3 Инициатор проекта 14

3.4 Описание продукции 19

3.5 Производственный план 20

3.6 Анализ положения дел в отрасли 30

3.7 Конкуренция и конкурентное преимущество 33

3.8 План маркетинга 36

3.9 План продаж 40

3.10 Организационный план и менеджмент 41

3.11 Финансовый план 45

3.12 Риски и страхование 57

3.13 Обеспечение 62

4 Оформление текста курсового проекта 64

Приложение А 74

Литература 75

Введение

Курсовой проект по теме «Бизнес-планирование инвестиционного проекта» разрабатывается студентами высших учебных заведений на завершающем этапе обучения после получения необходимых теоретических и практических знаний. Он свидетельствует о степени готовности будущего специалиста к самостоятельной практической работе. В процессе написания проекта студент закрепляет и расширяет полученные в процессе обучения знания, показывает способность обобщать, анализировать практические материалы. Его цель – показать умение грамотно и аргументировано излагать свои мысли и формулировать экономически обоснованные предложения, определять перспективы развития предприятия и отрасли.

Тема, предлагаемая студентам для курсового проектирования, является одной из наиболее перспективных для закрепления студентом полученных экономических знаний. Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:

· определить пути и способы достижения поставленных целей;

· максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;

· предотвратить ошибочные действия;

· отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;

· доказать и продемонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;

· смягчить влияние слабых сторон предприятия;

· определить потребность в капитале и денежных средствах;

· своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

· полнее использовать инновации в своей деятельности;

· объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;

· обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия.

Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей. Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.

Следовательно, для преодоления системного кризиса в России необходимо рыночные механизмы сочетать с индикативно-договорным планированием и разработкой бизнес-планов в системе взаимоувязанных прогнозных показателей, которые служат основой заключения долгосрочных контрактов между предприятиями и формирования бюджетов всех уровней управления в стране.

Таким образом, курсовой проект должен представлять собой законченный обоснованный бизнес-план, готовый к использованию предпринимателями и государственными структурами различных уровней.

Направление планирования студент выбирает самостоятельно, на основания собственного опыта, полученных знаний во время обучения в высшем учебном заведении и практического опыта, полученного во время прохождения учебной практики. Бизнес-план разрабатывается для действующего предприятия либо для его производственного подразделения с ориентацией на их развитие или финансовое оздоровление. Желательно, чтобы тема курсового проекта была согласована с темой научных исследований студента, осуществляемых под руководством дипломного руководителя, а основные положения курсового проекта в дальнейшем использовались в дипломном проектировании.

Студент может выбрать одно из следующих направлений бизнес-планирования:

1) бизнес-план организации – это программа развития организации на предстоящий плановый период с указанием необходимых и достаточных социально-экономических показателей для обоснования привлечения нужных объемов инвестиций и ресурсов;

2) бизнес-план заявки на кредит – разрабатывается с целью получения заемных средств от организации-кредитора;

3) бизнес-план инвестиционного проекта – это изложение результатов маркетинговых исследований, обоснование стратегии освоения рынка, предлагаемых конечных экономических и финансовых результатов;

4) бизнес-план структурного подразделения – это изложение плана деятельности подразделения;

5) бизнес-план заявки на грант – составляется для получения инвестиций из государственных бюджетов различных уровней и/или различных отечественных либо зарубежных фондов с целью решения социально-экономических проблем. Такой бизнес-план сопровождается обоснованием прямых и косвенных экономических, социальных, научно-технических преимуществ для общества при условии выделения средств или ресурсов под предлагаемый проект;

6) бизнес-план развития региона – это обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для регионов, наделенных бюджетными полномочиями;

7) бизнес-план учреждения – это обоснование перспектив и значимости социально-экономического развития учреждения (например, вуза, поликлиники, школы, научно-технического центра и т. д.). При этом определяется потребность в ресурсах по плановым периодам.

При сборе информации для проектирования студент использует данные бухгалтерской и статистической отчетности, плановые документы предприятия, законодательные, нормативные и инструктивные документы, рекомендации ученых и специалистов в выбранной области исследований.

Объем работы должен составлять 40-60 страниц в зависимости от выбранного направления планирования и масштабности исследований. Перед тем как приступить к разработке проекта, студент согласовывает конкретную структуру работы, последовательность сбора материалов и проведения расчетов с руководителем. Осуществляя конкретные исследования, студент систематически получает консультации руководителя и корректирует свои действия.

Структура курсового проекта

Курсовой проект должен иметь следующую структуру.

· Титульный лист

· Содержание

· Введение

· Теоретическая часть

· Бизнес-план

· Заключение

· Список использованных источников

· Приложения

Содержание отдельных разделов и их объем должны быть следующими.

Титульный листзаполняется по форме, приведенной в приложении А. В нем должно содержаться наименование учебного заведения и кафедры, тема работы, фамилия, имя, отчество автора работы и руководителя курсового проекта, дата сдачи проекта на проверку. После проверки проекта руководителем и его защиты на титульной странице будут сделаны соответствующие заключения.

Содержаниевключает наименование всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц.

Введениедолжно содержать обоснование выбранного для исследования направления бизнес-планирования. В нем необходимо отразить актуальность выбранной темы, цели и задачи работы, объект исследования, применяемые методы исследования, источники информации, используемые студентом при написании курсового проекта. Объем введения не должен превышать двух страниц.

Теоретическая часть должна иметь конкретное наименование. Здесь проводится обзор литературных источников, отражается мнение различных авторов, отечественных и зарубежных, по различным аспектам выбранной темы, обосновывается необходимость бизнес-планирования как необходимого элемента функционирования современной экономики и основы управления предприятием. Приводится классификация бизнес-планов, особенности различных типов и видов бизнес-проектов. Описываются программные средства для разработки, анализа и оценки инвестиционных проектов, рекомендуемые отечественными министерствами и ведомствами, в также зарубежными организациями. Приводится современная нормативно-правовая база по регулированию различных аспектов стратегического планирования. В ходе изложения материала студент должен указать и обосновать свою точку зрения на те или иные аспекты планирования. При необходимости этот раздел может содержать 2-3 подраздела, его объем – 10-15 страниц.

Бизнес-план– основная часть курсового проекта. Именно на этой главе должны быть сосредоточены основные усилия студента. Этот раздел должен иметь определенную структуру, которая будет приведена ниже. Однако практика бизнес-планирования в нашей стране не предусматривает необходимости придерживаться четкой структуры разделов бизнес-плана. Поэтому по согласованию с руководителем студент может в некоторой степени изменить структуру в соответствии с выбранным направлением планирования и предназначением бизнес-плана. Часть материала, которая не носит принципиального характера либо является конкретизацией приведенных положений и является громоздкой, может быть изъята из раздела и представлена в приложении к бизнес-плану.

При работе над этим разделом большое значении имеет информированность студента, умение адаптировать полученные теоретические знания и практические рекомендации к сложившейся на предприятии ситуации.

Прежде чем приступить к созданию этого раздела, необходимо иметь весь комплекс необходимой информации. В общем виде для ее сбора рекомендуется следующая последовательность действий.

1) Определение источников нужной информации. Ими могут быть учебники по бизнес-планированию, фирмы по управленческому консультированию, отраслевые издания, аудиторские фирмы, компетентные специалисты предприятий. Могут быть также использованы ресурсы и средства Интернета.

2) Определение целей разработки. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван решить бизнес-план. Формулировка целей проекта должна содержать следующее:

· задачи и действия предприятия с точки зрения продвижения его основных услуг или товаров, его рынков и технологий;

· особенности внешней среды по отношению к фирме и основные принципы ее деятельности;

· оценка культуры организации, рабочего климата, существующего внутри предприятия.

После определения целей проекта приступают к поиску и оценке альтернативных способов достижения цели проекта. Для возможности определения степени достижения целей проекта необходимо выбрать соответствующие критерии. На основе этих критериев можно оценить альтернативные решения по достижению целей проекта. Таким образом, можно отметить, что цели проекта должны быть четко определены: они должны иметь ясный смысл; результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а заданные ограничения и требования должны быть выполнимы.

3) Определение целевых адресатов. Будут ли это свои сотрудники или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные предприятия. Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей. Фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь за счет выпуска или продажи акций, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане необходимо указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности.

4) Установление общей структуры создаваемого документа.

5) Сбор информации для подготовки каждого их намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имею необходимый опыт и знания для составления бизнес-плана. Прежде всего, это работники организации, хорошо знающие внутреннюю среду предприятия, имеющие опыт работы, а возможно и идеи относительно дальнейшего совершенствования работы организации. Эти идеи, вполне вероятно, и будут положены в основу вашего бизнес-плана. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сфере финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. В качестве консультантов могут привлекаться преподаватели университета, в первую очередь руководители курсового и дипломного проектирования.

Перед тем как заняться сбором информации, полезно составить вопросник, который включает существенные вопросы по каждому из разделов бизнес-плана.

6) Написание бизнес-плана.

Бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным. Исключается использование профессиональных терминов, непонятных неспециалисту в данной области.

Необходимо отметить, что банки и инвестиционные компании ежедневно рассматривают множество предложений, поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить это документ.

При работе над этим разделом следует обратить внимание не только на содержание, но и на внешний вид бизнес-плана. Следует использовать деловую графику – диаграммы, схемы, таблицы, что позволяет лучше воспринимать представленную информацию.

Раздел может состоять из 30-50 страниц.

Заключениепредставляет обобщение проведенных исследований. Оно содержит основные выводы о целесообразности использования представленного в курсовом проекте бизнес-плана. Объем – 1-2 страницы.

Список литературысодержит нормативно-правовые и литературные источники, материал которых использовался в работе. Он должен содержать не менее 10 источников.

Приложениясодержат вспомогательный материал, который не имеет непосредственного отношенияк представленному в курсовом проектебизнес-плану, но, по мнению студента, позволяет получить боле широкое представление о бизнес-планировании либо конкретизирует представленную в проекте теоретическую или практическую информацию.

Содержание основной части курсового проекта

Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности и целью составления. Очевидно, чем крупнее предприятие, тем сложнее его функциональна деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов. Соответственно, бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему. Если проектом предусмотрена организация производства новой продукции или предоставления новых услуг, то должен быть разработан весьма подробный план. Если же речь идет об увеличении объема выпуска уже освоенных товаров или предоставления традиционных услуг, то бизнес-план может быть простым по структуре и содержанию. Поэтому здесь будут представлены лишь краткие рекомендации по составлению основных разделов плана. Студент самостоятельно, опираясь на полученные знания и творческую инициативу, дорабатывает содержание разделов бизнес-плана. При этом целесообразно:

· акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы – работникам предприятия, партнерам или другим внешним потребителям;

· представит сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана;

· аргументировать все расчеты и показатели таким образом, чтобы они были реализуемыми и достоверными, без преувеличения и приукрашивания экономических результатов реализации проекта.

Примерная структура бизнес-плана следующая:

1) Титульный лист

2) Резюме, аннотация

3) Инициатор проекта

4) Описание продукции

5) Производственный план

6) Анализ положения дел в отрасли

7) Конкуренция и конкурентное преимущество

8) План маркетинга

9) План продаж

10) Организационный план и менеджмент

11) Финансовый план

12) Риски и страхование

13) Обеспечение

Однако разрабатывать бизнес-план в такой последовательности нецелесообразно. Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес-идеи.

Непосредственно начать разработку бизнес-плана необходимо с описания продукции (услуги), уделяя особое внимание конкурентоспособности и патентно-лицензионным вопросам. Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы являются ключевыми – без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных разделов не имеет смысла.

Не надо жалеть времени на первичный сбор и анализ информации, так как вероятнее всего вам придется составить несколько вариантов бизнес-плана для различных целей. И конечно, особое внимание необходимо уделить эффективности реализации проекта, возможным рискам и гарантиям возврата инвестиций.

Более приемлемой является, на наш взгляд, следующая последовательность работы в процессе формирования бизнес-плана:

1) Сбор и анализ информации о продукции (услугах). Описание продукции (услуг).

2) Сбор и анализ информации по рынку сбыта (маркетинг).

3) Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли (описание предприятия и отрасли).

4) Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами (производственный план).

5) Расчет необходимого капитала и источников финансирования (финансовый план).

6) Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности (направленность и эффективность проекта).

7) Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта (организационный план).

8) Решение вопроса рисков и гарантий (риски и гарантии).

9) Подбор материалов и составление приложений.

10) Составление краткого содержания проекта (резюме).

11) Составление аннотации на проект (аннотация).

12) Оформление титульного листа.

Структура отдельных разделов бизнес-плана

Титульный лист

Титульный лист в обязательном порядке должен содержать следующие сведения:

1) полное официальное название фирмы, под которым она значится в регистрационных документах. Если у фирмы есть фирменный знак, то следует также поместить его на титульном листе после названия фирмы;

2) наименование организационно-правовой формы предприятия;

3) юридический адрес фирмы, т.е. адрес, указанный в регистрационных документах предприятия;

4) почтовый адрес фирмы, который может отличаться от юридического;

5) телекоммуникационные реквизиты: номера телефонов, факсов, электронной почты;

6) фамилии и должности сотрудников фирмы, которые будут выступать как контактные лица.

7) наименование проекта;

8) утверждающая подпись руководителя предприятия – инициатора проекта;

9) год и месяц оставления бизнес-плана.

Титульный лист бизнес-плана – это визуальное обращение разработчиков к потенциальному инвестору или партнеру, которое создает первое впечатление. С учетом этого обстоятельства титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным, на нем можно привести эмблему и логотип предприятия. Очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, на упаковке и т. д., будет жить вместе с бизнесом. Хорошее название должно соответствовать вашему роду занятий, указывать на наш бизнес или месторасположение, вызывать положительные эмоции.

Резюме, аннотация

Бизнес-план может содержать резюме или обзорный раздел. В этом разделе в нескольких пунктах в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывается его сущность. Основой для написания резюме служит информация, содержащаяся во всех разделах бизнес-плана. Поэтому этот раздел, как правило, готовится после того, как составлен весь проект.

Рекомендуемая структура резюме:

1) краткое описание проекта, его цели и задачи;

2) ресурсное обеспечение;

3) механизм реализации;

4) уникальность или конкурентоспособность продукции или услуги;

5) объем требуемого внешнего финансирования;

6) объем собственного вклада;

7) оценка экономической эффективности проекта: дисконтированный срок окупаемости, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности, точка безубыточности проекта, срок возврата заемных средств.

Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно на основе представленной здесь информации потенциальные инвесторы могут составить первоначальное мнение, которое часто имеет решающее значение для проекта в целом.

Основные требования к резюме – простота, лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 1-2 листов. Иногда вместо резюме составляется аннотация проекта.В аннотации обычно дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5-2 страницы). Аннотация может включать:

1) название предприятия;

2) адрес, телефон, факс;

3) Ф.И.О. руководителя предприятия;

4) суть предлагаемого проекта и место реализации;

5) результат реализации проекта;

6) необходимые финансовые ресурсы (сумма запрашиваемых средств и собственный вклад);

7) срок окупаемости проекта;

8) ожидаемая среднегодовая прибыль;

9) предлагаемая форма и условия участия инвестора;

10) возможные гарантии по возврату инвестиций.

Инициатор проекта

Назначение раздела заключается в том, чтобы отразить реалистичность предлагаемого проекта, описать свое предприятие (реальное или будущее), описать ситуацию, сложившуюся в выбранной сфере бизнеса. В этом разделе следует четко и кратко разъяснить два основных момента:

1) что представляет собой предприятие с точки зрения возможности получения прибыли;

2) на чем будет базироваться его успешная деятельность.

Примерная структура раздела:

Общие данные

Организационно-правовая форма, наименование, адрес и дата регистрации (начала работы).

Руководитель: Ф.И.О. и должность.

Специалисты для контактов.

Телефон, факс, e-mail, internet.

Сфера деятельности и отраслевая принадлежность.

Филиалы и дочерние предприятия (основные виды их деятельности).

История развития предприятия: события, которые повлияли на развитие предприятия, главные успехи и достижения компании в период до настоящего времени. Важные изменения в структуре компании, управлении или собственности.

Опыт работы в сфере деятельности, связанной с предлагаемым проектом.

Учредители (акционеры)

Размер уставного (акционерного) капитала. Количество и номинал выпущенных акций, в том числе обыкновенных и привилегированных.

Доля оплаченного капитала.

Количество и номинал объявленных акций.

Перечень основных учредителей (акционеров), с указанием их долей в капитале (имеющие долю свыше 2%).

Виды и объемы деятельности

Основные виды выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Основные потребители.

Объем продаж, валовая прибыль, прибыль после уплаты налогов (за предыдущие три года, в том числе за последние три квартала).

Численность персонала (общая, административный персонал, инженерно-технический персонал, рабочие, специалисты службы маркетинга и сбыта).

Если предприятие только создается, то этот раздел должен дополнительно содержать обоснование выгодности создаваемого предприятия и опыт заявителей проекта в выбранной сфере или другие причины, обосновывающие этот выбор. В частности, приветствуются ссылки на договоры о намерениях или предварительные договоренности с поставщиками или потребителями.

Возможности любой коммерческой организации характеризуются прежде всего наличием ресурсов – стоимостью основных и оборотных средств, численностью персонала, наличием машин и оборудования и др. Необходимо также оценить финансовое состояние предприятия для выработки оптимальной инвестиционной политики.

Для сельскохозяйственных организаций указывают производственное направление, структуру товарной продукции (по выручке от реализации), площадь сельхозугодий, урожайность культур, поголовье скота и птицы, их продуктивность.

Для характеристики предприятий АПК можно использовать следующие расчетные формы.

Наши рекомендации