Понятие и значение муниципального кредита.
ТЕМА 10. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ (2ЧАСА)
Понятие и значение муниципального кредита.
Муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением муниципальными образованиями на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Муниципальный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Муниципальные образования используют муниципальный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов местного самоуправления, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения муниципальных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.
Важностью возникающих в процессе функционирования муниципального кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой муниципального кредита, в первую очередь, является Конституция Российской Федерации, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Пункт 4 ст. 75 Конституции Российской Федерации закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита с 1 января 2000 года образуют соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июля 1999 г. «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка ССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации», а также иные законы и подзаконные нормативные акты.
Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области муниципального кредита, заключается в том, что в названных отношениях муниципальные органы выступают в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно эти органы в одностороннем порядке определяют условия проведения муниципальных займов, что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять условия займа.
Как экономическая категория муниципальный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы с помощью этого вида кредита муниципальные образования формируют и используют денежные фонды.
Как один из видов кредита муниципальный кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести: 1) добровольный характер этих отношений; 2) возвратный и платный характер; 3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств муниципальным образованием, обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собственности; 4) привлекаемые в результате муниципального кредита средства имеют специфический целевой характер - они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 5) муниципальный кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что муниципальные долговые обязательства не могут превышать 10 лет.
Данный вид кредита как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов муниципального образования или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате займов капиталов, например финансирования за их счет социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы.
Регулирующая функция муниципального кредита проявляется в том, что муниципальное образование, вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете - на финансовую политику.
Специфика контрольной функции в муниципальном кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.