Глава 8. Как отбирать полезную информацию

Важным инструментом упрощения жизни служит способность правильно отбирать и обрабатывать информацию, которая наполняет нас со всех сторон. Начните с уменьшения объема бумажной работы. Если вы заняты, то утонете в бумагах. И если вы недостаточно аккуратно отнесетесь к этому вопросу, то начнете складывать документы, газеты, журналы и книги в стопки. Многие считают, что добились большого прогресса, когда начинают новую стопку. Напротив, задача состоит в том, чтобы избавиться от всех этих стопок бумаги.

Работа с бумагами должна состоять из четырех этапов. Первый это отбор. Вы должны повесить почтовый ящик над мусорным ведром. Правило здесь следующее: если нет необходимости оставлять эту корреспонденцию, то необходимо от нее избавиться. Не читайте, не смотрите на нее; откройте и быстро выбросьте в мусорную корзину.

Второй этап — переадресация. Применяется, если полученная корреспонденция адресована не вам. Сделайте сверху пометку для человека, которому корреспонденция предназначена, и перешлите ему, даже не глядя.

Третий этап — действие. Держите под рукой папку ярко-красного цвета, и если к вам попала корреспонденция, требующая ваших личных действий, отложите ее в красную папку.

Последний, четвертый, этап относится к документам, предназначенным для длительного хранения. Если вам в руки попало что-то, что может понадобиться в будущем, подшейте в папку, но уже не в красную, а в другую.

При этом надо помнить две вещи. Первое: 80 % подшитых документов никогда в дальнейшем не понадобятся. Вы к ним никогда больше не вернетесь. А если эту информацию можно получить из других источников, выбрасывайте не задумываясь. Вернитесь к первому пункту и не подшивайте такой документ. Второе: если вы подшиваете какой-то документ, это значит, что вы даете дополнительную работу кому-то еще и усложняете ему жизнь. Таким образом, получается, что бумаги, которые никогда больше не потребуются, создают проблемы для других людей. Поэтому здесь я применяю железное правило: если есть сомнения — выбрасываем.

В отношении всего того материала, который вы читаете, применяйте метод большого мусорного мешка. Я делаю это дважды в год: беру большой мусорный мешок, обхожу свой дом и офис и, найдя какую-то публикацию, выбрасываю все, чему больше полугода. Все, что старше полугода, — мусор! Изложенный там материал уже устарел в силу произошедших после этого событий, опубликованных более свежих статей, новостей и т. д. Очень хороший пример — журналы по бизнесу. Этот материал устаревает за неделю.

Вы должны организовать свое чтение. Нужно помнить и понимать, что газеты и журналы организованы таким образом, чтобы стимулировать прочтение от корки до корки. Многие от двух до трех часов в день тратят на чтение газет. Я лично читаю четыре-пять газет в день. Я читаю местную газету и общенациональные деловые издания. И я прочитываю их все меньше чем за 30 минут. Знаете, как? Я смотрю на содержание в начале, перехожу прямо к статье, сразу ее читаю и выбрасываю газету.

Я подписан также на 35 журналов, которые получаю по почте ежемесячно. Иногда приходит по два-три журнала в день. К ним я применяю метод «вырви и прочитай». Я открываю содержание, перехожу к интересующей меня статье, вырываю ее и откладываю в папку, чтобы прочитать позже. Ничего другого! Не позволяйте себе утонуть в развлекательных статьях и в наглой захватывающей рекламе. Во время авиа перелета я успеваю проработать журнал в 150 страниц. Я тщательно просматриваю содержание, на что уходит две-три минуты, и понимаю, что из всех 150 страниц к моей жизни и моим интересам имеет отношение только одна статья. И это — ключевой момент: если что-то не имеет непосредственного отношения к вашей жизни и работе, сразу же выбрасывайте.

Если статья не имеет отношения к вашей жизни и работе, вы не поймете ее смысл, а если и поймете, то вскоре забудете ее содержание. Человек помнит только то, что имеет прямое отношение к жизни, что может быть применено, и применено немедленно. Все остальное выбрасывайте, не задумываясь. Упростите себе чтение. Вы сможете перерабатывать большие объемы корреспонденции, газет, журналов, электронных писем, огромное количество материала.

Между прочим, один из способов упростить себе жизнь — пройти курсы быстрого чтения. На своих семинарах «Ускоренные методы обучения» я учу слушателей читать со скоростью тысяча слов в минуту в течение часа. По сути, это представленные в сконцентрированном виде лучшие материалы по скоростному чтению, выработанные человечеством. Как только вы овладеете методами скорочтения, вы обнаружите, что качество запоминания материала улучшилось до 80–90 %. Другими словами, применяя эти методы, вы запоминаете больше, чем остальные люди. И, наконец, способность быстро читать позволит вам перерабатывать огромное количество материалов. Помните, что скорочтение точно такой же навык, как, например, печатание на клавиатуре компьютера или езда на велосипеде. Это приобретаемый навык.

Еще один ключевой момент, который реально поможет упростить вашу жизнь, — выключите все лишние приборы. Одна из самых распространенных ошибок в наше технологичное время — оставлять включенными различные источники информации, особенно радио и телевизор. Мы садимся в машину и немедленно включаем музыку. Мгновение, и мы полностью поглощены звуком. Иногда даже пропускаем нужный поворот, потому что внимательно следим за радиопередачей. Мы приходим вечером домой и первое, что делаем, включаем телевизор и начинаем драться с членами своей семьи за пульт. Мы спорим за пульт с людьми, которых больше всего ценим и любим!

Поэтому одно из правил, заведенное в моем доме, — мы не включаем телевизор. Если он работает, мы его выключаем. Когда вы ужинаете с семьей, а ужинать дома следует как можно чаще, оставьте телевизор выключенным. Этот ящик разрушает семейные взаимоотношения. Когда он работает, все поглощены тем, что происходит на экране, не разговаривают друг с другом, не обсуждают свои дела, создается недружелюбная обстановка, уходит радость и т. д. Когда вы едете куда-то с семьей в автомобиле, не включайте магнитолу. Машина тут же наполнится живыми разговорами. Вы чрезвычайно обогатите свои взаимоотношения. Я никогда не включаю никакие дополнительные приборы, если еду вместе с кем-то из членов моей семьи. Удивительно, но самые лучшие беседы, какие у нас бывают, происходят в машине.

Когда вы приходите вечером домой, не включайте телевизор. Если вы без телевизора не можете жить, оставьте его выключенным на час, не включайте до семи вечера или до восьми. Мы дома никогда не включаем телевизор раньше девяти вечера. А в девять уже почти пора ложиться спать.

Другой способ упростить свою жизнь — рано ложиться спать. Если вы работаете пять дней в неделю, ложитесь рано во все эти дни, дайте себе отдохнуть. В США до 64 % работающих людей страдает от недосыпания. Они ложатся слишком поздно, плохо спят и встают слишком рано. Очень важно ложиться спать пораньше. Просыпаясь утром, вы будете чувствовать себя замечательно. И когда просыпаетесь, пожалуйста, не бегите сразу включать телевизор. Проснувшись утром, медленно поднимитесь, почитайте немного чегонибудь для души, распланируйте наступающий день, подумайте о том, что вам надо сделать сегодня.

Один из самых значительных секретов, открывшихся мне в области упрощения жизни, — это проснуться на два часа раньше, чем нужно. Встаньте на два часа раньше, чем вам нужно выходить на работу. Это позволит вам первый час утра, золотой час, посвятить себе. Почитайте что-нибудь из духовной литературы, почитайте что-нибудь учебное или мотивационное, но при этом не включайте никакие домашние источники шума. Ощутите спокойствие и тишину.

Французский ученый Паскаль как-то сказал, что все зло человечества проистекает из неспособности человека оставаться в одиночестве. Ваша задача — провести некоторое время наедине с собой. И это приводит нас к последнему постулату теории упрощения жизни — к важности уединения. Уединение — это самый важный и прекрасный опыт, который вы можете приобрести. Многие мои слушатели и читатели отмечают, что естественным путем пришли к практике уединения. 30–40 минут в день спокойно по вечерам сидите с ясным сознанием. Вернувшись с работы и выпив кофе или чая, садитесь и посидите спокойно. В выходные, когда вы отдыхаете, посидите спокойно. Не курите, не включайте музыку, просто посидите спокойно 30–40 минут, позвольте вашему сознанию успокоиться, подобно тому, как рябь затихает на поверхности воды. Наиболее важно в уединении то, что вы достигаете необычайного умиротворения. Вы чрезвычайно довольны собой. Вы расслаблены, спокойны, свободны, и ваш мозг начинает наполняться идеями и возможностями. Это вызывает необычайное чувство благополучия и счастья. Когда вы возвращаетесь из состояния уединения, то ощущаете себя так, будто побывали на небесах.

Если вы никогда раньше не практиковали уединение, то попробуйте, и поймете, что это очень просто. Помолчите, посидите спокойно, прислушайтесь к внутреннему голосу и просто наслаждайтесь спокойствием 30–40 минут. Через 20–25 минут ваше сознание начинает включаться в этот процесс. Первые 20–25 минут вы беспокоитесь, думаете о том, что хотите встать, пойти и начать что-то делать. Но вы должны заставить себя сидеть спокойно в течение получаса, и после этого у вас не возникнет даже желания подняться. Вы почувствуете себя замечательно.

Заключение

Каждый человек имеет массу возможностей упростить свою жизнь и повысить ее качество. Прежде всего, необходимо, чтобы вы понимали, что для вас самое главное: ваши ценности, ваши убеждения, ваши вкусы и взгляды. И подумайте о самых важных для вас людях. Представьте, что ваша жизнь может быть совершенной во всех отношениях. Вы можете заработать столько денег, сколько хотите, добиться всего, чего хотите, и при этом наслаждаться внутренним спокойствием и чувствовать себя превосходно. Вы действительно сможете делать то, что вам нравится и что доставляет вам максимальное удовольствие.

Каким вы хотели бы сделать свой мир, если бы у вас в руках оказалась волшебная палочка? Чего бы вы делали больше, а чего меньше? Что бы вы начали делать, а от чего отказались бы? Что бы вы перестали делать полностью, если бы у вас было 20 миллионов долларов на счету в банке и 10 лет жизни впереди? Четко определите все это, и результат не заставит себя ждать.

Помните: в конечном счете, человек сам усложняет себе жизнь, а потому только в ваших силах сделать ее проще.

Об авторе

Брайан Трейси — один из ведущих в мире специалистов в вопросах развития потенциальных возможностей человека и успешного ведения бизнеса. За свою жизнь он основал более 20 различных предприятий и руководил ими. Это позволило получить огромный опыт в создании их структуры и управлении. В качестве консультанта Брайан сотрудничает с более чем 500 компаний.

Каждый год его лекции и семинары по лидерству, персональной эффективности, успехам в торговле и деловой стратегии посещают свыше 400.000 человек, в числе которых — руководители и персонал таких компаний как IBM, Arthur Andresen, McDonnell Douglasи др. Выступления и семинары на темы лидерства, управления продажами и повышения личной эффективности помогают сразу улучшить результаты и оказывают позитивное воздействие в долгосрочной перспективе.

Свои знания Брайан Трейси изложил в 300 аудио- и видеопрограммах, а также в 36 книгах. Наиболее важные и известные из них — бестселлеры «21 секрет успеха миллионеров», «Достижение максимума», «Эффективные методы продаж», «Привычки на миллионы долларов», «Измени мышление, и ты изменишь свою жизнь», «Путь к богатству» и др. Благодаря его программам свою жизнь уже улучшили более 2 миллиона человек из 25 стран мира.

Наши рекомендации