Что мешает развитию факторинга?
Догоровизна – в среднем факторинг на 30% дороже кредита.
Отстутствие специального законодательства.
Начинающей компании со скромным оборотом сложно найти фактора.
Преимущества факторинга
Отсутствие залога. При заключении договора факторинга банк не требует предоставления залога, открытия расчетных счетов поставщика и его дебиторов в одном из своих отделений, а также не проводит длительной проверки платежеспособности клиента. Должниками банка при факторинговом обслуживании поставщика становятся его дебиторы, а не предприятие – поставщик (гл. 43 ГК РФ).
При кредитовании банки с помощью залога страхуются от невозврата своих средств. При факторинге аналогичной страховой мерой для банка является распределение кредитного риска между большим количеством дебиторов поставщика. За счет этого снижается вероятность того, что сумма денежных средств, выданная банком поставщику, не будет возвращена полностью.
Снижение рисков компании – поставщика. При факторинге банк берет на себя значительную часть рисков своего клиента, в частности риски ликвидности, кредитные, валютные и процентные риски.
Форфейтинг
Среди инструментов финансового менеджмента важное место занимает и форфейтинг, услугами которого пользуются в основном экспортеры, реализуя свою продукциюна внешнем рынке. Эта операция в мировой практике применяется как форма средне- и долгосрочного кредитования внешнеторговых сделок, связанных в основном с поставкой машин и оборудования. Это отличает ее от классической операции по учету векселей, погашение которых рассчитано на срок до 6 месяцев[115].
Форфейтинг– это форма кредитования экспорта банком или финансовой компанией путем покупки без оборота на продавца векселей и других долговых требований по внешнеторговым операциям. Применяется при поставках основных средств на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа (в мировой практике до 7 лет)[116].
Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:
- в финансовых сделках – в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых инструментов;
- в экспортных сделках – для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.
При такой операции поставщик обращается к банку с предложением купить долговые требования в отношении покупателя. При положительном решении оформляется договор о предоставлении
форфейтингового кредита. На его основании поставщик передает банку все долговые требования покупателя, а банк выплачивает поставщику сумму стоимости поставки за вычетом процента по отвлечению ресурсов на приобретение долговых обязательств покупателя, комиссионного вознаграждения за совершение сделки, а также суммы возмещения расходов.
Для снижения степени риска форфейтор, как правило, запрашивает от поставщика предоставление гарантии банка – плательщика или другого надежного банка. Банки – гаранты берут на себя обязательство в бесспорном порядке погасить требование форфейтора в случае неплатежеспособности покупателя товара. С помощью такой операции экспортеры не только сокращают дебиторскую задолженность и получают кредит, но и освобождаются от всей совокупности рисков – кредитных, политических, валютных. Соответственно
форфейтинг – более дорогой способ восполнения ликвидности, чем привлечение обычного банковского кредита.
Однако если вспомнить о предстоящем вхождении России в ВТО, то остается надеяться, что форфейтинг будет предложен нашим банковским сектором, а практиками востребован. Но пока не известно, решаться ли банки на такие кредитные риски в непростых
российских условиях.
Основным видом форфейтинговых ценных бумаг являются Векселя – переводные и простые. Операции с ними обычно осуществляются быстро и просто, без неожиданных осложнений.
Кроме векселей объектом форфейтинга могут быть обязательства в форме аккредитива[117]. В России аккредитивы применяются в расчетах между иногородними поставщиками и предпринимателями, а также в международных расчетах. В мировой торговле документарные аккредитивы используются в расчетах главным образом по внешнеторговым операциям.
В качестве объекта форфейтирования аккредитивы применяются редко. Это объясняется сложностью операции, заключающейся, прежде всего в том, что в случае с аккредитивом необходимо предварительно и подробно согласовать условия сделки, что приводит к увеличению сроков всей процедуры. Между тем форфейтинговый рынок предполагает высокую скорость заключения и совершения сделки, а также простоту документооборота.
С точки зрения форфейтера, принципиальное неудобство операций с аккредитивом заключается в следующем. Дело в том, что этот участник операции предполагает, что возмещение будет осуществляться периодически и приблизительно равными долями. Это удобно и ему, и остальным участникам – должнику и гаранту. Однако если частичные погашения по векселям могут быть оформлены отдельными документами, каждый из которых легко обращается при желании форфейтера продать их, то по аккредитивам все объединяется в единый документ в пользу бенефициара, и этот документ зачастую не может быть продан без специального разрешения должника, что значительно усложняет всю операцию.
Наибольшее развитие форфейтинг получил в странах, где относительно слабо развито государственное кредитование экспорта. Первоначально форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема операций «а-форфе» стали создаваться специальные институты.
2
1 7 6 3 4 4
Рис. 12. Схема процедуры форфейтинга
1 – Заключение обязательства между Экспортером и Банком Москвы на приобретение дебиторской задолженности по внешнеторговому контракту Экспортера.
2 – Подписание контракта с учетом стоимости форфейтинга.
3 – Отгрузка товара по контракту.
4 – Оформление Банком импортера аваля[118] на векселях Импортера за товары по внешнеторговому контракту.
5, 6 – Предоставление в Банк Москвы должным образом оформленных документов.
7 – Оплата Экспортеру документов за вычетом дисконта.
В настоящее время одним из основных центров форфейтинга является Лондон, поскольку экспорт многих европейских стран давно финансируется из Сити, никогда не медлившего с освоением новых банковских технологий. Значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована также в Германии.
Таким образом, форфейтинг развивается в различных финансовых центрах, причем отмечается ежегодный рост подобных сделок. Форфейтинг – операция, осуществляя которую финансовый посредник покупает у поставщика товарные векселя без права регресса.
По условиям договора продавец переуступает свои требования по векселям форфейтору, а тот выплачивает ему всю сумму долга за вычетом дисконта. Дисконтирование производится по фиксированной учетной ставке посредством авансового взимания процентов за весь период пользования кредитом. Размер дисконта зависит от категории должника и валюты векселя. Таким образом, в результате этой сделки экспортер немедленно получает сумму, равную номиналу выписанных векселей за вычетом размера дисконта.
Экспортер, получив полное возмещение стоимости поставленных товаров, считает сделку завершенной, форфейтор же хранит учтенные им векселя и предъявляет их к оплате по мере наступления указанного в них срока. Сроки оплаты форфетированных долговых обязательств составляют, как правило, от одного до пяти лет.
Плательщик обычно стремится равномерно распределить платежи, для чего выписывает векселей с разными сроками погашения (как правило, один раз в шесть месяцев).
Продавая векселя, фирма освобождается от всех рисков, связанных с погашением долга. Поскольку финансовый посредник принимает на себя все риски, связанные с погашением приобретенных векселей, и отказывается от права регресса, то он обычно требует дополнительного обеспечения векселей в форме аваля или гарантии первоклассного банка в стране импортера, Для страхования от валютного риска форфейторы покупают векселя, номинированные в устойчивых валютах, таких как доллар США, евро, швейцарский франк.
Подводя итог, можно сказать, что использование факторинга и форфейтинга позволяет компаниям не только перекладывать на финансовых посредников свои проблемы расчетов с покупателями продукции, но вместе с этим совершенствовать процесс управления денежными потоками, эффективно решать вопросы пополнения оборотных средств, улучшать структуру баланса, повышать ликвидность и оборачиваемость капитала.
Секъюритизация активов
Среди инновационных схем привлечения финансирования на российском рынке все большую популярность в последнее время приобретает секьюритизация активов.
Секьюритизация (в переводе с англ. security – ценная бумага) – это способ привлечения финансирования, связанный с выпуском ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки (например, портфель ипотечных кредитов, автокредитов, лизинговые активы, коммерческая недвижимость, генерирующая стабильный рентный доход и т. д.)[119].
Секьюритизация – это выпуск компанией долговых ценных бумаг, обеспеченных портфелем однородных активов. С помощью секьюритизации банк или компания имеет шанс превратить свои низколиквидные активы в ценные бумаги (как правило, облигации или ноты), а затем продать эти бумаги на финансовом рынке. Тем самым эмитент обеспечивает себе приток капитала[120].
Обмен активов или потоков денежных средств на ценные бумаги – неплохая альтернатива кредитам (и евробондам): инструмент дает возможность получить относительно дешевые и, что зачастую важнее, длинные деньги. Основные преимущества секьюритизации для компаний – недорогое финансирование и диверсификация источников заимствований. Инвесторам подобные бумаги тоже выгодны:
такие ЦБ считаются менее рисковыми, чем простые облигации, ведь бумаги обеспечены активами. Для заемщиков секьюритизация не только источник живых денег, но и способ подчистить баланс, например, выпустив ценные бумаги под залог высокорисковых активов.
В первую очередь секьюритизация может быть интересна коммерческим банкам, имеющим значительные портфели однородных кредитов, лизинговым компаниям, фондам недвижимости и девелоперам.
Секьюритизация при определенных условиях позволяет достичь следующих целей:
- повысить доходность на собственный капитал;
- диверсифицировать источники финансирования;
- снизить стоимость привлекаемого финансирования (за счет того, что кредитный рейтинг секьюритизационных ценных бумаг может быть выше, чем рейтинг эмитента);
- привлечь финансирование на более длительный срок (по сравнению с обычным кредитованием);
- соблюсти требования к достаточности собственного капитала (для банков);
- снизить уровень риска кредитного (лизингового) портфеля за счет перевода кредитных рисков на широкий круг инвесторов – владельцев ценных бумаг, выпущенных на основе секьюритизации кредитного (лизингового) портфеля;
- продолжать получать прибыль от кредитного (лизингового) портфеля в виде маржи между средней ставкой размещения кредитного (лизингового) портфеля и более низкой ставкой процента по ценным бумагам, выпущенным на основе секьюритизации данного портфеля;
- создать публичную кредитную историю, как на российском, так и на международном рынках капитала.
За рубежом секьюритизация активов уже давно поставлена на конвейер[121] – инструмент популярен не только на европейском и американском рынках капитала, но и в развивающихся странах[122].
Что можно секьюритизировать:
- кредитный портфель (ипотечные, автомобильные, корпоративные, потребительские и даже просроченные кредиты);
- поступления по дебетовым и кредитным картам;
- обороты по корреспондентским счетам, клиентские платежи;
- рублевые облигации, облигационный портфель;
- арендные, лизинговые платежи;
- экспортную выручку, выручку от продажи товаров, работ, услуг;
- бизнес или предприятие;
- другие, реально прогнозируемые, однородные потоки денежных средств[123].