Постановка целей
Цели кружков качества многообразны. Наряду с мотивацией позитивными аспектами введения кружков качества являются увеличение производительности и более высокие экономические выгоды. Дополнительная цель -формирование ответственного самостоятельного творческого мышления сотрудников предприятия.
Таким образом, цели кружков качества заключаются в следующем:
1) улучшение мотивации;
2) улучшение качества посредством осознания его значения;
3) рост производительности труда;
4) увеличение экономической выгоды;
5) улучшение отношения сотрудников к работе;
6) ответственное коллективное мышление сотрудников;
7) стимулирование самостоятельного мышления при решении
проблем;
8) представление конструктивных предложений;
9) осознание сотрудниками категории стоимости;
10) повышение ответственности сотрудников;
11) повышение гибкости руководства предприятия;
12) улучшение отношения к начальству;
13) увеличение добровольной активности сотрудников;
14) усиление ориентации на клиентов;
15) снижение затрат за счет сокращения брака;
16) снижение затрат за счет уменьшения количества рекламаций;
17) уменьшение простоев за счет лучшего обучения персонала;
18) увеличение производительности за счет более быстрого
распознавания дефектов; *
19) устранение слабых мест за счет собственных предложе
ний по рационализации;
20) улучшение психологического климата на предприятии пос
редством интенсивной совместной работы.
Требования к осознанию категории качества, к гибкости сотрудников и к поведению, ориентированному на результаты, должны повышаться. Готовность к принятию на себя ответственности, отношение сотрудников к предприятию и понимание категории стоимости также могут быть улучшены.
На начальном этапе работы кружки качества занимаются улучшением качества продукции и проблемами на рабочих местах. Участники кружков качества вместе обсуждают производственные проблемы и ищут возможности выполнять свою работу лучше и с меньшими затратами Наряду с вопросами обеспечения качества речь идет о его контроле. В дальнейшем ключевые вопросы переместятся в область техники и организации.
В технической области речь идет прежде всего о новом оборудовании, инструменте, способах и средствах производства. Кроме того, кружки качества интенсивно занимаются вопросами образования и повышения квалификации, обеспечением чистоты и безопасности на предприятии, а также совершенствованием организационной структуры и производственных процессов.
Таким образом, со временем сдвиг в работе по улучшению качества идет в направлении от рабочих мест к более высокой степени автоматизации и совершенства организации В возникновении такой тенденции большую роль играет надежность рабочего места.
Следующий ход мысли всегда прослеживается при обсуждении вопросов в кружках качества:
Более высокая степень автоматизации
Лучшее качество продукта
Довольные клиенты
Сильные позиции на рынке
Надежное рабочее место
выводы
Введение кружков качества существенно улучшает мотивацию сотрудников Среди причин этого явления на первом месте стоит осознание категории качества сотрудниками Если качество обеспечено и надежность сотрудников повышается, то увеличивается производительность труда на предприятии Атмосфера на предприятии может быть улучшена и благодаря интенсивной совместной работе руководства предприятия и других сотрудников
11.1.3. Этап введения
На некоторых предприятиях руководство сначала совсем не было воодушевлено идеей создания кружков качества. Но после того как появились успехи, большинство предпринимателей изменили свое мнение. Причина перемен заключалась часто в быстром снижении объема брака. Ранее на одном предприятии при выходном контроле обнаруживалось свыше 10% брака. Сегодня только 2% товаров - брак.
Конечно, успех не приходит сам по себе. Прежде сотрудников следует ознакомить с новыми идеями. Ведущие кружков качества должны быть подготовлены к решению своих новых задач. Без интенсивного тренинга кружки качества далеко не продвинутся.
Как и все организационные нововведения, кружки качества проходят несколько этапов развития. На многих предприятиях к мероприятиям, проводимым кружками качества, теряется интерес после начального воодушевления, если членов группы постоянно не мотивируют и руководство предприятия не оказывает им поддержки.
На этапе введения кружков качества дополнительная работа приходится на менеджеров, так как группы запрашивают объемную и точную информацию. То же самое относится и к мастерам, поскольку они должны менять стиль руководства.