Что на счет апостолов и других даров пятигранного служения – разве они не есть власть Христа над церковью?
В движениях апостольской реформации есть популярная картина апостола – некто, коллекционирующий церкви и затем берущий руководство и правление над ними. Человек, собирающий уже существующие церкви, - не есть новозаветный апостол. Может быть, он религиозный администратор, но не более. Новозаветный апостол – это некто, открывающий новый территории для взращивания учеников. Они первопроходцы, истинные посланные. Они не спикеры на конференциях и эстрадные артисты на сценах.
Годами в каких-то кругах было стандартным делом говорить о пятигранном служении. Интересно, что Ефесянам 4:11 – это единственное место, которая на самом деле перечисляет эти дары в таком виде. И на этом одном стихе построено очень много! Есть также один стих, который говорит о крещении за мертвых. Да! 1 Коринфянам 15:29. Почему мы не раскачиваем этот стих в большое дело? Ну, у нас есть проблемы в отношении крещения за мертвых и мы пытаемся не говорить об этом стихе.
Однако незрелые, неуверенные и боящиеся за себя, жаждущие власти через положение обожают говорить об Ефесянам 4:11, потому что его можно использовать как обоснование системы должностей и чинов и позиций власти в Теле Христа. В мире индивидуализма и самореализации мы одержимы своими дарами, призваниями и должностями. В понимании Царства Бога как иерархии мы одержимы мыслью - вписываемся ли мы в структуру власти и влияния.
Каково рода лидер стремится быть связанным с такими «апостольскими сетями»? Каково рода лидер ищет «апостольского отца»? Встать под «апостольское покровительство»? Нередко неуверенный в себе; не знающий, кто он во Христе. Они ищут власти, влияния и имени себе через ассоциацию и союзы. Они ищут теплое место, чувство уверенности и стабильности через слияние и отождествление с движениями, нежели чем с Иисусом. Разве недостаточно иметь Иисуса своим Главой? Разве недостаточно иметь Бога своим Отцом? Недостаточно ли просто быть членом Тела Христа?
«Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые» (Марка 2:22).
Новые винные мехи - это не какой-то новый образ организации церкви в рамках четырех стен и в рамках иерархической структуры власти. Никого не волнует, если вы передвинули мебель внутри четырех стен.
Однако понимать и говорить, что Царство Бога по сути построено на искренней дружбе под Одной Главой, Иисусом, и что это Царство – Царство «наоборот», где лидерство есть гонка к низу, а не к верху, то вы – в «беде». Вы выходите за рамки религиозной коробки и становитесь угрозой в глазах всякого, находящегося внутри коробки.
Новые винные меха – это царство наоборот. Новые винные меха – это лидер – слуга. Новые винные меха – это одноуровневая органическая церковь друзей. Новые винные меха – это царство священников.
Новые винные меха – это взаимоотношения, которые определяются дружбой и исполнением заповедей в отношении друг друга, а не проявлением власти и занятием должностей в пирамиде.
Конечно, кто-то скажет, что каждый имеет ценность и что мы все равны в нашей сущности, но у каждого разные функции. Что ж, это правда, но используем ли мы эти различные функции, чтобы служить друг другу или некоторые из этих функций дают маленькой кучке людей власть разрешать или не давать разрешения другим, вести себя как начальники? Давать или не давать разрешение – это подход, который нас отбрасывает в языческие отношения, которые определяются властью. И языческая реальность, когда номинально все равноправны, но реально кто-то имеет больше прав, чем другие.
Дары пятигранного служения не означают должности, статус или место, занимаемое в структуре. Если вы служите наименьшим, миру и Телу Христа – если вы станете слугой всем – ваша жизнь может принести определенного рода плоды. Если ваши друзья признают этот плод, они могут начать благословлять вас как апостола, или пророка, или евангелиста, или пастора, или учителя.
Или может быть, пятигранные служения – это этапы в нашей жизни. Мы начинаем действовать как евангелисты, когда говорим друзьям и родственникам о нашей новой жизни в Иисусе. Когда они приходят к Иисусу, мы начинаем учить их об Иисусе и Царстве Божьем. Мы пасем их, как пастора через исцеление проблем во взаимоотношениях и жизни через прощение, восстановление и признание в истине. Нам также нужно и пророческое водительство, чтобы развязывать узлы в отношениях и освобождать людей. По мере того, как мы становимся зрелыми и помогаем группам учеников возрастать, двигаемся в новые территории, начиная с нуля, рассказывая людям об Иисусе и взращивая учеников. Мы переходим в фазу апостольства, самых низших слуг Христа, принимая на себя риски больше всех остальных и идя на самые большие опасности.
Или, возможно, пятигранные служения – это выражения того, как Иисус работает через наши жизни, любя и служа людям по мере возникновения нужд. Так как мы – члены Его тела, Он выражает Себя через нас в Своей полноте, когда нам нужно выступать в функции пастора, пророка, евангелиста, учителя или апостола.
Какими бы не были ваши призвания, дары или служения, - если вы видели Иисуса, то знаете, что ваша ценность, имя, образ, сущность не в ваших делах и занятиях, а только в Иисусе. Если вы видели Иисуса, то вы знаете, что есть только один Господь и мы все – друзья друг другу; есть один Учитель и мы все – ученики; есть один Отец и мы все – сыны; есть один Святой Дух и мы все – Его храм.
Можно по-разному практиковать эти дары пятигранного служения, но в любом случае они не означают должности и власть. Их суть – освобождение людей, чтобы они в полноте жили во Христе и знали свое место во Христе. Они знают, что легко вживаются в новые винные меха дружбы, примера и влияния, а не старые винные меха иерархии, контроля и господства.