Глава 3. критерии выбора иностранного партнера
Процесс развития торгово-экономических контактов является наиболее серьезной и сложной задачей, которая должна быть решена внешнеторговыми организациями. Умение вовремя намечать и находить новых и надежных торговых партнеров является одной из предпосылок наращивания капитала[1].
Выбор иностранного партнера является одной из самых важных и ответственных задач.
Сложившиеся за последние два года условия внешнеторгового сотрудничества российских компаний с зарубежными, прежде всего, европейскими странами, сделали задачу поиска новых торговых партнеров ещё более актуальной.
К основным причинам можно отнести следующие:
· продолжающие свое действие санкции со стороны США против России;
· действие двойных стандартов в рамках ВТО;
· рост курса евро по отношению к рублю.
К числу основных принципов выбора партнера можно отнести:
· принцип взвешенной оценки состояния дел своей организации;
· принцип обстоятельного анализа возможностей и потребностей будущих торговых партнёров. Данный принцип также называется «принципом стратегии партнёрских отношений»;
· принцип валютно-финансовой обеспеченности возможных инициатив и начинаний. Валютно-финансовые расчёты возможных инициатив и начинаний в торговом сотрудничестве с новым партнером должны быть в меру обоснованными и достаточно перспективным;
· принцип целесообразности развития новых сфер торгово-экономических связей.
Важным моментом является анализ основных показателей общей совокупности характеристик и страны, и организации, с которой необходимо работать в дальнейшем.
Также важно проанализировать политико-экономическую ситуацию в государстве. Основными критериями являются:
· «экспортно-импортный климат»;
· политическая устойчивость в стране;
· валютная политика государства;
· уровень жизни населения;
· экономическая политика государства.
В процессе выбора рынка следует учитывать:
· присутствие на рынке конкурентоспособных товаров;
· проблемы внедрения на рынок;
· риск, связанный с неопределенностью ситуации и дефицитом информации;
· объем возможных поставок и продаж;
· тенденции и перспективы развития;
· ограничения, обусловленные национальными особенностями потребителей;
· языковая и культурная близость партнеров по коммерции.
В процессе выбора партнера необходимо провести следующие мероприятия:
· выявить потенциальных партнеров;
· проанализировать показатели финансового положения и хозяйственной деятельности фирм;
· провести сравнительную технико-экономическую оценку.
Чтобы потребности потребителей были удовлетворены максимально, необходимо соблюдать 2 условия:
· иметь точную и выверенную информацию о динамике потребностей потребителей на рынке;
· учитывать степень предсказуемости развития торгово-экономических контактов на длительную перспективу.
При выборе партнера необходимо пользоваться проверенными каналами поиска партнеров. К основным из них относятся:
· неформальные связи,
· письменное обращение по почте,
· интернет,
· участие в экономических форумах, конференциях (рисунок 1).
Рисунок 1 – Каналы поиска новых торговых партнеров*
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешнеэкономическое сотрудничество имеет большое политическое значение, содействуя упрочению мира, отношений мирного сосуществования государств с различным общественным устройством.
Основные преимущества внешнеэкономического сотрудничества состоят в возможности:
· сохранение и увеличение объемов продаж в случае снижения спроса на внутреннем рынке;
· освоение передового опыта ведения международного бизнеса;
· сглаживание резких колебаний спроса и продление жизненного цикла товара;
· издержки на рыночные исследования и инновации окупаются быстрее и эффективнее;
· получение признания за рубежом;
· улучшение ликвидности активов предприятия за счет использования зарубежных источников получения наличной валюты.
К основным рискам, связанным в ВЭД, относятся:
· дополнительные затраты на изучение особенностей предпринимательской среды зарубежных стран;
· необходимость модификации и адаптации товаров;
· усложнение управления фирмой;
· сложности поиска зарубежных партнеров.
Для снижения потенциальных рисков, необходимо разрабатывать политику управления рисками.
При общении с потенциальными партнерами необходимо знать коммерческую информацию о них.
· Кредит-бюро.
· Торгово-промышленные палаты.
· Банки.
· Организации содействия развитию производства и экспорта.
· Отдельные фирмы, специализирующиеся на информационном обслуживании, консультациях, брокерских, инжиниринговых услугах.
· Государственные учреждения.
· Фондовые биржи.
· Союзы предпринимателей.
В Российской Федерации:
· Торгово-промышленная палата РФ
· Банки.
· Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт МВЭС РФ (ВНИКИ).
· Совместные предприятия.
· Кооперативы, ассоциации, организации, союзы.
· Внешнеэкономические объединения МВЭС РФ, министерств, ведомств.
· Общественные организации, международные объединения.
Еще одним важным моментом является поиск партнера. Анализировать необходимо множество аспектов. К основным моментам анализа можно отнести:
· цену за единицу товара,
· объем контрактных поставок,
· долгосрочность контракта,
· сумму контракта,
· финансовое состояние иностранного партнера,
· репутацию партнера,
· контрактные условия поставок,
· эффективность сбыта товара партнером на национальной рынке.
Данные критерии должны быть рассчитаны для каждой фирмы.
Анализу также должны поддаваться политико-экономическая ситуация государства.
В процессе выбора партнера следует учитывать:
· Ёмкость рынка.
· Простота ведения бизнеса и совместимость.
· Бюрократизм.
· Соответствие возможностям и политике компании.
· Издержки и доступность ресурсов.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность является важнейшим элементов процветания экономики страны, поэтому она подлежит особым условиям контроля и внимания.