Показатели диверсификации ТНК
1990 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Международные слияния и поглощения, млрд долл. | |||
Активы иностранных филиалов ТНК, млрд долл. | |||
Объем продаж иностранных филиалов ТНК, млрд долл. | |||
Объем экспорта иностранных филиалов ТНК, млрд дол... | |||
Численность занятых в иностранных филиалах ТНК, млн чел. | 23,7 | 80,4 | 77,4 |
Источник: [53, с.12]
ТНК являются доминирующим фактором внутрифирменной международной специализации и кооперирования производства, которое определяет структуру и географическое направление мировой торговли.
Внутрифирменная специализация выражается в производстве разных товаров разными филиалами ТНК. Так, английский филиал “General Motors” (“Vauxhall Motors”) специализируется на производстве грузовиков, западногерманский “Opel” – на производстве легковых автомобилей. Аналогично, голландский трест “Philips” сконцентрировал производство утюгов и миксеров в Нидерландах, радиаторов – в Шотландии, кассетных магнитофонов – в Австрии. Специализация касается и производства составных элементов готовой продукции. Например, компания “Ford” имеет три больших тракторных завода, расположенных в Бельгии, Англии и США. Первый изготовляет все виды трансмиссий, второй – всю гидравлику, а третий – автоматические коробки скоростей.
Специализация распространяется и на научно-технические исследования. Американская корпорация ІBМ, лаборатории которой размещены по всему миру, поручила каждой из них определенное направление разработок. ЭВМ 360/40 была изобретена во Франции, а произведена – во Франции и США. При этом ее запоминающее устройство было изготовлено в Шотландии, жесткие диски – в Париже, а другие устройства – в Нидерландах, Швеции и Италии.
Специализация и кооперирование между предприятиями одной и той же ТНК, расположенными в разных странах, приводят к развитию внутрикорпоративного обмена, который в настоящее время достигает 1/3 международного торгового оборота. Международное разделение труда в форме специализации и кооперирования между предприятиями одной и той же корпорации, а также значительный удельный вес внутрифирменного товарооборота является качественными критериями транснациональности фирмы.
Важным качественным критерием транснациональности является поведение фирмы, ориентация и стратегия ее менеджмента. Для ТНК определяющей считается двойная ориентация их деятельности. С одной стороны, менеджмент фирмы ориентирован на региональный и глобальный рынок, на мировые стандарты качества, расходы производства, эффективность, а также на специфику механизма функционирования этих рынков. С другой стороны, транснациональная фирма приобретает за рубежом национальную бизнес-среду и должна функционировать в соответствии с ее законами и правилами.
Как только фирма становится транснациональной, она сразу же распространяет прогнозирование и стратегическое планирование на международный, а затем и на мировой уровень.
И, наконец, характерной чертой ТНК является особый подход к отношениям со своими клиентами и конкурентами. Считается, что ТНК должны проводить приспособленческую политику. Эта политика имеет такие черты:
1) открытость деятельности корпорации с акцентом на то, каким образом эта деятельность способствует социальным и экономическим изменениям;
2) готовность использовать огромную мощь корпорации в достойном направлении (например, технологический трансферт и адаптация технологии к местным условиям);
3) честность, которая очень часто означает, что продавец должен не только избегать мошенничества, но и не допускать возможность его возникновения;
4) ясность, потому что она помогает смягчить враждебность, найти общий язык с теми, кто негативно настроен против корпорации.
ТНК формирует новый принцип взаимоотношений с партнерами. Принцип “конкуренция со всеми, а сотрудничество с избранными” заменен другим – “конкуренция с избранными, а сотрудничество с остальными”. Этот принцип реализуется в создании так называемых производственно-коммерческих агломераций (ПКА). ПКА – это временные, относительно устоявшиеся объединения, с общей производственной базой, технологическим и научно-техническим единством (например, в автомобильной, авиационной и космической промышленности).