Бюджет коммерческих и управленческих расходов

В рамках рассматриваемого примера коммерческие расходы представ лены расходами на рекламу, в состав управленческих расходов входят: расходы на аренду и заработная плата административно управленческого персонала (АУП). Все расходы являются постоянными, то есть не зависят от изменения уровня деловой активности предприятия (объема продаж или объема производства). Так как состав расходов не велик, объединим расчет коммерческих и управленческих расходов (таблица 11).

Расходы на рекламу и аренду помещений в состав полной себестоимости включаются без учета налога на добавленную стоимость (строка 3), но оплата данных расходов осуществляется с НДС (строка 5). Кроме того, в состав полной себестоимости включаются заработная плата АУП и начислен ный на нее социальные взносы во внебюджетные фонды.

Таблица 11– Бюджет коммерческих и управленческих расходов (руб.)

№ п/п Показатели Квартал Итого
Расходы на рекламу 10000,00 10000,00 10000,00 10000,00 40000,00
Расходы на аренду 20000,00 20000,00 20000,00 20000,00 80000,00
Итого расходов 30000,00 30000,00 30000,00 30000,00 120000,00
НДС 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 21600,00
Итого расходов с НДС 35400,00 35400,00 35400,00 35400,00 141600,00
Заработная плата АУП 55000,00 55000,00 55000,00 55000,00 220000,00
Социальные взносы 16500,00 16500,00 16500,00 16500,00 66000,00
Итого начислено 101500,00 101500,00 101500,00 101500,00 406000,00
Итого к оплате 90400,00 90400,00 90400,00 90400,00 361600,00

Таким образом, начисленные коммерческие и управленческие расходы, которые будут учитываться при расчете прибыли, для первого квартала составляют: 10 000 + 20 000 + 55 000 + 16 500 = 101 500 руб. В последней строке таблицы рассчитываются коммерческие управленческие расходы к оплате: расходы на рекламу и аренду с учетом НДС и заработная плата административно управленческого персонала. Для первого квартала: 35 400 руб. + 55 000 руб. = 90 400 руб. Как мы уже отмечали, выплаты во внебюджетные фонды будут учитываться в сводном бюджете оплаты налоговых платежей, поэтому взносы во внебюджетные фонды не включается в расчет оплаты коммерческих и управленческих расходов. Аналогично производятся расчеты для всех последующих кварталов и в целом на год.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках

Формирование прогнозного отчета о прибылях и убытках базируется на методе учета переменных затрат, при котором в производственную себестоимость включаются только переменные затраты, а именно: прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и общепроизводственные расходы в переменной части. Постоянные общепроизводственные расходы рассматриваются как расходы отчетного периода и списываются на себестоимость реализованной продукции. Прогнозный отчет о прибылях и убытках представлен

в таблице 12.

Таблица 12 – Прогнозный отчет о прибылях и убытках (руб.)

№ п/п Показатели Квартал Итого
Выручка от реализации 1947000,00 2013000,00 2178000,00 2079000,00 8217000,00
Переменные затраты 1121206,50 1159213,50 1254231,00 1197220,50 4731871,50
Маржинальная прибыль 825793,50 853786,50 923769,00 881779,50 3485128,50
Постоянные расходы:          
  Производственные 24100,00 29860,00 29860,00 29860,00 113680,00
управленческие 101500,00 101500,00 101500,00 101500,00 406000,00
Прибыль от реализации 700193,50 722426,50 792409,00 750419,50 2965448,50

Выручка от реализации работ берется из таблицы 1 без учета налога на добавленную стоимость. Переменные затраты определяются расчетным путем: переменные затраты на единицу продукции (таблица 10) умножить на объем продаж в натуральных единицах измерения (таблица 2). В рассматриваемом примере в состав переменных затрат входят только производственные, коммерческих и управленческих – нет. Маржинальная прибыль определяется как разность между выручкой от реализации и переменными затрата ми. Постоянные производственные расходы рассчитаны в таблице 8, постоянные управленческие – в таблице 11. Прибыль от реализации рассчитывается как разность между маржинальной прибылью и постоянными расходами.

Бюджет по налогам

Все предприятия, независимо от организационно правовой формы, по результатам деятельности должны начислить и заплатить налоги в бюджет и во внебюджетные фонды.

Бюджет фирмы «Стройсервис» формируется в соответствии с действующим налоговым законодательством. В процессе формирования бюджета следует учесть основные налоги и отчисления: взносы во внебюджетные фонды, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на прибыль.

Взносы во внебюджетные фонды.Расчет отчислений на социальные нуждыот фонда оплаты труда представлен в таблице 13.

Таблица 13 – Бюджет по взносам во внебюджетные фонды (руб.)

№ п/п Показатели Квартал Итого
Остаток на начало периода 14200,00 0,00 0,00 0,00 14200,00
Социальные взносы:          
рабочие 58675,50 60664,50 65637,00 62653,50 247630,50
производственный персонал 3600,00 3600,00 3600,00 3600,00 14400,00
АУП 16500,00 16500,00 16500,00 16500,00 66000,00
Итого начислено 78775,50 80764,50 85737,00 82753,50 328030,50

Взносы во внебюджетные фонды начислены по трем категориям: рабочие, производственный персонал, административно производственный персонал. Социальные взносы, начисленные на заработную плату рабочих основного производства (таблица 7), включается в расчет переменной производственной себестоимости (таблица 10). Социальные взносы, начисленные на заработную плату производственного персонала (таблица 8), включается в состав постоянных производственных расходов при расчете прибыли от реализации работ (таблица 12). Отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда административно управленческого персонала (таблица 11) учитываются в составе постоянных управленческих расходов (таблица 12).

Налог на добавленную стоимостьучитывается в бухгалтерском учетена двух счетах: счет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет НДС. В соответствии с этим делением, бюджет по налогу на добавленную стоимость будет состоять из двух частей. В первой части (таблица 14) сформируем бюджет по НДС по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям». По дебету счета 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» показываются суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам, а по кредиту – суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета (с 1.01.2006г., после внесения изменений в НК РФ, у налогоплательщиков появилась возможность принимать к зачету НДС по приобретенным ТМЦ до фактической оплаты товаров).

На первом этапе разработки данного бюджета необходимо учесть оста ток на начало периода по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям», который показывает, что часть приобретенных ценностей не бы ли оприходованы в предыдущем периоде. Согласно условия эти товарно материальные ценности будут оприходованы в первом квартале, следователь но, сумму НДС нужно поставить к возмещению в первом квартале.

На начало планируемого периода у предприятия имеется остаток по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» в сумме 12 139,0 руб. (баланс на начало года).

Затем, отражаем НДС: по приобретаемым материалам (таблица 4, строка 9), по коммерческим и управленческим расходам (таблица 10, строка 4), по новому оборудованию (бюджет инвестиций таблица 19, строка 2).

После того как отражен НДС по приобретенным ценностям и услугам, рассчитываем НДС, подлежащий возмещению из бюджета. Как мы уже говорили, с 1.01.2006г. возмещению подлежат все суммы НДС по оприходованным ценностям. При этом не забываем сумму остатка по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» на начало года поставить к возмещению в первом квартале.

Таблица 14 – Бюджет по налогу на добавленную стоимость (счет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»), руб.

№ п/п Показатели Квартал Итого
  Остаток на начало периода 12139,0       12139,0
НДС по приобретенным ценностям и услугам:          
материалы 159962,58 155538,90 166521,42 158232,42 640255,32
управленческие расходы 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 21600,00
новое оборудование 41472,00 0,00 0,00 0,00 41472,00
Итого НДС по приобре тен ным ценностям 206834,58 160938,90 171921,42 163632,42 703327,32
НДС к возмещению: 159962,58 155538,90 166521,42 158232,42 640255,32
материалы
управленческие расходы 5400,00 21600,00
новое оборудование 41472,00 0,00 0,00 0,00 41472,00
Итого к возмещению 218973,58 160938,90 171921,42 163632,42 715466,32

Остатка по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» на конец года нет.

Во второй части бюджета по налогу на добавленную стоимость сформируем бюджет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет НДС (таблица 15). По кредиту этого счета отражаются суммы НДС, причитающиеся к взносу в бюджет, а по дебету – суммы НДС к возмещению (списанные со счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и суммы перечисленного налога).

Таблица 15 – Бюджет по налогу на добавленную стоимость (счет 68 субсчет НДС), руб.

№ п/п Показатели Квартал Итого
НДС начисленный 350460,00 362340,00 392040,00 374220,00 1479060,00
НДС к возмещению 218973,58 160938,90 171921,42 163632,42 715466,32
Остаток на конец периода 131486,42 201401,10 220118,58 210587,58 763593,68

НДС начисленный, то есть причитающийся в бюджет, берем из бюджета продаж (таблица 1, строка 4). НДС к возмещению (на эту сумму уменьшается НДС, причитающийся в бюджет) мы рассчитали в предыдущей таблице. Остаток на конец периода рассчитывается по следующей формуле: остаток на начало + НДС начисленный – НДС к возмещению. Эту сумму предприятие должно заплатить в бюджет не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца.

Остаток по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет НДС на конец четвертого квартала – это остаток на конец года.

Налог на имущество.В соответствии с(п.4ст. 376НК РФ)среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного периода) и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Под остаточной стоимостью понимают разницу между первоначальной (балансовой) стоимостью и суммой начисленной амортизации. Рассчитаем остаточную стоимость имущества на 1-ое число каждого месяца (таблица 16).

Таблица 16 – Остаточная стоимость имущества (руб.)

Дата Балансовая стоимость Амортизационные отчисления Остаточная стоимость
На 01.01.20.. 180000,0 45000,0 135000,0
На 01.02.20.. 180000,0 45833,3 134166,7
На 01.03.20.. 410400,0 46666,7 363733,3
На 01.04.20.. 410400,0 47500,0 362900,0
На 01.05.20.. 410400,0 50253,3 360146,7
На 01.06.20.. 410400,0 53006,7 357393,3
На 01.07.20.. 410400,0 55760,0 354640,0
На 01.08.20.. 410400,0 58513,3 351886,7
На 01.09.20.. 410400,0 61266,7 349133,3
На 01.10.20.. 410400,0 64020,0 346380,0
На 01.11.20.. 410400,0 66773,3 343626,7
На 01.12.20.. 410400,0 69526,7 340873,3
На 01.01.20.. 410400,0 72280,0 338120,0

Балансовая (первоначальная) стоимость имущества и сумма начисленной амортизации на 01.01.20..г. берутся из баланса на начало года. Стоимость имущества увеличивается на 01.03.20..г. в связи с приобретением в феврале месяце нового оборудования на сумму 230 400 руб. (в расчет принимается стоимость оборудования без учета НДС). Расчет амортизационных отчислений производится нарастающим итогом. В первом квартале сумма амортизационных отчислений будет ежемесячно увеличиваться на 833,3 руб. (2 500 руб. в квартал разделить на 3месяца), начиная со второго квартала на 2 753,3 руб. с учетом нового оборудования (5 760 руб. в квартал разделить на 3 месяца плюс 833,3 руб.).

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества определенной за отчетный период в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 380 НК РФ налоговая ставка по налогу на имущество равна 2,2 %.

Средняя стоимость имущества рассчитывается следующим образом:

1 квартал – сумма остаточной стоимости имущества на 1-ое число каждого месяца квартала плюс остаточная стоимость имущества на 1-ое апреля делится на четыре:

995 800 руб. : 4 мес. = 248 950,0 руб.

1 полугодие – сумма остаточной стоимости имущества на 1-ое число каждого месяца 1 го полугодия плюс остаточная стоимость имущества на 1-ое июля делится на семь:

2 067 980 руб. : 7мес. = 295 425,7 руб.

9 месяцев – сумма остаточной стоимости имущества на 1-ое число каждого месяца девяти месяцев плюс остаточная стоимость имущества на 1-ое октября делится на десять:

3 115 380,0 руб. : 10мес. = 311 538,0 руб.

год – сумма остаточной стоимости имущества на 1-ое число каждого ме-

сяца года плюс остаточная стоимость имущества на 1-ое января следующего года делится на тринадцать:

4 138 000 руб. : 13мес. = 318 307,7 руб.

Расчет сумм авансовых платежей по налогу на имущество представлен в таблице 17.

Таблице 17 – Бюджет по налогу на имущество (руб.)

Показатели   Отчетный период   Итого
1 квартал 1 полугодие 9 месяцев год
Средняя стоимость имущества 248950,0 295425,7 311538,0 318307,7  
Ставка, % 2,2 2,2 2,2 2,2  
Сумма аванса 1369,23 1624,84 1713,46 2295,24 7002,77

Сумма авансового платежа по налогу на имущество за 1 квартал: (248 950,0*0,022)/4 =1 369,2 руб.

Расчет авансовых платежей по налогу на имущество за 1 полугодие и 9 месяцев выполняется аналогично. При расчете авансовых платежей за год не обходимо провести корректировку. При расчете авансового платежа по итогам года имеем:

(318 307,7*0,022)/4= 1750,6руб.

Таким образом, сумма налога на имущество исходя из расчета авансовых платежей за год составляет:

1369,2руб. + 1624,8руб. + 1713,5руб. + 1750,7руб. = 6458,2руб.

Но налог на имущество за бюджетный период, исходя из среднемесячной остаточной стоимости имущества, должен составлять:

318 307,7руб.* 0,022 = 7002,8руб.

Следовательно, необходимо произвести корректировку последнего авансового платежа на полученную разницу:

7002,8руб. – 6458,2руб. = 544,6руб.

Откорректированный авансовый платеж за последний отчетный период: 1750,6руб. + 544,6руб. = 2295,2руб.

Налог на прибыль.Налоговой базой при исчислении налога на при быль (таблица 18) является денежное выражение прибыли (доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки, которая соответствует рыночной цене). В настоящее время по налогу на прибыль установлена налоговая ставка (основная) в размере 20%. Расчет налогового платежа, подлежащего уплате в бюджет, определяется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

Для того чтобы рассчитать прибыль до налогообложения необходимо из величины прибыли от реализации работ вычесть сумму налога на имущество (таблица 17). Чистая прибыль определяется путем вычитания суммы налога на прибыль из величины прибыли до налогообложения.

Таблица 18 – Расчет налога на прибыль (руб.)

№ п/п Показатели   Квартал   Итого
Прибыль от реали зации 700193,50 722426,50 792409,00 750419,50 2965448,50
Налог на имущество 1369,23 1624,84 1713,46 2295,24 7002,77
Прибыль до налогообложения 698824,28 720801,66 790695,54 748124,26 2958445,73
Налог на прибыль 139764,86 144160,33 158139,11 149624,85 591689,15
Чистая прибыль 559059,42 576641,33 632556,43 598499,40 2366756,58

Сводный бюджет по оплате налоговых платежей.Платежи по налогам в бюджет и во внебюджетные фонды учитываются в составе денежных выплат бюджета движения денежных средств. Для того чтобы показать эти перечисления одной строкой составим сводный бюджет по оплате налоговых платежей (таблица 19). Платежи во внебюджетные фонды регистрируются в бухгалтерском учете на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», а платежи в бюджет (налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на прибыль) – на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующим субсчетам.

Авансовые платежи уплачиваются не позднее 15-го числа месяца следующего за месяцем начисления. Таким образом, возникает задолженность перед внебюджетными фондами на конец периода равная 1/3 начисленных в этом квартале платежей во внебюджетные фонды. Кроме того, необходимо погасить задолженность во внебюджетные фонды, имеющуюся на начало года в первом квартале.

Уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода, не позднее 20 числа месяца следующего после окончания периода. Налоговым периодом по НДС является месяц.

Оплата авансовых платежей по налогу на имущество по итогам отчетного периода производится не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего периода, т.е. в следующем квартале.

Расчет выплат по налогу на прибыль имеет достаточно сложную процедуру. Поэтому при разработке бюджета не будем рассчитывать ежемесячные авансовые платежи. Квартальные платежи по налогу на прибыль уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода, т.е. в следующем квартале. В первом квартале необходимо погасить, имеющуюся на начало го да, задолженность в бюджет по налогу на прибыль.

Таблица 19 – Сводный бюджет по оплате налоговых платежей (руб.)

№ п/п Показатели Квартал Итого
Счет 69:          
Ост. на начало 14200,00 26258,50 26921,50 28579,00 27584,50
Начислено 78775,50 80764,50 85737,00 82753,50 328030,50
Оплачено (сч.69) 66717,00 80101,50 84079,50 83748,00 314646,00
Остаток на конец 26258,50 26921,50 28579,00 27584,50 27584,50
Счет 68: НДС          
Ост. на начало 0,00 43828,81 67133,70 73372,86 0,00
Начислено 350460,00 362340,00 392040,00 374220,00 1479060,00
К зачету 218973,58 160938,90 171921,42 163632,42 715466,32
В бюджет 131486,42 201401,10 220118,58 210587,58 763593,68
Оплачено 87657,61 178096,21 213879,42 213764,58 509062,45
Остаток на конец 43828,81 67133,70 73372,86 70195,86 70195,86
Счет 68: Налог на          
имущество:          
Ост. на начало 0,00 1369,23 1624,84 1713,46 0,00
Начислено 1369,23 1624,84 1713,46 2295,24 7002,77
Оплачено 0,00 1369,23 1624,84 1713,46 4707,53
Остаток на конец 1369,23 1624,84 1713,46 2295,24 2295,24
Счет 68: Налог на          
прибыль:          
Ост. на начало 10000,00 139764,86 144160,33 158139,11 10000,00
Начислено 139764,86 144160,33 158139,11 149624,85 591689,15
  Оплачено 10000,00 139764,86 144160,33 158139,11 452064,29
Остаток на конец 139764,86 144160,33 158139,11 149624,85 149624,85
Итого (сч.68)          
Ост. на начало 10000,00 184962,89 212918,87 233225,43 10000,00
Начислено 272620,50 347186,27 379971,15 362507,68 1362285,60
Оплачено 97657,61 319230,29 359664,59 373617,15 965834,27
Остаток на конец 184962,89 212918,87 233225,43 222115,96 222115,96

Бюджет инвестиций

Инвестиционный бюджет фирмы определяется как потребностями те кущего бюджетного периода (закупка оборудования и пр.), так и временным периодом, выходящим за рамки бюджетного (капитальное строительство, программы модернизации и пр.) [16].

В первом квартале предприятие приобретает оборудование стоимостью 230 400 руб. (без учета НДС). Срок оплаты 1 квартал. Оборудование введено в эксплуатацию в марте. Бюджет инвестиций представлен в таблице 20.

Таблица 20 – Бюджет инвестиций (руб.)

№ п/п Показатели Квартал   Итого
Стоимость нового оборудования 230400,0       230400,0
НДС 41472,0       41472,0
Стоимость с НДС 271872,0       271872,0
Итого к оплате 271872,0       271872,0

На баланс предприятия оборудование принимается по первоначальной стоимости без учета налога на добавленную стоимость. Расходы на приобретение оборудования (с учетом НДС) будут учтены при разработке расходной части бюджета движения денежных средств.

Наши рекомендации