Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи.
Задание 3
1- Б 2- Г 3-Б 4-А 5- Г 6-А 7- Б 8-В 9-Б 10-Б
Билет 4
1. Ссудный процент- это экономическая категория, представляющая собой цену ссуженной во временное пользование стоимости.
Формы ссудного процента:
В зависимости от формы кредита:
-коммерческий,
-банковский,
-по государственному кредиту,
-по международному кредиту,
-по потребительскому кредиту,
-по лизинговым сделкам
В зависимости от вида операций кредитных учреждений:
- учетный по вексельным операциям,
- депозитный ,
- по ссудам,
- по МБК,
- по долговым ценным бумагам
В зависимости от вида инвестиций с использованием кредита:
- по кредитам в оборотные средства,
- по инвестициям в основные средства,
- по инвестициям в ценные бумаги.
В зависимости от сроков кредитования:
- по краткосрочным ссудам,
- по среднесрочным ссудам
- по долгосрочным ссудам
2. Финансовая политика - это совокупность целенаправленных мер, разрабатываемых экономическими субъектами в области использования финансов, исполнение которых на макро-и микроуровне в конечном итоге призвано обеспечить формирование финансовой основы для реализации наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий экономической и социальной политики государства, его отдельных территорий, а также целей и задач организаций и домохозяйств.
Задачами финансовой политики является:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.
Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.
Признаки эффективности финансовой политики
1. Уровень и динамика финансовых результатов деятельности организации
2. Имущественное положение и финансовое состояние организации
3. Управление структурой капитала организации.
4. Политика привлечения новых финансовых ресурсов
5. Управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом).
6. Управление оборотными средствами.
7. Управление финансовыми рисками.
8. Системы бюджетирования и бизнес-планирования.
9. Система безналичных расчетов организации.
Финансовая политика в России
В России директивно проводится политика сокращения финансового потенциала государства, и вся перспектива экономического роста отдается "на откуп" частному бизнесу без должного учета его возможностей и присущих ему в России органических недостатков, связанных с исторической незрелостью, незавершенностью рыночной трансформации, криминализацией. Не решена и проблема инфраструктурных монополий, которые не показывают высокой эффективности, перераспределяют экономические ресурсы в пользу монопольного сектора и душат конкурентный сектор национальной экономики.
Жесткая ограничительная бюджетная политика проводится в отношении как федерального бюджета, так и региональных и местных бюджетов, самостоятельность которых, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, сужается, в том числе и посредством установления и требований исполнения федеральных стандартов.
Российскую финансовую политику необоснованно подводить и под монетаризм в его "милтоновском" понимании. Между российской денежно-кредитной политикой и в целом финансовой политикой есть, конечно, нечто общее с идеями известного американского профессора, идеолога монетаризма М. Фридмэна, однако в существенных чертах она отходит от современного западного монетаризма.
В России проводится специфический тип финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным воздействием государства на сферу денежного обращения, государственные расходы и доходы бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что, однако, не должно было бы противопоставляться государству, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов.
Эффективность финансовой политики характеризуется критериями, которые выражают степень реализации стратегической (главной) целевой функции этой политики с учетом ее типологии и фактора времени. Оценка зависит от того, кто является ее главным творцом, с каких позиций она оценивается.
Тест
1) г
2) в
3) а
4) б
5) г
6) в
7) б
8) а,б
9) а,б
10) а
Билет 5
· 1. Под границами кредита понимаются верхние и нижние пределы кредитования экономики страны (суммарная потребность в кредитах), в рамках которых имеет место стабильный рост экономики и доходов населения.
o Макроэкономические – определяется соотношение между потребностями экономики в кредитных ресурсах и возможностью их предоставления в данной экономической ситуации
o Микроэкономические – зависят от интересов и возможностей сторон, участвующих в кредитных отношениях
· Факторы, определяющие макроэкономические границы кредита
o Налоговая политика государства, влияющая на объем временно свободных средств у кредитора и возможность возврата ссуды заемщиком
o Денежно-кредитная политика центрального банка, процентной ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов, объема рефинансирования коммерческих банков и кредитования государства, экономических нормативов деятельности банков.
· Факторы, определяющие границы кредита на микроуровне
o Возможности и заинтересованность кредитора в предоставлении ссуды
o Способности заемщика своевременно и в полной сумме погасить кредит и проценты по нему
2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
В реальной жизни финансовые отношения действуют в конкретных организационно-правовых формах, которые образуют финансовый механизм.
Финансовый механизм – совокупность конкретных организационно-правовых форм финансовых отношений или совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов, способы их количественных определений.
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований, организаций и домохозяйств. Используя различные элементы финансового механизма, экономические субъекты стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.
Благодаря слаженному функционированию всей совокупности элементов финансового механизма осуществляется формирование финансовых ресурсов, их движение в процессе распределения и использования на макро- и микроуровне, дается оценка величины финансовых ресурсов и определение иных количественных параметров, связанных с их функционированием.
Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются: объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства; соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования.; связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений; взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.
К финансовому механизму относят также конкретные методы управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).
Тест
1) б
2) б
3) а,д
4) в
5) г
6) Б
7) А
8) А
9) А,б
10) А,б
Билет 8
1.
Денежная масса –это совокупный объем денежных средств, который на данный момент находится в обращении и принадлежит разным экономическим субъектам.
Денежный агрегат- это часть денежной массы, представленная определенной совокупностью денежных активов сгруппированных по убыванию степени ликвидности, причем каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий.
Национальное определение денежной массы- через агрегат М2, что означает совокупность денежных средств в валюте РФ, предназначенный для оплаты товаров и услуг, а так же для целей накопления финансовыми (кроме кредитных) и не финансовыми организациями и физическими лицами-президентом РФ.
M2- сумма денег в обращении и безналичных средств.
М0-наличные деньги в обращении, а именно- это наибольше ликвидная часть денежной массы доступная для немедленного использования в качестве платежного средства. Данный агрегат включает банкноты и монеты в обращении.
В показатель М2 в национальном определении не включают депозиты в иностранной валюте.
Денежная база характеризует денежно-кредитные обязательства банка России в национальной валюте , которые обеспечивают рост денежной массы.
Денежная база не является денежным агрегатом, а представляет собой основу для формирования агрегата.
Денежная база-это деньги повышенной эффективности.
В составе денежной базы в широком определении, все средства учитываются только в национальной валюте.
Структура денежной базы:
1. наличные деньги в обращении с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций;
2. обязательные резервы;
3. обязательства банка России по обратному выкупу ценных бумаг;
4. средства резервирования по валютным операциям, внесенные в банк России.
Особенности денежной массы в России:
- высокий удельный вес наличных денег;
- используется в качестве агрегатов банковских счетов в соответствии с гражданским кодексом РФ;
- низкий удельный вес срочных вкладов в составе денежных агрегатов;
- косвенный учет иностранной валюты м структуре денежной массы для анализа уровня долларизации экономики и учета инфляционных ожиданий;
- в России существует М2Х(показатель широкие деньги) он отражает уровень долларизации Российской экономики.
М2Х= М2+ средства в иностранной валюте на банковских счетах+ иностранная валюта на руках у населения(ориентировочно).
2.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются выработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров.
Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, определения основ бюджетного процесса; федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде, отчетности о его исполнении; разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами; финансовой деятельности и финансового регулирования в условиях военного времени, а также подготовки финансовой системы к условиям военного времени; налоговой политики; валютной политики; политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров; избежания двойного налогообложения доходов и имущества; регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка; финансовых взаимоотношений Российской Федерации с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием Российской Федерации и международными финансовыми организациями; эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации; управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации; регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; установления оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности; регулирования аудиторской деятельности.
Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и утверждает: порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета Российской Федерации; формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела; нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации; порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации; порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; нормативные правовые акты в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности; единый план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и созданными этими органами государственными (муниципальными) учреждениями; порядок формирования и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; порядок представления в Министерство финансов Российской Федерации отчетности в сфере аудиторской деятельности; требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества; порядок обеспечения территориальными органами Федерального казначейства наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым в установленных законодательством Российской Федерации случаях открыты в территориальных органах Федерального казначейства.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) и Федерального казначейства (Казначейства России). Министерство финансов Российской Федерации самостоятельно не осуществляет функции по осуществлению финансового контроля. Эти функции закреплены за подведомственными федеральными службами.
1 в
2 в
3 в
4 б
5 а,г
6 в
7 в
8 б
9 б
10 в
Билет 9
Задание 1. Понятие инфляции, ее типы и виды. Методы борьбы с инфляцией.
Инфляция – процесс обесценения денег, выражающийся падением их покупательной способности, вызываемым повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.
В зависимости от причин, которые преобладают, различают два типа инфляции:
1. Инфляция спроса возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше предложения возникает потому, что производство не в состоянии удовлетворить потребности населения. Такой избыток спроса ведет к росту цен. Инфляция спроса обусловлена:
1) милитаризацией экономики и ростом военных расходов;
2) дефицитом бюджета и ростом государственного долга;
3) кредитной экспансией банков;
4) притоком иностранной валюты в страну;
Наблюдается, когда рост уровня цен происходит под влиянием общего роста совокупного спроса.
2. Инфляция издержек производства возникает по причинам:
1) снижения роста производительности труда за счет структурных колебаний или изменений в производстве;
2) появления новых видов услуг с большим удельным весом зарплаты;
3) повышения роста зарплаты при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов;
4) высоких косвенных налогов, включаемых в цену товаров, повышающих общий уровень издержек.
В зависимости от темпов роста цен на рынке различают следующие виды инфляции (оценивается с помощью индекса цен по «рыночной корзине»):
- ползучую (умеренная) – ежегодные темпы 3-4 %:
- галопирующую – ежегодные темпы 10-50 % (до 100 %);
- гиперинфляцию – свыше 1000 %, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.
По форме проявления инфляции различают:
1. Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен.
2. Подавленная (скрытая) инфляция имеет место, когда цены устанавливает государство. Главная форма проявления скрытой инфляции - дефицит товаров.
Основными формами борьбы с инфляцией:
1. Денежная реформа заключается в полном или частичном преобразовании денежной системы, проводимом государством для упорядочения и укрепления денежного обращения, и осуществляется различными методами в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег и политики государства.
Методы денежной реформы:
- Нуллификация означает полную ликвидацию из обращения действующих денежных знаков, а реставрация – напротив, восстановление этих знаков в обращении.
- Деноминация имеет меньшее значение и заключается в изменении наименования денежной единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению.
- Девальвация –такое изменение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте, которое сопровождается понижением покупательной способности денежной единицы.
3. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Эффективными считаются два основных пути такой политики:
а. Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок на кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Но такая политика должна замедлять экономический рост.
б. Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Однако ее осуществление способно вызвать социальные противоречия.
Задание 2. Финансовый прогноз: сущность, сфера применения, виды, организационный и временной аспекты.
Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п.
Финансовые прогнозы в зависимости от периода прогнозирования могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5-7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет). В зависимости от способа представления показателей финансовые прогнозы бывают точечные и интервальные. В зависимости от сценария развития территориального образования, субъекта хозяйствования финансовые прогнозы могут быть оптимистическими, реалистическими и пессимистическими.
В России на общегосударственном и территориальном уровнях краткосрочные финансовые прогнозы составляются в форме сводного финансового баланса Российской Федерации и среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов.
Задание 3.
1. А
2. А
3. Б
4. В
5. Б
6. В
7. А
8. А
9. АБВГ
10. БВГ
Билет 10.
- Денежная система, ее элементы
ДС можно рассматривать в двух аспектах:
1) С точки зрения функционального аспекта, под ДСпонимается упорядоченная совокупность денежных отношений, форм, методов и принципов организации денежного обращения в стране или в едином экономическом пространстве.
2) С точки зрения институционального аспекта, ДС - это совокупность институтов, которые организуют и регулируют денежные отношения в стране или в рамках общего экономического (глобального) пространства.
Функции ДС: 1) эмиссионная. 2) регулирующая. 3) контрольная.
Элементы ДС.
1) Базовый (фундаментальный) блок ДС:
2) Управленческий блок ДС :
3) Инфраструктурный блок
Классификация денежных систем (1).
Тип ДС – определяется формой функционирующих денег (используемый денежный материал называется валютным):
• товарные ДС (обусловлены природной средой обитания),
• металлические ДС,
• неметаллические (фидуциарные) ДС (неразменных кредитных денег).
Национальная денежная система (элементы):
1.Национальная валюта
2.Условия конвертируемости национальной валюты, то есть ее обмена на иностранные валюты; в связи с этим различают:
· Свободно конвертируемые валюты, которые без ограничений обмениваются на иностранные валюты
· Частично конвертируемые валюты
· Неконвертируемые валюты
3.Режим валютного паритета - соотношение между двумя валютами
4.Режим валютного курса
5.Наличие или отсутствие валютных ограничений
6.Регулирование международной валютной ликвидности страны, отражающей ее способность погашать внешний долг страны
7.Регламентация использования международных кредитных средств обращения и форм международных расчетов
8.Режимы валютного рынка и рынка золота
9.Статус национальных органов, регулирующих валютные отношения (ЦБ, министерство финансов, специальные органы)
- Финансовый контроль: сущность, задачи, сферы применения, виды, формы и методы
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).
За сферу государственного финансового контроля выходитфинансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий и частного предпринимательства самими владельцами финансового капитала или его отдельных компонентов.
Контроль является одной из основных функций процесса управления и осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и другие виды контроля.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении полной и достоверной информации о ходе реализации управленческих решений и выявлении отклонений и нарушений в процессе управления финансами для принятия адекватных управленческих решений на макро– и микро– уровнях.
Основными задачами финансового контроля являются:
· обеспечение устойчивости финансовой системы и соблюдения финансовых интересов всех субъектов финансовой системы;
· создание условий для роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, а также законного, целесообразного и эффективного их использования;
· обеспечение результативности финансовой политики государства;
· предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;
Исходя из субъектов, осуществляемых финансовый контроль, традиционно выделяют такие виды контроля, как государственный и негосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контрольохватывает не только государственный сектор экономики, он распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ассигнований, а также целесообразности предоставления и законности использования налоговых льгот.
Государственный финансовый контроль включает в себя общегосударственный и ведомственный (внутриведомственный) контроль.
Общегосударственный финансовый контрольпроводится президентом, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Главной целью общегосударственного контроля является обеспечение законных интересов государства и общества в процессе мобилизации и расходования государственных средств.
Ведомственный (внутриведомственный) контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, федеральных служб за деятельностью подотчетных им территориальных органов и учреждений.
Негосударственный финансовый контроль включает: аудиторский контроль, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Аудиторский контроль (аудиторская деятельность) представляет собой деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями и аудиторами по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Внутрихозяйственный контроль — это внутренний контроль,осуществляемый специальными подразделениями, предусмотренными управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также внутренними ревизорами и ревизионными службами.
Под общественным контролем понимают: в широком смысле — контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, то есть, без участия специальных государственных контрольных органов. Как правило, общественный контроль осуществляется на безвозмездной основе.
В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный (банковский) контроль, контроль за деятельностью государственных внебюджетных фондов и другие виды.
В зависимости от времени проведения выделяют такие формы контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово–хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно–финансовым вопросам. Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства
Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения финансово–хозяйственных операций. Например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассовых расходов бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.
Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово–хозяйственных операций. Он отличается более глубоким изучением объекта контроля. Последующий контроль, например, осуществляется: в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов; аудиторская проверка, осуществляемая по результатам финансово–хозяйственной деятельности юридического лица за очередной финансовый год.
При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят: проверку, ревизию, надзор, другие методы.
Проверка — это единичное контрольное действие или система контрольных действий в отношении определенных финансово–хозяйственных операций субъектов хозяйствования.
Ревизия — система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово–хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.
Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления (например, надзор осуществляется, за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования).
Важнейшим направлением совершенствования всех видов финансового контроля является повышение его эффективности.Необходимо разработать систему качественных и количественных показателей, которая позволит оценить эффективность формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, а также оценить эффективность деятельности контрольных органов.
Тесты:
- А
- Б
- В
- А
- Б
- 1 – А 2 – Б 3 – В
- А
- Б
- В
- А
Билет 11