Источники финансирования дефицита местного бюджета
В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:
1)разница между средствами, поступившими от размещения муниц.ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение
2) разница между полученными и погашенными мун.образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ
3) разница между полученными и погашенными мун.образованием в валюте ФР бюджетными кредитами, предоставленными местоному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ
4) разница между полученными в иностранной валюте от ФР и погашенными муниц.обзованием бюджентыми кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов(заимствований)
5)изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соотвествующего финансокого года
6) иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.
Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа мун.образования, могут направляться в текущем году на покрытие временных кассовых разрывов.
Методы сбалансированности бюджета
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Сбалансированность бюджета обеспечивает функционирование всех уровней властной структуры. Несбалансированность бюджета ведет к сбоям в системе финансирования, порождает неплатежи в народном хозяйстве. Поэтому сбалансированность важна для РФ в периоды кризиса.
Лучший вариант сбалансированного бюджета обеспечивает разработка бюджета без дефицита. Если бюджет все равно получается с дефицитом, придется прибегать к заимствованиям.
Методы, которыми достигается сбалансированность бюджета, делят на две группы (одни применяются при использовании бюджета, другие – в период формирования). К первой группе методов относят: выявление и мобилизацию резервов повышения доходов бюджета, лимитирования бюджетных расходов, адекватное распределение доходов расходов между разноуровневыми бюджетами, построение в целом оптимальной системы регулирования бюджета и оказания помощи между разными уровнями бюджета. Сбалансированность бюджета подразумевает также планирование расходов, сокращение масштабов госсектора экономики, жесткую экономию средств, использование бюджетных заимствований.
Когда бюджет уже в фазе исполнения, методы таковы: процедура санкционирования расходов, соблюдение лимитов бюджетных обязательств, определение сроков расходов, механизм блокировки расходов бюджета.
Доводят сбалансированность бюджета до совершенства методами оптимизации системы бюджетного финансирования, проведения контроля за целевым и экономным расходованием средств, оказания финпомощи бюджетам других уровней, использование бюджетных резервов и т.п.
Влияют на сбалансированность бюджета на стадии исполнения - методы оперативной регуляции бюджетных потоков(обеспечивают маневрирование средствами) и механизм сокращения расходов бюджета (для непредвиденных расходов).
Виды бюджетного дефицита
Выделяются следующие основные виды бюджетных дефицитов:
1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов экономики. Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебанийуровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.
2. Структурный дефицит госбюджета – разность междурасходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются в основном в развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а небюджетной политикой государства.
3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
5. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операций следует упомянуть:
- финансирование государственными предприятиямиизбыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
- накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд, которые в итоге выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
- финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству;рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.