Основные законы и принципы организации
Лекция 6
С позиции материалистической диалектики закон, это:
• необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями.
• категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира.
В любой организации имеется много управляемых и неуправляемых процессов. Например, процесс принятия решения и исполнения его, процесс управления, воспитательный процесс и т.д.
Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Если руководитель учитывает неотвратимость действия этих зависимостей, он может их использовать во благо себе, в противном случае эти зависимости могут помешать его усилиям. Субъективные зависимости составляются людьми для реализации глобальных целей организации или страны. Они могут быть кратковременными или долгосрочными. Из категории «зависимость» вытекает понятие «закон».
Закон — это зависимость, которая:
• зафиксирована в законодательных и нормативных
документах (конституция, законодательные акты, уставы
и т.д.);
• является общепринятой нормой для большинства
организаций (Библия, Коран и т.д.);
• получила научное обоснование, признание авторитетных ученых (синергия, пропорциональность и композиция
и т.д.).
В общем виде законы организации — это устойчивые количественные и качественные соотношения между управляющей и управляемой системами. Законы бывают:
объективными и субъективными,
кратковременными и устоявшимися,
моральными и аморальными.
Законы могут быть представлены в виде таблиц, графиков, формул, словесных описаний, набора параграфов и статей, инструкций и положений.
Закон выражает объективные и реальные связи между предметами, между свойствами, между свойствами внутри вещей. Законы, как было сказано выше, могут носить всеобщий и частный специфический характер; отражать строго количественные и качественные связи; относится к законам функционирования, сосуществующим в пространстве вещам и законам развития, выражающим тенденцию или порядок следования событий во времени; законам динамическим, проявляющих себя через однозначность причинно-следственных связей, и статическим, представляющих собой единство необходимых и случайных событий. Указанная классификация полностью отражает характер проявления законов организации. Близкой к понятию закон является понятие закономерность.
Закономерностьтакже отражает причинно-следственные связи, однако, в законе они более устойчивы и всеобщи.
Закономерность отражает правильность, последовательность в явлениях, относящихся к определенному месту и времени. Связи, обобщаемые в закономерности менее устойчивы, чем в законе и справедливы лишь для данных условий развития конкретных явлений. Закономерность богаче закона конкретным содержанием.
Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента, можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.
Законы организации имеют в своем составе общее и особенное (общие и специфичные).
Общая часть закона имеет механизм действия независимо от страны, географического положения, сферы деятельности организации.
Особенное — это часть закона, не меняющая его суть, но отражающая особенности организаций как социальной системы, например общий уровень культуры и профессиональной подготовки и т.д.
Общие законы организации отражают как количественные, так и качественные стороны организационных явлений и процессов в их единстве и служат внутренней мерой этих процессов, что является одним из условий использования их в практике. Законы организации позволяют правильно подойти к оценке и использованию организационного опыта, его более глубокому познанию.
Знание законов организации позволяет создать и построить такую организацию, которая будет эффективно функционировать и развиваться, достигая целей, ради которых она была создана. Впервые общие законы организации были сформулированы основоположником организационной науки А.А. Богдановым (закон наименьших, пропорциональности, равновесия). Они легли в основу формирования общей теории систем.