Бюджетный процесс и исполнение бюджета
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности.
1. Составление проекта бюджета является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Составление проектов бюджетов осуществляют непосредственно Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Государственной Думе Федерального собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Правительство РФ также представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на предстоящий год, не консолидированных в федеральном бюджете. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в трёх чтениях.
3. Исполнение бюджета начинается после утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета после подписания Президентом РФ). В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Федеральное казначейство обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с российским законодательством. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства. позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.
4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение - одна из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти. Для контроля за исполнением бюджета Федеральное собрание РФ образует специальный орган Счетную палату РФ, которая участвует также и в предварительном контроле - в рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета. Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.
Продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям - более года; по третьей - 3 года; по четвертой - более полугода. Определение периодичности, сроков представления и форм бюджетной отчетности возлагается на Министерство финансов РФ.
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПААЬНОГО КРЕДИТА
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:
· наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
· аккумулирование свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
· возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). Государственный кредит является основной формой государственного заимствования и представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами - физические и юридические лица.
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия. Аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Муниципальный кредит - экономические отношения, по которым муниципальное образование выступает в роли кредитора или заемщика. Муниципальный кредит является компонентом территориальных финансов, представляющих собой совокупность денежных средств, направленных на экономическое и социальное развитие территорий.
Функции муниципального кредита.
1. Перераспределение - выражается в перераспределении с помощью кредитных инструментов денежных средств между бюджетами, юридическими и физическими лицами.
2. Регулирование - заключается в стимулировании экономических процессов, в обеспечении более эффективного использования средств, предоставляемых заемщику на платной основе, и т.д.
3. Контроль - состоит в обеспечении контроля за целевым, эффективным использованием денежных средств, за выполнением заемщиком договорных обязательств.