Понятие конкурентоспособности продукции предприятия
Важным заданием определения эффективности функционирования предприятия на рынке является определение конкурентоспособности его продукции. Необходимо сразу определить отличия между понятиями «продукция» и «товар». Несмотря на то, что в экономике предприятия эти два понятия используются как синонимы, существуют некоторые важные отличия. Так как, под товаром понимают какой – либо овеществленный (продукт) или неовеществлённый (услуга) результат труда, который удовлетворяет определённые потребности потребителей. Таким образом, в широком смысле товаром является всё то, что может изготавливать предприятие в широком ассортименте. Продукцией же считается овеществлённый результат труда, на который существует платёжеспособный спрос на соответствующем рынке.
Различают три уровня товара:
- товар по замыслу;
- товар в реальном исполнении;
- товар с «подкреплением».
Товар по замыслууказывает на его базовую (родовую) полезность. Так, базовой (родовой) полезностью для часов является измерение времени, для шины – обеспечение движения автомобиля и т.д. Сейчас, родовая полезность товара означает целевой рынок его сбыта.
Разные потребители характеризуются разными потребительскими потребностями и интересами. Идентификация потребительских потребностей дает возможность определить однородные относительно к ним рынки товаров. Для этих рынков изготавливаются товары в реальном исполнении. Предприятия изготавливают модификации товаров в реальном исполнении, которые отличаются товарными свойствами и характеристиками. Например, различают кварцевые и механические часы, диаметральные и радиальные автопокрышки и т. д.
Товар в реальном исполнении сопровождается дополнительными услугами и выгодами (сервисное обслуживание, срок гарантии, приобретение в кредит), которые раскрывают смысл понятия товар с «подкреплением». Но в нашем примере это может быть предоставление таких услуг пользователям шин, как вулканизация, развал, схождение, а пользователям шин - замена элементов питания, ремонт и т. д.
Свойства товаров и спектр дополнительных услуг в своей совокупности создают их объективные характеристики, которые обеспечивают разным товарам разную конкурентоспособность. При оценке товара во время его приобретения потребитель анализирует полученные превосходства, которые определяются термином «атрибут». Например, дизайн часов, сезонность шин.
Значит, атрибут формирует объективные характеристики товара.
Атрибуты товара имеют разное значение для понимания потребителя. Значение атрибутов отображают ценность и приоритеты, с которыми потребитель связывает полученные выгоды (превосходства). В связи с тем, что результативность предприятия определяется, прежде всего, объемом реализации продукции, которая имеет овеществлённую форму и характеризуется сформированным на неё платёжеспособным спросом, целесообразно перейти к рассмотрению особенностей обеспечения её высокой конкурентоспособности на рынке сбыта.
Таким образом, под конкурентоспособностью продукции понимают совокупность качественных и количественных свойств продукции, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей потребителей на определенном сегменте рынка.
Конкурентоспособность продукции является важным критерием целесообразности выхода предприятия на рынок, условием эффективного осуществления хозяйственных операций и основой выбора способов и методов производственной деятельности. Обеспечение высокой конкурентоспособности продукции является залогом коммерческого успеха предприятия.
В заключении можно сделать вывод, что конкурентоспособность продукции – это совокупность свойств, предоставленных продукции во время разработки, производства и реализации, что обеспечивает отличия от аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителей, по уровню затрат на приобретение и использование, по степени информации, доступности, удобности для покупателя, которое влияет её динамической реализации на рынке в определенный период времени.