Распределение власти. Делегирование полномочий и децентрализация
Осн тип власти линейный, т.е непосредств власть рук-ля над своими подчинёнными
Штатная власть распр на инфраструктур (вспомогат) подразделения. В гибких орг-циях.
Функциональ власть использ для решения локаль задач. По приказу рук-ля создается спец группа и в теч опред срока она занимается этой проблемой. В ней тоже есть иерархия.
Распределение власти 2 основные формы:
1-делегирование полномочий - передача части полномочий (власти) или на небольшой промежуток всей власти от рук-ля подчинённому. Это императив- жёсткая необходимость
кроме задач необходимо передавать компетенции
Схема
Причины делегирования:- нехватка времени – узкоспециализированные задачи- - повышение професс уровня подчинённых – болезнь рук-ля.
Барьеры делегирования: ×подчинённые × руководитель × сама организация
Руководитель
-недостаток времени для подробного инструктажа и контроля
- неуверенность способностей у подчинённого
-страх потери контроля
- конфликт с руководством
- нежелание расстаться с любимой работой
- страх потери власти и влияния
- страх потери имиджа и авторитета
подчинённый
-нехватка знаний и умений
- боязнь критики
- страх перед ответственностью
Правила и принципы делегирования:
не имеете права требовать отлич рез-тов, единств критерием явл время
прежде чем передать полномочия провести собеседование, чтобы узнать мнение подчиненного к делегированию
передавать полномочия необходимо при всех
передавать всю необх инфо для решения этой проблемы и обеспечить доступ к инфо
привлечение подчинённых к передаче задач. к делегированию
делегирование – постоянный, непрерывный процесс
Необходимо проводить ратацию подчиненных, распред-ть обяз-ти так, чтобы коллектив м/ меня заменить, а один работник нет.
Делегировать необходимо рутинную работу, специализированную и подготовительную
Не делегировать постановку целей, выработку политики, контроль результатов, мотивацию подчиненных, необычные исключительные дела
2-децентрализация-передача власти от вышестоящих звеньев к нижестоящим
Различают централизованное и децентрализ управление.
Зависит от объёма решаемых задач, планомерное развитие организации ведет к децентрализации. Также зависит от внешних и внутренних факторов.
Децентрализация – распред-ие задач и ресурсов от вышестоящих ур-ней к нижестоящим.
Любое пред-ие, кот-ое нах-ся в раз-вии, т.е. масштабы кот-го увелич-ся, склон-ся к децентр-ии, т.к. высшие уровни уже не способны решить все задачи (это естеств процесс). Обратный процесс – централ-ия.
Преимущ-ва:
1. Экономичность масштабов деятельности. Автомобильная фирма может иметь отделения, производящие различные типы автомобилей, и, если большинство автомобилей собирается из взаимозаменяемых частей, центральное руководство может оставить за собой контроль за разработкой моделей.
2. Координация. Реклама м.б. централизована, с тем чтобы использовать преим-ва координир в масштабах всей страны крупномасштаб рекламы.
3. Характер деят-ти. Все переговоры с профсоюзами об условиях работы и оплаты труда могут вестись центральным рук-вом.
Недостатки:Всегда имеется опасность, что при сохранении полномочий за центром действия местных управляющих будут ограничены только поддержанием установленного порядка, изменение которого утверждается другими. Это может вести к разочарованию управляющих отделениями. Более того, чем выше степень централизации, тем больше вероятность проволочек в принятии решений. Однако такое направление развития можно предотвратить путем модификации планов централизации: например, хотя некоторые функции - такие, как снабжение,- могут выполняться централизованно в целях получения экономии от масштабов деятельности, могут быть оговорены отклонения от общего порядка.