Мет-ка ауд. опер. по уч. пз
МЕТ-КА АУД. ПО УЧ. НМА.
Источники инф.: 1) ОргРаспДок: уч. пол.; раб план счетов, приказы и распоряжения о закреплении контрольных функций по учету НМА, свид-во о гос рег объектов интеллект собственности, договоры приобретения искл прав на об интел собственности. 2) Первич док: акты приема об инт соб-ти, акты приема вып работ по НИОКР, док,подтв-щие фактич з-ты по НИОКР.3) уч регистры:инв карточка учета НМА, накопит ведомости учета з-т по каждой научн разработке, Об-сальд ведомость по осн синтетическим счетам 08,04,05. 4) сводные документы: главная книга,бфо.
Цель а-та - выраз. мнение о достов-ти произвед. опер. с НМА и формир. показат. отч-ти по соответ. статьям. Задачи а-та: 1. Пров. состав и стр-ра НМА. 2. Пров. подлин. док-в о принятии НМА к уч. 3. Пров. прав. нач. амор. по объектам НМА. 4. Провер. прав. синт. и ан. уч. 5. Пров. тождест. данных ж-о, гл. кн., ф. № 1,2,5.
Методика:Для накопления ауд док-в аудитор д. подтв-ть предпосылки формирования БО в части учета НМА:
1)существования: убед-ся,что организация имеет право на НМА, убед-ся,что все НМА отражены в отчетности, убед-ся, что отраж в БФО НМА соответствуют критериям ПБУ 14/2007.
2)оценка и полнота: убед-ся в том, что НМА отражены в БФО в соотв оценке, уб-ся в том, что ам НМА начисл в соотв с прин уч пол и предполагаемым СПИ, уб-ся в том, что дох, полу от НМА в рез-те их прочего выбытия отражены полностью и своевременно.
3) представлении е и раскрытие: уб-ся в том, что вся существенная инф о НМА раскрыта в бфо наиболее полно.
1 этап. Рассмотреть пор класс-и и оценки НМА, для этого а-р должен получить ответы на сл вопросы:
-прин к учету НМа соотв утв критериям?
- все ли НМА, прин ауд лицом, подтв-ны док-но и отн-ся к об инт собственности?
Особое внимание а-р должен уделить затратам на НИОКР. 1. Док. подтв-е авторского права на изобретение законодательным актом. Д08 К10,70,69 Д04 К08. 2. Если патента нет, то произв-ые з-ты м.б приняты в качестве НМА, но с обособл ведением ан учета Д08 К10,70,69 Д04/ниокр не подтв патентом К08. 3.Разработка не запатентована или не дала полож рез-та. Д08 К10,70,69 Д91.2 К08.
- правильно ли ауд лицо отразило з-ты по формир первонач ст-ти НМА?
-Ипользует ли предприятие в уч процессе переоценку НМА и правильно ли отражены рез-ты этой переоценки?
2 этап. Подтв-ть СПИ НМА и способ начисления ам-ции.
-соотв ли способ нач ам ПБУ 14/2007 и уч пол?
-правильно ли отражены хоз оп по амортизации НМА на сч б/уч?
3 этап. Уб-ся в полноте и достоверности отражения хоз оп по учету выбытия НМА.
-завершен ли СПИ списанного НМА? Если не завершен, то а-р должен убедиться в целесообразности списания объекта до истечении СПИ.
-правильно ли опр-на дог ст-ть по реализуемым объектам инт собственности?
-правильно ли отражены хох оп по выбытию НМА на сч бух учета?
МЕТ-КА АУД. ОПЕР. ПО УЧ. ПЗ.
Источники инф.: уч. пол., учред. док., дог-ры поставки, дог. о полной мат. ответ., соглаш., номенклатура-ценник, ярлыки, перв. док. по расх. МПЗ, книга покупок, книга продаж, сч-ф, довер-ти, , акт о приемке матер-в, Л-З К, треб-накл, накл. на отпуск мат-в на сторону, карт. уч. мат., уч. регистры при комп. обработке-анализ сч-в 10, 14,15,16,41,43 и др., ж-о № 6,10,10/1, гл. кн., ф. №1,5, поясн. записка.Цель а-та – проверка прав. орг. уч. поступ. и испол. ПЗ и формир. достов. мнения отн-но прав-ти класс. ПЗ, реальности их оценки и достов. отраж. в уч. Задачи а-та: 1. Изуч. уч.пол. по дан. напрвл. 2. Изуч. состава и стр. ПЗ. 3. Установ. налич. и сохран. МПЗ. 4. Ознакомл. с услов. их хран. 5. Подтвер. прав. оценки МПЗ. 6. Оценка прав. отраж. в учете опер. по поступ., испол. и реал. МПЗ. 7. Проверка кач. проводимых инвен-й Осн. направ. ауд. МПЗ: Проверка сохранности и использования тмц на предприятии начинается с ознакомления с работой материального отдела бухгалтерии. Объектами внимания аудитора являются: состав, подчиненность и квалификация учетных кадров; перечень используемых нормативных документов; наличие графика (схемы) документооборота; обоснованность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций с МПЗ; используемые методы внутреннего контроля для проверки отклонений фактического расхода материалов от норм; соблюдение сроков проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и порядок оформления их результатов.
Аудитору следует убедиться в наличии оформленных договоров с материально-ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и порядке проведения инвентаризаций.
Аудитор проводит оценку систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета МПЗ и определяет объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняет аудиторский риск.
Аудитор определяет, в результате каких операций материально-производственные ресурсы поступают на предприятие и осуществляется их расход. Все эти операции могут быть классифицированы аудитором на типичные и нетипичные. Типичные операции проверяются выборочно, а нетипичные подвергаются сплошному изучению. Аудитор проверяет неотфактурованные поставки. Они должны быть отражены в регистре по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по цене последней партии поступления по каждой поставке отдельно, причем вместо номера должна ставиться буква «Н» (неотфактурованные). Аудитор уточняет, какие были сделаны в учете записи по оприходованию таких материальных ценностей.
Проверяя организацию бухгалтерского учета материальных ресурсов на предприятии, аудитор на основе изучения и сопоставления данных первичных расчет-но-платежных документов (счетов-фактур, накладных и т.д.) и учетных регистров (карточек складского учета, отчетов о движении ценностей и др.) устанавливает полноту оприходования производственных запасов, правильность их классификации и оценки, обоснованность списания в расход. Определяется, все ли необходимые реквизиты указаны в документации, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соответствуют ли действующему законодательству хозяйственные операции.
Аудитору следует убедиться в соблюдении принятого на предприятии варианта учета (с использованием счета 15, 16 или без их использования), закрепленного в учетной политике.
Обязательному контролю подлежит обоснованность применения налоговых вычетов по НДС по приобретенным материальным ценностям.
Обоснованность списания материальных ресурсов в расход выясняется по данным соответствующих первичных документов (накладных, требований на отпуск, лимитно-заборных карт и др.). Аудитору необходимо установить правильность оценки материальных ресурсов по таким операциям. Оценка должна производиться в соответствии с методом, закрепленным в учетной политике предприятия
Если в отчетном периоде производилась уценка отдельных производственных запасов, то в наличии должны быть акты (ведомости) инвентаризации, протоколы инвентаризационной комиссии, сведения о рыночных ценах, приказы руководителя, подтверждающие обоснованность такой операции.
Правильность применяемых схем корреспонденции счетов по списанию МПЗ со склада устанавливается аудитором, как правило, выборочно путем контроля записей в учетных регистрах по счетам 20, 25, 26, 44 и др. и сопоставления их с данными первичных расходных документов.
Если предприятием в отчетном периоде осуществлялась розничная продажа товаров, учтенных на счете 41, аудитор должен выяснить правильность принятия товаров к учету, расчета торговой наценки и пропорциональности ее списания по реализованным товарам, полноты исчисления налогов.
Выявленные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации аудитора и определяется их количественное влияние на показатели отчетности.
109. МЕТ-КА АУД. ОПЕР. ПО ФОРМИР. З-Т НА ПР-ВО И КАЛЬК. С/С ПРОД. Источники инф.:орг расп док: уч. пол., внутр инструктивные док по утв норм расхода сырья и осн материалов, по формированию сводного учета затрат и методики калькулирования СС, приказы, распоряжения связанные с формирование з-т на производство. Перв док: док по отр-ю хоз оп движения материалов, собственных или покупных полуфабрикатов, документы по учету начисления з/п, документы,которые подтв-ют начисление ам и прочие сторонние услуги, док,подтв-ие з-ты на производство. Уч рег: сводные уч рег по накоплению з-т по цехам, по пр и непр расходам,по ОПР и ОХР., уч рег по распр-ю з-т вспомог пр-ва,ОПР и ОХР по группировке кальк статей, сводные уч рег и об сальд ведомости по сч з-т 20,21,23,25,26,28. БФО и НО
Цель а-та – установ. обоснов. и прав. формир. издер-к пр-ва в соотв. с нор-прав. базой. Этапы:
1. проверка обосн-ти исп-мых методов учета з-т и кальк-я СС продукции:
-аудит прав-ти выбора об учета
-аудит прав-ти граппировки з-т для ведения учета и кальк-я СС
- аудит уч пол в части учета затрат на пр-во
2. аудит правомерности включения расходов в состав затрат на производство
-аудит состава расходов и их соотв-е эл-там з-т и утв-ным нормативам.
-аудит состава расходов для целей налогообложения
-аудит док обосн-ти каждого вида и эл-та з-т.
3.аудит учета затрат по кальк статьям
-аудит учета прямых затрат по об-там кальк-я
-аудит учета косвенных затрат и методики их распределения
-аудит учета непроизводительных расходов и потерь
-аудит оуенки и учета НЗП
4. аудит сводного учета з-т на производство
-аудит ан учета з-т на пр-во
- аудит синт учета з-т на пр-во
-аудит раскрытия инф о затратах в бо.
Методика. 1 этап.А-р должен получить инф:
-о наличии осн и вспомог подразделений
- о номенклатуре выпускаемой продукции
-уточнить особенности технологического процесса производства каждого вида выпускаемой продукции
-наличие в структуре управления орг-цией подразделений,выполняющих функции подготовит этапов пр-ва, снабжения и сбыта.
После иссл-я технолог процесса и осн функций его упр-я а-р проводит экспертизу уч пол. В ней а-р должен подтв-ть зак регулир-е применяемых методов оценки, способов учета НЗП,распр-е косвенных расх.
Этап 2. для подтв-я правомерности вкл-я затрат в утв-е классифик-ые группы а-р должен получить ауд док-ва в соотв с треб ПБУ 10/99 о признании расх в б/уч. Для этого проверяется учетная инф, к-ая должна соотв-ть сл усл:
-расх подтв-ны орг расп док и отражены в системе документооб-та.
-сумма расх м.б определена
-расх призн-ся в б/уч своевременно и в полном объеме.
Для подтв-я ан учета а-р должен проверить все перв док и уч рег, чтобы убедиться в том что все расх обоснованы и достоверно отражены по видам выпускаемой продукции, (раб,услуг)
Одновременно для подтверждения затрат для целей б/уч а-р анализирует их с точки зрения признания расх для целей налогообложения. В соотв с гл 25 НК РФ все расх для целей н/уч должны быть эк обоснованы,выражены в ден оценке и док подтв-ны. Особое внимние а-р уделяет расходам, которые являются нормируемыми для целей налогообложения: представительские, расх на рекламу, исп личн авто в служебных целях.
3 этап. Для получения дост ауд док-в а-р должен решить сл осн задачи:
-установить обоснованность методики распределения косв расх
-проверить прав-ть применения базы распр-я в соотв с прин уч пол
-оценить эф-ть выбранной методики учета з-т и кальк-я.
Для подтв-я осн з-т на пр-во а-р контролирует исп-е м-лов, покупных полуфабр-в и их оценку по 2 направлениям:
1)опр-ть прав-ть оценки м-лов в соотв с принятой уч пол
2)проверить прав-ть распр-я отклонений в ст-ти м-лов.
Для подств-я з-т вспом-го пр-ва и их распр-я а-р уст-ет целесообр-ть учетных категорий всп-ых пр-в.
-все ли з-ты по услугам всп пр-в подтв-ны док-но?
-все ли з-ты правильно распр-ны по видам всп пр-в?
-правильно ли прокалькулирована Сс услуг всп пр-в и достоверно ли распределена сумма з-т по кальк-ым единицам?
4 этап. Он включает в себя сл этапы накопления ауд док-в:
1)проверка ан учета з-т на пр-во. На данном этапе а-р получает инф об откр субсчетах и сопоставляет полученную инф свидами вып продукции(раб, усл)
В разрезе каждого вида вып продукции а-р выборочно проверяет з-ты всех кальк статей. Если в ходе аудита выявлено несоотв-е з-т, то а-р оценивает их влияние в синт и ан учете с последующей оценкой выявленных ошибок или недобросовестных действий на показатели БФО.
2)проверка орг синт учета з-т на пр-во. На данном этапе а-р изучает как организован сводный учет по накоплению затрат осн пр-ва,достаточен ли он для отражения необходимых классиф признаков и для определения остатка НЗП.
Если у аудир орг-ции установлены объекты НЗП а-р должен применить доп процедуры по оценке нзп. Чтобы убедиться в правильности оценки нзп а-р должен изучить результаты инвентаризации нзп или потребовать её проведение.
Инвентариз-ые процедуры позволяют получить сл инф:
-о продукции не прошедшей все стадии обработки
-о неукомплектованных изделиях
В части синт учета а-р должен проверить правильность оценки нзп. Виды оценки нзп: оценка по фактич пр-ным з-там и учетная Сс затрат.
110. МЕТ-КА АУД. ОПЕР. ПО УЧ. ГП Источники инф.: 1.ОРД – уч. пол. орг., приказы о технол-м процессе выпуска прод., дог-р об утверж. индив. и коллек. ответст., приказы об утверж. док-об-та опер. по движ. ГП. 2. Перв. док.: наряды, заказы, с-ф, ТТН, акты приема вып. работ, акты инвен., приемо-сдат. накладные, акт сдачи на склад ГП, листы груз. и лекг. авто, дефект. вед. по рем. работам. 3. Уч. регистры: ведомости отгрузки и реал. ГП, накопит ведомости по выпуску прод. в разрезе подразд., матер. отчеты по движ. ГП, кн. и карточки склад. уч. по движ. ГП, ведом. уч. и реал. прод4. Гл. кн., бфо. Цель а-та – подтвержд. полноты и достовер. соверш. опер. по уч. ГП. Задачи а-та по уч. вып. ГП: 1. Провер. соответ. ГП методу оценки согл. уч. пол. 2. подтверж. полноты и достовер. отраж. хоз. опер. в сист. перв. уч. 3. Подтверж. достовер. оценки выпущ. ГП. 4. Подтвер. хоз. опер. по вып. ГП на сч. бу. 5. Подтвер. хоз. опер. по уч. выполненных этапов по незавер работам (для предприятий стр-ва). 6. Провер. провед. инвент. ГП 7. Подтверж. соответ. бух. зап. в уч. регистрах. 8. Провер. правил. отраж. фин. рез. от продаж в отч. о пр. и уб.
Методика: Организация может применять согласно учетной политике один из шести основных способов оценки готовой продукции:
1)по фактической производственной себестоимости;
2)по неполной производственной себестоимости продукции.
3)по оптовым ценам реализации.
4)по плановой производственной себестоимости.
5)по свободным отпускным ценам.
6) по свободным рыночным ценам.
На начальной стадии проверки цикла выпуска и продажи готовой продукции аудитору следует ознакомиться с учетной политикой организации. Необходимо произвести анализ следующих элементов учетной политики: методы определения даты реализации продукции для целей налогообложения (счет 90); методы списания общепроизводственных расходов (счет 25) и общехозяйственных расходов (счет 26); методы учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости продукции (счет 20); способы учета выпуска готовой продукции с использованием и без использования (счет 40); методы оценки готовой продукции (счет 43) и товаров отгруженных (счет 45) для целей аналитического учета; метод распределения по видам выпускаемой продукции расходов на продажу (счет 44).
Если орг. исп. сч. 40 «Вып. прод» (хар-но масс., сер. пр-во, бол. номенкл.), то на счете 43 «ГП» продукции отраж. по норм. или план. с-с: Дт43 Кт40, а ее отклон. от факт. с/с спис. Дт90/2 Кт40. Если не исп. сч. 40, то на сч. 43 уч. вып. прод. отраж. по факт с-с. Дт43 Кт20-оприх. ГП по уч. ценам, Дт90/2 Кт43 – спис. с/с ГП.
Для проверки объема производства продукции и полноты ее оприходования используются данные первичных документов и производственных отчетов, регистров аналитического и синтетического учета. При этом показатели фактического выхода и сдачи на склад готовой продукции (по фактической себестоимости), учтенные по дебету счета 43 «Готовая продукция», сравнивают с оборотами по кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства». При возникновении серьезных сомнений в полном оприходовании аудиторы могут составить альтернативный баланс выхода готовой продукции. Если аудитор выявляет случаи производства и вывоза неучтенной готовой продукции, он должен определить материальный ущерб.
Фактическое движение готовой продукции анализируется по данным производственных отчетов, отчетов о движении материальных ценностей на складах, накладных на отпуск или передачу готовой продукции.
Проверяя правильность учета отгруженной продукции, аудитор должен убедиться в наличии договоров на поставку продукции и правильности их оформления, наличии документов на отгрузку продукции, правильности установления отпускных цен, полноте регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдении сроков оплаты покупателями за поставленную продукцию. В процессе проверки выясняется также наличие договоров поставки, в которых предусмотрен отличный от общеустановленного порядок перехода права собственности на поставляемую продукцию от продавца к покупателю - не в момент отгрузки, а в момент оплаты. Продукция, отгруженная по таким договорам до момента ее оплаты, должна учитываться на счете 45 «Товары отгруженные».
Так как бухгалтерский учет выручки от реализации осуществляется по методу начисления или «по отгрузке», то аудиторы должны проконтролировать полноту отражения операций по реализации (отгрузке) продукции по кредиту счета 90-1 «Выручка» независимо от ее оплаты.
Аудиторам также следует удостовериться (по данным учетных регистров по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета». 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи») в правильности отражения в учете выручки от реализации продукции «по отгрузке» в соответствии с требованиями нормативных документов, а также определения выручки для целей налогообложения в соответствии с принятой учетной политикой.
Аналогичному контролю подвергаются и расходы на продажу, которые связаны со сбытом продукции. Они учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Распределение таких расходов должно производиться пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.
111. МЕТ. АУД. ОПЕР. ПО УЧ. КРЕД. И ЗАЙМ. Источ. инф.: 1. уч. пол. (наличие данных о: переводе долгоср. задолж. в краткоср.; составе и порядке спис. доп. з-т по займам; выборе способов начис. и распред. причит-ся дох. по заем. обязат-м; порядке уч. дох. от времен. влож. ЗС), 2. первич.: выписки банка, платеж. поруч., мемор. ордера банка; выписки банка по ссуд. счету; кредит. дог-ры; дог-ры займа; дог-ры залога; дог-ры страх. невозврата кред-в; доп. соглаш. к кредит. дог-м и др. 3. Регистры синт. уч.: при мем.-орд. форме - ведется в мемор. ордере, при Жур.-ордер. - ж-о ф. № 4. 4. Регистры ан. уч.: по видам кредитов и займов (рубл., валют.); банкам и др. орг. и физ. л.; цел. назнач. кредитов; срокам; участию в расчете налогообл. приб. 5. БФО: ф.№1,2,3,4,5, отч. Госкомстата, расчеты по нал. и платежам; регистры нал. уч.; расчеты, предост. в гос. соц. внебюд. фонды. Цель а-та – подтвержд. полноты и достовер. соверш. опер. по уч. К и З.
Методика: В ходе аудита кредитов и займов необходимо установить:
—реальность и документированность кредитов и займов;
—правильность оформления кредитных операций;
—правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банков;
—целевое использование заемных средств, полноту и своевременность их погашения;
—оценку остатков по непогашенным кредитам и займам и уплату процентов по ним;
—правильность определения сумм процентов за пользование кредитами банков и их списание за счет соответствующих источников;
—полноту и своевременность погашения кредитов;
—правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета займов, полученных у других предприятии и физических лиц;
—правильность ведения синтетического и аналитического учета по счетам 66, 67;
—соответствие записей по учету заемных средств в главной книге и бухгалтерской отчетности;
—наличие просроченных задолженностей и их отражение в учете.
В ходе проверки аудиторы должны изучить содержание каждого кредитного договора с целью определения объекта кредитования, срока выдачи и возврата кредита, формы обеспечения обязательств, процентных ставок и порядка их уплаты. Затем оцениваются правильность отражения операций по получению кредитов на счетах бухгалтерского учета, а также организация аналитического учета таких операций (по видам кредитов, банкам и отдельным кредитным договорам).
Для установления целевого использования кредитных средств аудиторы должны сравнить объект кредитования, зафиксированный в кредитном договоре, и фактические направления перечисления средств, подтверждаемые договорами поставки, счетами фактурами, платежными поручениями, накладными, приходными ордерами и др.
Правильность начисления процентов за пользование кредитами банков подтверждается по результатам их арифметического контроля. При выяснении источников списания процентов за пользование кредитами банков аудиторы должны учитывать направления использования кредитов.
Для того чтобы проверить своевременность возврата кредитов банков, по данным кредитных договоров и выписок с расчетного счета составляется аналитическая таблица, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения кредитов, а также возникшие отклонения.
В ходе аудиторской проверки организации учета займов аудиторам следует установить правильность оформления договоров займа; своевременность их погашения и уплаты процентов по займам; правильность отражения в учете данных операций, достоверность аналитического и синтетического учета расчетов по займам.
При изучении договоров займа аудиторам следует обратить внимание на наличие в них указаний на срок возврата займа, его форму, наличие залога, размеров процентов и порядка их уплаты. Если заимодавцем является физическое лицо, то договор займа должен быть нотариально заверен.
В ходе проверки организации синтетического и аналитического учета займов сопоставляются суммы задолженности по всем соответствующим договорам займа и остатки по соответствующим субсчетам счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», а также проверяется правильность корреспонденции счетов.
На каждую отчетную дату суммы задолженности по кредитам и займам по балансу должны подтверждаться данными аналитического учета. Причем задолженность по кредитам и займам должна отражаться с учетом начисленных, но не выплаченных процентов на конкретную отчетную дату.
112. МЕТ-КА АУД. ОПЕР. ПО УЧ. ФОРМИР. ФИН. РЕЗ. И ИХ ИСПОЛ. Источ. инф.: 1. ОРД: (уч. пол., приказы и распоряжения, кот. повлияют на велич. фин. рез. (мат. помощь, вознаграж.-единораз., недостачи, кот. спис. за счет ср-в пред.), положения разраб. пред. о включ. дох. и расх. в состав операц. и внереал.) 2.Перв. док.все перв. док. дох. и расх. (использ. при а-те фин. рез., если ранее они не были проверены в др. блоках а-та. 3.Уч. рег.: свод. накопит. док. по уч. формир. дох. и расх.,формир прибыли и её исп-ю., об-сальд ведомости по сч. 90,91,99,84. 4.Гл. кн., бфо Цель а-та – выраж. мнения о достовер. фин. рез. в бфо и целесообр. испол. нер. приб.
Методика: 1. Оценка влияния уч. пол. на формир. фин. рез. Она позволяет определить предмет деятельности орг-ции и возможные риски в части накопл-я дох и расх орг-ции. Для опр-я существенных рисков а-р должен оценить:
-выбранные способы оценки активов;
-создание оценочных обязательств и резервов
-выбранный вариант синт и ан учета.
2. проверка учета дох и расх по обычным видам деят-ти. Для этого а-р использует сл процедуры по существу: инспектирование документов по учету дох и расх от продаж. Данная процедура позволяет установить полноту заполнения реквизитов и подтв-ть величину дох и расх , сформир в сводных уч рег. Для подтв-я синт и ан учета дох и расх от продаж а-р выборочно проверяет отраженные бух записи по осн счету 90.
3. проверка учета проч дох и расх. Для этого а-р инспектирует перв док и свод уч рег по совершенным прочим операциям. Данный этап проведения аудита включает высокую вероятность искажений и поэтому а-р как правило не использует ауд выборку в разрезе разных видов дох и расх.
4. оценка налоговых последствий вызванная расхождениями дох и расх в б/уч и н/уч. Для подтв-я возникшей разницы формируется рабочий документ по видам дох и расх, чтобы в дальнейшем исп-ть полученные рез-ты для подтверждения налогооблогаемой базы по налогу на прибыль.
5. проверка сводного учета прибылей и убытков. Аудит учета приб и уб основан на механизмах контрольных процедур, которые позволяют выявить несоотв-е отраженных операций путем сопоставления инф в системе ан учета по счетам 90 и 91 и синт учета со счетом 84. т.е. данный этап не предусматривает инспектирование перв док и уч рег, а основан только на синт и ан учете.
6.проверка создания и использования источника нер прибыли. Позволяет определить достоверность отражения нер прибыли по окончанию ауд периода и исполдьзование источника в соотв с утв внутр зак и норм док. Особое внимае уделяется начислению дивидендов между учредителями организации.
113. МЕТ. АУД. ВНЕШНЕЭК. ОПЕР. Источ. инф.: справка о вал. опер., паспорт сделки, ведом. банк. контроля, справки: о поступл. вал. РФ, о расч. ч-з счета за рубежом, о расч. ч-з сч. за рубежом по кред. дог., док., подтвержд. испол. обяз-в др. способом, дог. поручения, дог. комиссии, груз. там. деклар., трансп., товароспров. док, выписки банка о поступл. выручки, сч-ф, отч. об опер. по имп. контрактам, учет. карточки импорт. тов., трансп. накл., карточки платежа, акты, с-ф, РО, ПО, отгрузоч. док., док. об оплате обяз. плат., смета выпол. работ (док оформ. в 4-х экз.) Цель а-та – выраж.независ. мнения о достовер. уч. экс.-имп. опер. во всех сущест. аспектах, о соответ. их нормам дейст. зак-ва, о надеж. и эффект. СВК предприятия. Задачи а-та: 1. Оценка СВК за провед. экспортных и импортных опер. на предприятии. 2. Провер. наличия и прав. оформл. Э-И контрактов. 3. Оценка соблюд. норм действ. зак-ва при соверш. внешнеторг. сделки. 4. Проверка достовер. и полноты отраж. внешнеторг. сделок на сч. бу. 5. Оценка прав. формир. факт. с-с И и Э мц. 6. Пров. полноты и обоснов. включ. з-т в с-с нмц. 7. Контроль за правил. исчисл. курс. разниц и отраж. их в бу.
Аудиторскую проверку внешнеэкономической деятельности предприятия целесообразно разделить на 2 этапа:
1) Аудит целесообразности, законности и обоснованности осуществления предприятием внешнеэкономической деятельности; аудит её организации и условий выполнения;
2) Аудит отображения в бухгалтерском учёте, налоговой и финансовой отчётности операций внешнеэкономической деятельности.
Аудит экспорта: Экспорт(Э)- вывоз тов., р., у и рез-в интел. деят. с там. тер. РФ без обяз-ва об обрат. ввозе. Этапы а-та: Оценка эф. внутр. контр. за движ. Э тов-в и их сохр. Проверка обоснов. спис. з-т, связ. с поставками тов. (р., у.) на Э, на расх. (т.е. в умен. выручки от прод.); оценка правомер. расх. на продажу в ин. вал.; пров. прав. офор. пер. док., подтверж. поставку на Э и расх. на продажу; проверка полноты и своеврем. отраж. в уч. Э выручки; оценка своеврем. расч. по Э ,контроль. и выявл. причин просроч. ДЗ и КЗ, проверка налич. лицензий Банка Рос. при провед. операций с капиталом и открыт. сч. за рубежом; проверка соблюд. порядка провед. расч. по Э опер., проверка прав. и полноты начисления в уч. курс. разниц. Общий обзор бфо (провер. отч. на предмет явных ошибок и взаимоувязки показателей). Комплексный обзор бфо и об. сал. вед. по счетам бу (цель этапа: выявить участки учета, на формир. кот. особен. оказ. влияние специфика деят-ти. Оборотку надо смотреть, т.к. в бб не всегда находят отраж. оборот по счетам. К особ. показателям относ: з-ты ГП, т.к. они существенно влияют на велич. нал. обяз. по НДС, НДС по приобрет. Определление циклов хоз. опер. Цикл продаж продукции на эксп.: формир. фин. рез., ДЗ. Цикл расч. с б-том по НДС: НДС пред. к выч., НДС с ав. Цикл операций по вал. сч: курс. разницы. Пров. прав. отраж. в бу операций., групп-ки данных в рег. бу., формир. показ. отч. на основе рег. бу. Проверка хоз. опер.: У экспортера без посредника: Дт45Кт43 – отправ. тов. ин. пок. по произ. с-с, Дт44Кт76-нач. сбор за там. оформ. груза, Дт62Кт91 – полож кур. раз., Дт91Кт62- отр. к.р., Дт91Кт57-продажа ин. вал., Дт90Кт99-приб. от прод. Э прод., У экспортера с учетом посредника: Дт19Кт76- нач. НДС с ком. вознагр. и накл. расх. Дт90Кт45 – спис. прод. Э тов., Дт57Кт91-пол. кур. р. по прод. вал. выр. У посред. по Э (у комиссионера). Дт004-поступ экс. тов. на комиссию, Кт004-отгрузка ин. пок-лю экс. тов.90/26-спис. расх. по посред. деят.Дт76Кт90-ст-ть посред. услуг.
А-т импорта: Импорт (И)-ввоз тов., р,у и результатов интел. деят. на там. тер. РФ без обяз-ва об обрат. вывозе. При проведении проверки импортных операций, а-р уделяет особое внимание правильности формирования первоначальной стоимости импортных товаров, по которой они будут отражаться в учете.На формирование фактической стоимости оказывают влияние следующие факторы:1) дата совершения операции. 2) виды расходов, порядок отражения в момент таможенного оформления; 3) порядок включения в фактическую себестоимость импортируемых материальных ценностей таможенных пошлин и сборов за таможенное 4) порядок пересчета в валюту РФ стоимости импортируемых материальных ценностей.
Чтобы проверить прав. отраж. опер. по И необх знать сл.: статус ин. юр. л.(для оценки необх. удерж. нал. из выручки заруб. партнера. Если нерезидент не стоит на ну в РФ, то возник. обязанность исполнения функ. нал. аг. у рос. партнера. Место оказ услуг. Если услуги были оказаны на территории иностранного государства, то они не могут облагаться налогом на доходы по нормам российского законодательства. Но следует иметь в виду, что доходы от оказанных работ и услуг за пределами РФ не облагаются налогом у источника выплаты только в том случае, если у налогового агента имеются первичные документы, подтверждающие место оказания услуг на территории иностранного государства. Наличие международных конвенций, соглашений, договоров об избежании двойного налогообложения, которыми может быть предусмотрено полное освобождение от налогообложения или применение пониженных ставок для конкретных доходов нерезидентов в Российской Федерации. Хоз. опер: Дт60Кт 52/2 – переч. аванс ин. пост-ку, Дт15Кт76/2 –нач. ин. тран. орг. за дост. тов до ст. назнач., Дт15Кт76/1 – нач. рос. тран. орг. за достав. без НДС, Дт19/Кт76/1 –с НДС, Дт91 Кт76/2 - отраж. отр. курс. разн. по зад-ти ин. тран. орг. Дт76/2Кт 91- пол. к.р., Дт68Кт19 прин. к зач. НДС, Дт15Кт60-оприх. имп. тов., Дт15Кт 68/1 – нач. б-ту по имп. там. пошл., Дт76Кт51 – перечис. со сч. в погаш. зад. по сбору тамож., Дт91Кт76 /2 – отраж. отр. кур. разн. по там. сбору.
114. МЕТ. АУД. ОПЕР. ПО УЧ. ФИН. ВЛОЖ. Источ. инф.:1) ОргРаспДок: учред док,выписки из реестра акционеров, выписки из протоколов собрания акционеров,учредителей, договор о совместн деят-ти2) Первич док: док приема-передачи вкладов в УК др орг,документа приема-передачи ЦБ, платеж поруч и выписки банка3) уч регистры:сводные ведомости, машинограммы по сч 58,59,55. 4) бфо: бух баланс, пояснения к бо. Цель а-та – выразить обосн-е мнение о достоверности и полноте отражения в учете операций по финн вл и их отражение в бфо ауд лица. Задачи а-та: 1. Пров. фин. влож. в УК др. орг. 2. Пров. влож. в совмест. деят. 3. Пров. влож. в займы др. эк. суб. на срок до 12 мес. 4. Пров. влож. в займы др. эк. суб. на срок более 12 мес.
Методика: 1 этап. Анализ состава фин вложений (ФВ). Вначале проверки а-р должен проанализировать данные первичных документов и учетных регистров и определить состав ФВ ауд-го лица (краткоср или долгоср, гос, мун и корпорат ЦБ;паи,доли,акции,облигации,депозиты и т.д.). Ознакомиться с организацией учета и порядком хранения ЦБ.
2 этап. Анализ первичной оценки свк ФВ. Для этого а-р на основании получ инф заполняет разработанные тесты. По рез-там тестированияустанавливается оценка надежности свк и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если оценка кажется ниже первоначальной,то необх скорректир-ть объем и порядок проведения ауд процедур. А-р опр-ет объекты аудирования,к-ые требуют повышенного внимания и уточняют возможные риски искажения БФО.
3 этап. Анализ док оформл ФВ. А-р рассм хоз оп в рез-те которых произошло изменение состава и размера ФВ на предприятии.(предост и возврат займов, осущ вклада в УК и т.д). А-р проводит взаимную сверку докпо учету движения ФВ:договоры, акт приемки-передачи ЦБ,сертификаты ЦБ и т.д. используя процедуры инспектирования ауд-р уст-ет соотв-е форм док-в действ-щему зак-ву и проверяет полноту заполнения всех необх реквизитов. На осн проинспектир-ых док-в оцен-ся прав-ть и полнота формирования первонач ст-ти ФВ. Если в счет оплаты за приобр ЦБ перед-ся активы ауд-го лица, то эти операции проверяются в системе документооборота по переданным активам. Аналогичная методика используется при учете вкладов в УК др предприятий.
4 этап. Аудит правильности отраж-я в учете операций с ФВ. Он предусм-ет выборочную проверку операций, подверженных высокому риску вероятной ошибки. При это следует уделить особое внимание сл уч процессам:
-методу оценки ст-ти ЦБ, примен при их списании и его закреплению в уч пол.
- прав-ти отражения в учете разницы между дог и балансовой ст-ю переданного им-ва в счет вклада в УК. Эта разница списывается на счет 91.
- остатку по счету 58,его соотв-е анаоитич инф-ции о составе, кол-ве и ст-ти ЦБ,указанной в книге регистрации ЦБ.
- формир-ю, исп-ю и учету резерва под обесценение ЦБ ,отр по сч 59.
5 этап. Аудит оценки качества инв-ции ФВ. Для этого а-ру целесообразно затребовать проведение инв-ции по отд объектам ФВ. Если рез-ты инв-ций не выявили откл-й, то можно сделать вывод о высокоэф СВК ФВ. Обнаруж-ые в ходе проверки нарушения отражаются в раб док-ции а-ра с опр-ем их стоимостного влияния на показ-ли бфо.
115. МЕТ. АУД. СК. Источники инф.: устав, приказы, акты-приемки, копии учред. док., протоколы слбраний учредит., реестр акцион-в для АО; выписки из протоколов год. собрания акцион-в; выписки из протоколов собр-й акцион-в, учред-й; выписки из решений совета дирек-в; приказы и распоряж. испол. дирекции; переписка с учредит. и акцион.; журналы регист. выдачи доверен. и полномочий при регис., перерегист-и, ликвидации, реорган-и и др.; внутр. полож.; док., подтвержд. внесение долей учред-й в УК в ден., натурал., нематер. формах или в виде цб (выписки банка, прих. касс. ордера, акты оприх. имущ., представ-го в натур. форме в кач. взноса в УК и т.д.); мет-ки оценки вносимых долей в УК в натур. и немат. формах; отчет. за нач. пер. деят. эк. субъекта после гос. регис.; год. отч. отч. на дату ликвид. или реорг. эк. суб., ж-о № (8), 12, бб (3 разд), отч. о пр. и уб, отч. об изм. кап (ф. № 3), гл. книга. Цель а-та – подтвержд. полноты и достовер. соверш. опер. по уч. формир. СК. Задачи а-та: 1. Проверка велич. УК с велич. зарегистрир. в учред. док. 2. Пров. соответ. размера УК ОПФ 3. Пров. велич. ДК, в рез. переоценки ОС. 4. провер. отчислен. в РК. 5. Пров. испол. РК. 6. Пров. испол. нер. приб.
Мет-ка а-та СК. Аудит собственного капитала включает такие виды проверки:
- учредительные документы, особенности функционирования и видов деятельности предприятия;
- расчеты с учредителями (взносы в уставной капитал и выплата доходов);
- формирование уставного капитала и изменения его размеров;
- состояние и изменения размеров резервов и остальных видов капитала.
Уставной капитал проверяется на предмет законности и своевременности его образования, соответствия его размера законодательству, соблюдения порядка изменения его размера и правильности отражения этих операций в бухгалтерском учете.
Так, проверять сроки оплаты возможно на основании следующих данных:
- дата регистрации предприятия (организации);- срок оплаты долей (частей) уставного капитала в соответствии с уставом предприятия; - наличие на момент проверки задолженностей по оплате капитала.
Проверка формир. УК: сопоставл. вел. УК с велич., зарегистр. в учр. док. путем инспект. Проверка оформл. док. по взносам в УК. У предприятий с любой орг прав формой уч. УК ведется по их ПНС, кот. отраж. в учред. док. на дату регистр. пред. Эта вел. отраж. на сч 80 «УК». Правильность офор. бухг. док. и сост. бух. зап. по форм. УК: Дт75/1 Кт80-формир. УК, Дт50,51,52 Кт75/1 –погаш. УК ден. ср-ми учред. Дт08 Кт75/1 –погаш. зад. по вклад. в УК неден. ср-ми (согл. ст-ть). Увелич. УК: Дт75/1 Кт80-доп. взносы учред. за сч. доп. взнос. учред. в УК, Дт84 Кт80-НП, Дт83 Кт80- ДК. Умен. УК: Дт80 Кт75/1 –выход. учас-в из состава пред., Дт75/1 Кт50,51,90/1,91/1, Дт80 Кт84 – умен. УК до вел. ЧА. Min размерУК для ЗАО – 100 МРОТ, ОАО – 1000 МРОТ.
Основной целью проверки добавочного капитала является определение достоверности его образования и изменения размеров. Поскольку добавочный капитал, в основном, состоит из сумм прироста стоимости (переоценки) основных средств и других активов, следует проверить правильность и законность отображения такой переоценки в бухгалтерском учете.(Дт01 Кт83- увел. ст-ти ОС за счет переоценки. Дт83 Кт02- разн. между восстан. ст-ю и ПНС)
При проведении аудита резервного капитала, который служит источником для покрытия непредвиденных потерь и т. п., следует проверить соответствие его минимального размера действующему законодательству и максимального – учредительным документам. АО обязаны созд. рез. фонд не мен. 5 % УК. Он формир. путем ежегод. отчисл. В АО размер ежегод. отчисл. не м.б. мен. 5 % ЧП до достиж. размера, установ. уставом общ. Иниц. РК созд. на основ. уч. пол., учред. док. Он м.б. направ. на покрыт. убыт.
Проверка прав-ти отраж. хоз. зап. на сч. бу. Дт84 Кт82 – созд. РК. РК м. быть использован на покрыт. убытков орг.: Дт82 Кт84; на погаш. облиг. АО: Дт82 Кт66,67; на выплату дох. по облиг. и дивид. по акц., если нет приб. Дт82 Кт70,75; на увел. УК – Дт82 Кт80, на покрыт. непредвид. дох.
Последний объект аудита – нераспределенная прибыль. Для проверки ее достоверности, нужно проверить правильность отображения показателей в статьях отчета о прибылях и убытках. Для контроля этих показателей нужно провести проверку доходов и расходов, участвующих в определении всех видов прибыли.
Сумму чистой прибыли (ЧП) спис. заключ. оборотами дек. В Кт84 с Дт99. Распред. приб. осущ. на основ. реш. общ. собран. акц. в АО, собран. уч-в в ООО. ЧП м.б. направ. на создание и пополн. РК –Дт84 Кт82, на формир. ДК – Дт84 Кт83, на погаш. убытков прош. лет – Дт84/приб., подлеж. распред. Кт84/убытки прошлых лет, на выпл. вознаграж. учред., на выпл. дивид. – Дт84 Кт70,75. При этом д.б. обяз. решение собр. акц-в и если это не предусмотр. в полож. об опл. тр. В АО дох. на влож. кап. выплач. акц-м в виде дивид., представл. собой часть ЧП, распред. в пользу акц-в проп-но номин. ст-ти акций, принадл-х кажд. из них. Необх. провер. решение о выплате дивид., кот. приним. общ. собр. акц-в. Необх. провер. % соотнош. по дивид., прав. распред. долей м-у учред.
Итог: проверка бух. зап. соответ. синт. и ан. уч. по сч. 80,82,83,84 записям гл. кн. и бфо.
116. МЕТ-КА АУД. РАСЧ. ПО НАЛ. И СБОРИсточ. инф.: 1) ОРД - уч. пол. для целей н/у; - полож-е о бух. службе в части распред. обяз-тей н/у; - пр-зы об утв-и предел. размеров по утвержден. лимитированным зат-м; - пр-зы и распоряж. об устан. норм расх. ГСМ, сырья, исп-я хоз. инвентаря и принадл-тей, сроков п.и. внеоб. А; - уч. пол-ка для целей б/у . 2) первич. док.: все первич. док-ты, кот. подтвержд. дох. и расх. для формир. нал. базы (с-ф, накл., накл. на отпуск мат. на сторону, треб. накл., кн. покупок, кн. продаж) 3) уч. регистры: накопит. вед-ти, синт. уч. по сч. 68 ведется ,свод. вед-ти уч. в разрезе кажд. н-га; 4) Гл. кн., бфо. Цель а-та – подтвержд. полноты и достовер. соверш. опер. по уч. расч. по нал и сбор. Задачи а-та:
Методика: В общем виде аудит расчетов с бюджетом состоит из трех этапов. Первый этап предполагает предварительную экспертизу системы налогообложения субъекта экономической деятельности. Для этого анализируются отдельные элементы системы, выявляются факторы влияния на налоговые показатели, оцениваются методики расчетов и система документооборота, и проч.
На втором этапе проводится проверка правильность исчисления НБ; применения налоговых ставок; правильность начисления, полноту и своевременность перечислений в бюджет, правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 68и69; (анализируются данные налоговой отчетности, проверяется правомерность применения льгот, оценивается система бухгалтерского и налогового учета, выявляются расчетные и методические ошибки).
Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогам с продаж, налогу на доходы физических лиц, налогам, сборам во внебюджетные государственные фонды. Именно на долю этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и др.). Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленному анализу должно быть подвергнуто и налогообложение экспортно-импортных операций.
Поскольку налогооблагаемая база для косвенных налогов (акцизов и НДС) связана с оценкой реализации продукции, то при аудите косвенных налогов проверяющий опирается на данные проверки учета реализации продукции. Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли предприятия, заработной платы персонала).
Налогооблагаемой базой для расчета сборов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц является фонд начисленной заработной платы. При проверке правильности учета этих налогов необходимо, во-первых, проверить правильность учета заработной платы и выделения той ее части, которая облагается соответствующими начислениями. Аудитор руководствуется правилом, что начисления на заработную плату проводятся по всем основаниям, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, используемой для расчета пенсий, выплат отпускных пособий и больничного листа. При аудите начисления сборов во внебюджетные фонды аудитор учитывает формы договора, заключенного с физическим лицом и как следствие – те социальные гарантии, за предоставление которых организация несет ответственность.
При проверке расчетов по налогу наприбыль аудитору следует учитывать наличие различий между правилами бухгалтерского и налогового учета. В этой связи основными источниками информации на данном этапе проверки являются аналитические регистры учета. Основным источником информации являются налоговая декларация и регистры налогового учета.
Проверяя расходы, связанные с производством и реализацией, аудитор должен знать, какие расходы учитываются для целей налогообложения, а какие не принимают участия в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Третий, итоговый этап предполагает получение результатов аудита и их оформление (составление аудиторского заключения). Аудитор формулирует результаты и вносит их в свое заключение, которое включает мнение о правильности, степени полноты налоговых расчетов, выводы, рекомендации.