Подход XXI века: инновация на уровне всего предприятия в целом
Если 75% сегодняшних менеджеров не удовлетворены результатами инновационной деятельности своей фирмы (согласно вышеупомянутому исследованию Arthur D. Little10), то как обеспечивают нужный результат остальные 25%? Чему они могут нас научить, чтобы мы применили их опыт в нашей деятельности?
Отвечу коротко: многому! В фирмах-новаторах инновацию рассматривают уже не в рамках традиционных подходов, а как процесс уровня предприятия в целом, как отдельную, важнейшую дисциплину. Традиционные научно-исследовательские группы и мероприятия не заменяют на нечто новое, но им оказывают поддержку принципиально другими методами.
Большинство компаний сегодня — те самые 75% неудовлетворенных — не имеют организованной всесторонней системы определения коренных изменений для поиска будущих возможностей. Совсем другая ситуация складывается в компаниях — сторонниках инноваций. Так, в Royal Dutch/Shell создали глобальные подразделения, занимающиеся новыми технологиями; они финансируют новые перспективные идеи, несущие в себе неосвоенные возможности, для которых пока не существует соответствующих бизнес-структур и требуются дополнительные разработки для выхода на рынок.
Большинство компаний сегодня — те самые 75% неудовлетворенных — не имеют опережающих индикаторов, с помощью которых они могли бы систематически производить оценку инноваций. В их распоряжении есть лишь запаздывающие индикаторы, позволяющие измерять прошлые результаты. У них нет организованного подхода к сокращению бюрократических процедур, нет способов заставить людей отвлечься от текущих задач и вступить в диалог о будущем. Не налажен процесс, который подсказывал бы: «Эту технологию надо применить первым» или: «В данном случае лучшая стратегия — быстро перенять чужой опыт».
Большинство компаний сегодня предоставляют отделу маркетинга запускать, развивать и продавать свои новые идеи на рынке. Независимо от того, насколько важны эти идеи, компании целиком полагаются на один отдел. И что происходит? Только за последний год производители потребительских товаров выпустили 31 тыс. новых изделий, но лишь немногие из них обеспечат увеличение валовой прибыли и останутся в текущем ассортименте предприятия. У компаний, идущих в авангарде инноваций, дело обстоит совсем по-другому.
Каждый год журнал «Business Week» составляет перечень чемпионов по росту, некоторые из них за предыдущий год выросли вдвое. Мы поздравляем чемпионов, но нас интересуют не эти компании. Johnson & Johnson не продает все свои продукты через Интернет, и ее рост составляет не 300% в год. Johnson & Johnson представляет собой в высокой степени децентрализованную группу операционных компаний, которая, неизменно уделяя внимание инновации, увеличила свои продажи более чем в 10 раз за последние 20 лет и при этом никогда не упускала дивидендов.
Kimberly-Clark легко могла бы убедить акционеров снизить уровень ожиданий, ибо работает на уже сформировавшемся рынке. Однако, как мы увидим в следующих главах, эта компания из Далласа поступила иначе.
В этих фирмах подход к инновациям является всесторонним — каждый отдел и каждая бизнес-единица ведет свою деятельность по-своему. Руководство осуществляют топ-менеджеры и главы операционных бизнес-единиц; они энергично поддерживают инновационный процесс, ставя задачи, предлагая системы оценок, учреждая вознаграждение и изыскивая ресурсы. Топ-менеджеры назначают старших менеджеров, которые наблюдают за тем, как происходит инновация, устанавливают факт инновации, поощряют и стимулируют сотрудников.
Поиск идей, обеспечивающих рост в этих компаниях, осуществляется по-разному. Он организован, систематичен и зачастую включает нетривиальные методы (они описаны в следующих главах), с тем чтобы лучше понять еще не сформулированные нужды потребителя и, соответственно, потенциальные возможности.
Вероятно, преобладающая особенность таких компаний — их широкая культурная приверженность к инновации, осуществляемой снизу вверх, с целью решения поставленных руководством стратегических задач обеспечения роста.
Эти фирмы хорошо понимают, что ускорить рост — значит ускорить инновации, а следовательно, и разработки и внедрение новых идей. С идеями — неважно, каков их источник, — работают новыми (инновационными) методами, в результате чего количество идей переходит в качество; более ценные идеи на каждом этапе процесса разработки повышают средний уровень продуктов, успешно запущенных на рынок, а также продукции, услуг, процессов и стратегических изменений, которые оказывают воздействие на показатели валового дохода и чистой прибыли компании.
Но хватит общих установок; давайте поближе познакомимся с одной из ведущих фирм в секторе финансовых услуг, которая разрешила нам изучить ее практику инноваций.
Новый подход Citigroup