Применение бухгалтерских стандартов деловой практики
(МСФО,РСБУ)
Формы использования МСФО
Метод применения (использования) | Страна |
Применение МСФО в качестве национальных стандартов | Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тринидад, Тобаго, Хорватия |
Использование МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные | Малайзия, Папуа-Новая Гвинея |
Использование МСФО в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями | Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Польша, Судан, Тайланд, Уругвай, Ямайка |
Национальные стандарты основаны на МСФО и обеспечивают дополнительные их разъяснения | Китай, Иран, Словения, Тунис, Филиппины |
Национальные стандарты основаны на МСФО, однако некоторые стандарты могут быть более детализированы, чем МСФО | Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Турция, Франция, Южная Америка |
Национальные стандарты основаны на МСФО, за исключением того, что каждый нац.стандрат включает в себя положение, сравнивающее нац.стандарт с МСФО | Австралия, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция |
Процедура разработки Международного стандарта финансовой отчетности:
1. Правление КМСФО утверждает Подготовительный комитет. Каждый Подготовительный комитет возглавляется Председателем правления и включает представителей бухгалтерских организаций, по крайней мере, из трех других стран.
2. Изучение Подготовительным комитетом национальных и региональных бухгалтерских требований, практику при функционировании в различных условиях, связанные с рассматриваемой темой. Составление Схемы вопроса и представление ее Правлению.
3. С учетом полученных комментариев Правления к Схеме вопроса, Подготовительный комитет готовит и публикует Проект изложения принципов.
4. Утверждение Правлением Проекта изложения принципов.
5. На основе Проекта изложения принципов Подготовительный комитет готовит Проект положения по предлагаемому МСФО.
6. Утверждение Правлением. Обсуждение Проекта от 1 до 3 мес., прием комментариев от всех заинтересованных сторон.
7. С учетом полученных комментариев Подготовительный комитет подготавливает проект МСФО. Утверждение Правлением проекта МСФО большинством голосов (3/4).
МСФО носят рекомендательный характер. Большая часть стандартов представлена в измененной форме.
Стандартизацией учета также занимается межправительственная группа экспертов по международным стандартам в области учета при ООН и рабочая группа по учетным стандартам организации экономического сотрудничества и развития. На региональном уровне проблемами унификации занимается ЕС, который разрабатывает законы или директивы по учету и отчетности.
4 Директива «Об унификации форм отчетности и правил их аудирования».
7 Директива «Об унификации составления консолидированной отчетности».
Существует несколько преимуществ МСФО перед национальными стандартами:
1. Четкая экономическая логика.
2. Обобщение лучшей мировой практики в области учета.
3. Простота восприятия для пользователей финансовой информации.
Кроме того МСФО позволяет сократить расходы компании по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятия, расположенных в разных странах. Отсутствие стандартизированной финансовой отчетности является одной из причин информационной недостаточности.
К недостаткам МСФО можно отнести следующее:
· обобщённый характер;
· отсутствие подробных интерпретаций стандартов к конкретным ситуациям;
· существующие национальные различия.
ГААП (GAAP) и МСФО (IAS) – это общепризнанные западные стандарты бухгалтерского учета.
GAAP – Generally Accepted Accounting Principles (Общепринятые Принципы Бухгалтерского Учета - ОПБУ).
ГААП (US GAAP) – система стандартов и принципов финансового учета, используемых в США.
Разработкой ГААП занимается:
1. Американский Институт Сертифицированных Независимых Бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants – AICPA).
2. Комитет по Стандартам Финансового Учета (Financial Accounting Standards Board – FASB). Положения о стандартах финансовой отчетности издаются FASB и считаются Общепринятыми принципами бухгалтерского учета. FASB также издает трактовку принципов, которые представляют собой модификацию или уточнение существующих стандартов. Трактовка принципов имеют силу стандартов.
3. Государственная комиссия по бухгалтерскому учету – Governmental Accounting Standard Board (GASB). Занимается государственной и местной отчетностью.