Установление и изменение границ муниципального образования.

установление границ муниципальных образований относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, которые принимают соответствующие законы. Термины «граница муниципального образования» означает границы, в пределах которых реализуются полномочия органов местного самоуправления, образуемые населением соответствующей территории муниципального образования.

Границы любых муниципальных образований несут на себе управляющие, регулирующие и организующие функции. Они фиксируют пространственные параметры действия органов самоуправления, отражают местные особенности производства и жизни населения. В силу этого границы выступают как основные элементы территориально – экономической структуры муниципального образования.

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1. Территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского поселения могут, не включатся в состав территорий поселений.

2. Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

3. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли (территории) населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования; территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли; земли для развития поселения.

4. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

5. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.

6. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.

7. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

8. Территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

При установлении границ территории, находящихся под юрисдикцией муниципальных образований должны учитываться следующие основные требования, содержащиеся в новой редакции федерального закона[37]:

1) перечень территорий (земель, водных объектов и др.) независимо от форм собственности и целевого назначения, включаемых в состав город­ских и сельских населенных пунктов;

2) отнесение территории субъекта Российской Федерации (существу­ющего административного района субъекта РФ) к
территории с низкой либо высокой плотностью населения;

3) отнесение территории муниципального образования к категории труднодоступной местности;

4) вид населенного пункта;

5) статус муниципального образования;

6) возможность наделения муниципального образования отдельными государственными полномочиями (для городского округа и муниципального района);

7) наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфра­структуры необходимой для самостоятельного решения органами мест­ного самоуправления вопросов местного значения (для городского округа района);

8) временная доступность административного центра муниципального образования от самого отдаленного населенного пункта (критерий пешей и транспортной доступности).

В статье 12 Федерального закона № 131-ФЗ установлен следующий порядок изменения границ муниципальных образований:

1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установлен­ном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним актом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведе­ния местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципаль­ного образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

3. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

4. Изменение границ муниципальных районов и поселений не влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территории других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

5. Преобразование муниципальных образований.

Под преобразованием муниципальных образований понимается их объединение или разделение, а также изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением этого статуса.

Для описания изменений муниципально - территориального устройства на нормативном уровне основными являются понятия «образование», «преобразование», «упразднение»[38].

Образование муниципальных образований - это процесс создания самостоятельных муниципальных образований.

Образование муниципальных образований протекает в форме:

1) придания статуса муниципального образования соответствующим населенным пунктам, основывающегося на волеизъявления населения;

2) объединение двух или более муниципальных образований в одно новое;

3) разделения муниципального образования на два и более новых;

4) выделения одного муниципального образования из состава другого.

Упразднение муниципальных образований - это процесс прекращения существования самостоятельных муниципальных образований.

В процесс упразднения действующее муниципальное образование утрачивает конституционные признаки, такие как собственный бюджет, самостоятельную структуру управления, включающий представительный орган.

Упразднение муниципальных образований может быть связано:

1) с объединением двух и более муниципальных образований в одно новое;

2) разделением муниципального образования на два и более новых;

3) присоединением к муниципальному образованию новых территорий, на­селенных пунктов с последующим созданием на базе муниципального об­разования и присоединенных к нему земель нового муниципального образования;

4) с утратой местным сообществом, на базе которого ранее было создано муниципальное образование, способности к самостоятель­ному существованию.

Преобразование муниципальных образований — это процесс существенного изменения статуса действующих муниципальных образований без их упразднения, которое связано с изменением территориальных границ и устава муниципального образования.

Преобразование муниципальных образований может осуществляться путем: а) объединения двух и более муниципальных об­разований; б) разделения муниципальных образований; в) изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городс­кого округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуп­равления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с законом № 131-ФЗ.

Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется путем выдвижения инициативы о проведении местного референдума, а органов местного самоуправления, органов государственной власти – соответствующими решениями.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения, выражен­ного представительными органами каждого из объединяемых муници­пальных районов.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представитель­ным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его ста­тусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответству­ющего городского населения, а также с согласия населения муниципаль­ного района, из состава которого выделяется (в состав которого включа­ется) соответствующее городское поселение.

Наши рекомендации