Число подключенных частных абонентов к ШПД в России
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
«Государственный университет –
Высшая школа экономики»
Пермский филиал
Факультет менеджмента
Кафедра стратегического менеджмента
Домашняя работа
на тему Основные проблемы и методы реализации избранной организацией стратегии
Студентки группы М-07-СМ
Семеновой А.Е.
Преподаватель:
к.э.н., заведующий кафедрой
общего менеджмента
Бабенко Е.И.
Пермь 2010
Введение
Деятельность любой компании невозможно представить как без четко сформулированной цели, так и стратегии по ее достижению. Существует множество различных методов по реализации стратегии, которые разрабатываются и осуществляются индивидуально каждой компанией. Процесс определения методов по реализации стратегии является крайне важным для предприятия, поскольку конечный результат повлияет на всю дальнейшую деятельность компании. Безусловно, компания учитывает множество факторов при разработке и реализации стратегии, составляет различные прогнозы. Тем не менее, организация может столкнуться с непредвиденными трудностями, которые порой невозможно спрогнозировать. В рамках данной работы мы рассмотрим одну из крупнейших компании на рынке телекоммуникаций - ЗАО «ЭР-Телеком». Охарактеризуем основные методы по реализации, выбранной предприятием, стратегии, а также выявим основные проблемы, с которыми данная организация может столкнуться в процессе реализации стратегии.
В первую очередь необходимо охарактеризовать деятельность компании, рассматриваемой в рамках данной работы. ЗАО «ЭР-Телеком» является одним из лидирующих операторов телекоммуникационных услуг в крупнейших российских регионах 4-х федеральных округов [1]. Данная компания предоставляет три вида услуг: кабельное телевидение, доступ в Интернет и телефонная связь. ЗАО «ЭР-Телеком» работает на частном и корпоративном рынках 22 российских городов, в числе которых такие крупные города как Пермь, Самара, Казань, Челябинск и Нижний Новгород. Вышеуказанная компания присутствует в 13 из 20 городов-лидеров, причем в 9 из них занимает первое место, так ЗАО «ЭР-Телеком» занимает наибольшую совокупную долю рынка Интернет (27%) по всем 22 городам [1].Основным акционером закрытого акционерного общества является Группа Компаний ПФПГ с совокупной долей в 95% акций [1].
Для того чтобы выявить основные проблемы и методы реализации избранной организацией стратегии для начала необходимо определить цель компании. Цель – безусловное лидерство на рынке Интернет и Кабельного телевидения с долей не менее 20 % по выручке к 2014г. [3]. Компанией выделяются следующие основные этапы развития [4]:
1 этап (2009-2012 гг.) - расширение географии проекта, освоение новых городов;
2 этап (2013 г.) - выход на безубыточность;
3 этап (2014 г.) - достижение лидерства.
В первую очередь компания планирует выход на рынок телекоммуникационных услуг в городах с населением свыше 200 тыс. человек. Стоит также отметить, что ЗАО «ЭР-Телеком» акцентирует свое внимание на городах, где предприятие может занять лидерские позиции в течение трех лет. Таким образом, например, данная компания исключает возможность в ближайшие несколько лет выхода на московский рынок в связи с высокой конкуренцией на данном рынке. По прогнозам, в 2010 году рынок ШПД (широкополосного доступа) вырастет на 23% — темпы роста замедлятся в связи с постепенным насыщением, так проникновение в крупных городах уже перешагнуло за 70%, следовательно, основной прирост в 2010 году ожидается на города с населением 500 тыс. человек и менее [5]. В связи с тем, что платежеспособный спрос в отмеченных выше городах ниже, чем в крупных городах, прогнозируется замедление темпов роста. Таким образом, главный потенциал российского рынка на текущий момент в регионах, поэтому стратегия ЗАО «ЭР-Телеком» ориентирована на расширение своей сети в крупных и менее крупных российских городах. На текущий момент компания рассматривает примерно 90 городов, из которых впоследствии будут выбраны несколько наиболее привлекательных объектов для дальнейшего расширения организации. Данный этап планируется реализовать при помощи привлечения крупных инвестиций, в первую очередь за счет продажи пакета акций предприятия. По прогнозам ЗАО «ЭР-Телеком» компании в течение пяти лет потребуются еще около 500 млн долл., только в 2010 г. планируется инвестировать в пять новых городов (Саратов, Липецк, Барнаул, Воронеж и Красноярск) порядка 2 млрд руб., а в существующие города будет вложено еще около 1 млрд руб. [5]. Таким образом, вышеотмеченные инвестиции, которые необходимы предприятию для дальнейшего расширения, предполагают продажу крупного пакета акций. Тем не менее, руководство планирует продать пакет меньше блокирующего, поскольку руководство не заинтересовано в перестановке сил внутри организации.
Следует также отметить, что одним из основных конкурентных преимуществ ЗАО «ЭР-Телеком» является разработанная и успешно реализуемая технология «start up». Данная технология разрабатывалась и совершенствовалась компанией на протяжении всего периода функционирования предприятия на рынке телекоммуникаций и базировалась на опыте запуска филиалов организации на новых территориях. Таким образом, данная компания использует проверенную технологию, которая позволяет быстро и эффективно разворачивать деятельность в каждом новом городе.
Положительная динамика основных финансовых показателей компании (см. Приложение 1) подтверждает успешное функционирование ЗАО «ЭР-Телеком» на рынке телекоммуникаций, так, например, выручка в первом полугодии 2010 г. увеличилась на 46% по сравнению с аналогичным периодом в 2009 г., а темп роста чистой прибыли составил 78% за аналогичные периоды отмеченные ранее. Следует также отметить, что соотношение долгового капитала и собственному капиталу составляет 1 к 4, что свидетельствует о стабильном финансовом положении компании и отсутствии жесткой зависимости от кредиторов. Таким образом, прибыль компании обеспечивает обслуживание и своевременную выплату долговых обязательств, а также постоянное развитие бизнеса за счет реинвестирования чистой прибыли.
Если говорить об основных результатах операционной деятельности ЗАО «ЭР-Телеком» за первое полугодие 2010 года, то по состоянию на 1 августа 2010 года общее количество абонентов компании насчитывает 2, 224 млн., при этом прирост абонентской базы по сравнению с показателями аналогичного периода 2009 года составил 34% (1,666 млн абонентов) [6]. Стоит также отметить, что число пользователей услуг кабельного телевидения от «ЭР-Телеком» по итогам первых шести месяцев 2010 года достигло 1, 020 млн., при этом прирост составил 15% по отношению к аналогичному периоду 2009 года (890 тысяч абонентов) [6]. Услугами фиксированной телефонной связи пользуется более 91 тысячи клиентов; прирост по отношению к аналогичному периоду прошедшего года 49% (61 тысяча абонентов в 2009 году) [6]. Тем не менее, наибольший прирост по числу абонентов принадлежит потребителям Интернет услуг «ЭР-Телеком». Количество интернет-пользователей увеличилось до 1,110 млн (см. Приложение 2), что на 55 % больше, чем за тот же период 2009 года (714 тысяч абонентов). Вышеотмеченные данные свидетельствуют об успешном и интенсивном развитии компании «ЭР-Телеком» на рынке телекоммуникаций, а также четком следовании стратегии организации.
Несмотря на стремительное развитие организации, существует ряд проблем, с которым может столкнуться предприятие в ходе реализации стратегии. Ранее было отмечено, что ЗАО «ЭР-Телеком» интенсивно расширяется в различных регионах России и успешно увеличивает клиентскую базу, тем не менее, первая тройка лидеров российского рынка телекоммуникаций (ОАО «КОМСТАР-ОТС»; ОАО «ЦентрТелеком»; ОАО «Вымпелком») также не уступает свои позиции. В таблице 2 (см. Приложение 2) отражена динамика подключений к доступу в Интернет по десяти самым крупным телекоммуникационным компаниям на территории России. По отмеченным в таблице данным можно проследить увеличение числа подключенных абонентов у каждой из десяти компаний за первые полгода 2010 г., что свидетельствует о сильной конкуренции на данном рынке и стремлении увеличить долю рынка каждым из игроков. Стратегия «ЭР-Телеком», направленная на выход в различные «не занятые» города, не является уникальной, так ОАО «КОМСТАР-ОТС» за последние пять лет совершило несколько крупных сделок на рынке телекоммуникаций, например, приобретение группы операторов «СТРИМ-ТВ» обеспечило организации лидирующие позиции в 40 городах России [7].
Следует отметить, что ЗАО «ЭР-Телеком» предпочитает строить собственные сети на территории присутствия в отличие от других компаний, стремящихся приобрести телекоммуникационного оператора с налаженной сетью, организационной структурой и внешними коммуникациями. Таким образом, ЗАО «ЭР-Телеком» может столкнуться с ситуацией дефицита необходимых средств, поскольку открытие филиала и налаживание сети требует не только финансовых, но и иных вложений в связи с тем, что компании приходится создавать с нуля всю структуру организации, начиная с прописывания бизнес-процесса и заканчивая подбором персонала. Не стоит также забывать, что на данном рынке существует «преимущество первого хода». В данном случае преимущество имеют те компании, которые первыми проложили сеть. Потребителю невыгодно переключаться на вновь вошедшего игрока в связи с различными факторами. Во-первых, потребитель несет временные издержки переключения на другого оператора, к примеру, для того, чтобы расторгнуть договор, необходимо написать письменное заявление в главном офисе компании, также определенное количество времени может занять замена одного модема на другой. Во-вторых, потребитель несет материальные издержки при переключении на другого оператора, например, оплата услуг техническому персоналу при подключении нового оборудования. Таким образом, ЗАО «ЭР-Телеком» может столкнуться с данной проблемой при входе на рынок с уже существующими крупными игроками, например, открытие компанией филиала в Санкт-Петербурге в 2011 г. на территории которого проложили сети такие крупные предприятия как ОАО «Северо-Западный Телеком» и ОАО «НТК».
На текущий момент ЗАО «ЭР-Телеком» находится на стадии поиска крупного инвестора, что замедляет процесс реализации стратегии. Безусловно, компания ведет переговоры с несколькими крупными инвесторами, в том числе и зарубежными, тем не менее, на текущий момент инвестор не найден. Следует также отметить, что предприятием не осуществлена оценка стоимости компании, а, следовательно, возникает проблема с продажей акций потенциальным инвесторам, в первую очередь данная проблема связана с разногласиями обеих сторон относительно цены.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегия компании обусловлена высокой конкуренцией на рынке телекоммуникаций и стремлением каждой компанией не только к удержанию существующих позиций, но и завоеванию новых территорий. Методы реализации стратегии были выбраны, исходя из текущего положения ЗАО «ЭР-Телеком» на данном рынке, оценки перспектив развития и финансового положения предприятия. Данные методы, предполагающие расширение и укрепление позиций на региональных рынках, безусловно, являются оптимальными на данном этапе развития организации. Тем не менее, компании необходимо более детально рассмотреть различные сценарии развития ситуации на рынке телекоммуникаций, для того чтобы определить возможные угрозы и средства по их устранению с минимальными затратами.
Заключение
В заключении стоит отметить, что данная работа была направлена на выявление основных проблемных зон в процессе реализации стратегии, а также определение методов реализации стратегии в рамках конкретного предприятия. В ходе проведения анализа был выявлен ряд возможных проблемных ситуаций, с которыми компания может столкнуться в будущем и на которые организации следует обратить внимание, а также были выявлены некоторые текущие проблемы, тормозящие развитие предприятия и требующие скорейшего разрешения. Тем не менее, положительная динамика различных финансовых показателей, а также общее положение компании на рынке свидетельствуют об эффективной реализации намеченных планов и движении к осуществлению основной цели организации.
Список литературы
1. Официальный сайт ЗАО «ЭР-Телеком». Сведенияо компании: [Электронный ресурс] / Режим доступа –
http://www.ertelecom.ru/ru/content/%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8
2. Отчеты консалтинговой компании AC&M об исследовании российского рынка телекоммуникаций в 2009 – 2010 г.: [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://www.acm-consulting.com/data-downloads/view_cat/16-april-2007.html
3. Официальный сайт ЗАО «ЭР-Телеком». Информация для инвесторов: [Электронный ресурс] / Режим доступа –
http://www.ertelecom.ru/ru/content/%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BC
4. Официальный сайт ЗАО «ЭР-Телеком». Стратегия: [Электронный ресурс] / Режим доступа –
http://www.ertelecom.ru/ru/content/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F
5. Интервью с генеральным директором компании ЗАО «ЭР-Телеком»: [Электронный ресурс] / Режим доступа –
http://tmn.ertelecom.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=481&Itemid=2
6. Информационный портал NNIT. Отчет ЗАО «ЭР-Телеком» за первое полугодие 2010 г.: [Электронный ресурс] / Режим доступа –
http://www.nnit.ru/news/n83054/
7. Официальный сайт ОАО «КОМСТАР-ОСТ». История компании: [Электронный ресурс] / Режим доступа –
http://www.comstar.ru/ru/about/history/
Приложение 1
Основные финансовые показатели ЗАО «ЭР-Телеком»
(2009 г. – 2010 г.)
Таблица 1
I полугодие 2009 г. (в млн руб) | I полугодие 2010 г. (в млн руб) | Темпы роста (снижения) (в %) | |
Выручка, в т.ч.: | 2 178,9 | 3 178,6 | |
− Интернет | 1 307 | 2 063 | |
− Кабельное телевидение | |||
− Телефонная связь | |||
− Прочее | 8,9 | 3,6 | (40) |
EBITDA | |||
Чистая прибыль |
Сост. по:http://www.nnit.ru/news/n83054/
Приложение 2
Число подключенных частных абонентов к ШПД в России
Таблица 2
№ | Оператор | Январь 2010 | Февраль 2010 | Март 2010 | Апрель 2010 | Май 2010 | Июнь 2010 |
Комстар | 1 250 000 | 1 267 000 | 1 286 000 | 1 310 000 | 1 340 000 | 1 362 000 | |
Центртелеком | 1 216 000 | 1 250 000 | 1 267 500 | 1 285 000 | 1 302 500 | 1 334 000 | |
Вымпелком | 1 089 000 | 1 107 400 | 1 167 000 | 1 182 985 | 1 201 230 | 1 199 000 | |
ЭР-Телеком | 988 000 | 1 015 000 | 1 042 000 | 1 062 000 | 1 081 300 | 1 100 630 | |
Волгателеком | 911 704 | 928 000 | 945 700 | 954 100 | 960 950 | 968 000 | |
СЗТ | 853 600 | 869 000 | 883 000 | 892 600 | 901 170 | 913 150 | |
Уралсвязьинформ | 691 300 | 706 350 | 729 400 | 133 010 | 739 760 | 751 200 | |
АКАДО | 649 000 | 651 000 | 655 000 | 655 000 | 659 000 | 660 000 | |
Сибирьтелеком | 546 450 | 562 800 | 581 100 | 597 200 | 610 200 | 628 900 | |
ЮТК | 531 000 | 536 000 | 542 000 | 550 000 | 562 000 | 574 000 |
Сост. по: http://www.acm-consulting.com/data-downloads/view_cat/16-april-2007.html