Этапы развития налогообложения
1) 4 век до н.э. – 5 век н.э.: появл. налоги, взымаются по мере необходимости в натур. форме, носят нерегулярный характер, начинают взыматься в ден. форме, станов. осн. источником дохода госуд.
2) 5 в. – 18 вв.: начали появл. налоговые системы, налоги устанавл. на определ. период, взымаются одновр. когда в казне заканч. ср-ва, появл. косвенное налогообл., вводятся акцизы.
3) конец 18 – конец 19 вв.: происх. процесс юритизации налога, формир. принципы налогообл., теоретич. основы налогообл., увелич. кол-во налогов, налоги стали устан. исходя из принципа всеобщности.
4) начало 20 века: данный этап характ. непрекращающимися налоговыми реформами, направл. на поиск оптим. налоговой сист.
Экономическая сущность налогов. Принципы построения эффективной налоговой системы.
Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в государстве, процесс определ. величин налогов, их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга ФЛ и ЮЛ, обязанных уплачивать налоги.
Субъект налогообл. – это ФЛ или ЮЛ обязанное исчислять и уплачивать налоги.
Объект налогообл. – это предмет, явление или действие , кот. в соотв. с законодательством подлежит налогообл.
Налоговая база – это стоимостная, физич. или иная характеристика объекта налогооблож.
Источники налога – это доход субъекта из кот. уплачив. налог.
Налоговая ставка – это величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы.
Принципы построения эффект. налоговой сист.:
1) равенство и справедливость по отношению ко всем налогоплат.
2) обязат. уплаты налогов, сборов и пошлин
3) определенность и однозн. налогового законодат.
4) однократность налогообл. дохода
5) соразмерность налога с величиной получ. налогоплат. дохода
6) простота исчисл. налога, удобство их уплаты
7) стабильность налога
8) гибкость налоговой системы.
Функции налогов.
5 ф-ций: фискальная, регулирующая, распределительная, стимулирующая, контрольная.
1) Фискальная ф-ция – обеспечивает формирование доходов госуд., созд. матер. основу госуд. политики. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строительство школ, детские дома. Часть средств идет на здравоохранение: содержание поликлиник, больниц и т.д. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных п/п, дорог, защиту окружающей среды.
2) Регулирующая – состоит в способности налогов воздействовать на развитие эк-ки, обеспечивая её устойчивый рост, устраняя возникн. диспропорций между объемом произв. и платежеспособным спросом.
3) распределительная – заключ. в распределении фин. средств между произв. и непроизв. сферами эк-ки.
4) стимулирующая – реализ. через систему льгот и исключений. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
5) контрольная – своевременное отслеживание госуд. поступлений в бюджет налоговых платежей.
Классификация налогов.
1) по способу изъятия: прямые и косвенные.
Прямые налоги направлены на имущественные объекты или прибыль ЮЛ и ФЛ. Они уплачиваются за счет прибыли или дохода. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества (земли, строений) на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительн. доходность плательщика (земельный налог, налог
на недвижимость).
Личные налоги – это налоги на доходы и имущество ФЛ и ЮЛ, взимаемые с источников дохода или по декларации и учитыв.финансовое положение каждого плательщика (подоходный налог, налог на прибыль, налог на доходы).
К косвенным налогам относят платежи, включаемые в цену товара.
2) по методамуправления–республик. и местные.
Республиканские налоги устанавливаются верховной властью, взимаются на основе госуд. законодат. и поступают в госбюджет (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и др.). Местные – взимаются местными органами самоуправления на
соотв. террит. и поступают в местные бюджеты (курортный сбор, налог за владение собаками, сбор с заготовителей).
3) по субъекту налога – налоги с ФЛ, налоги с ЮЛ, смешанные налоги.
4) по целевому назначению –общие и специальные (целевые). Общие поступают в госбюджет, целевые – поступают в тот фонд, для которого они созданы.
5) по срокам уплаты – срочные и периодично-календарные (декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые).
6) по основным источникам уплаты: платежи, уплачив. из выручки (НДС, акцизы, таможенные пошлины); платежи, включаемые в себестоимость (отчисления в ФСЗН, земельный налог, экологический налог, налог на недвижимость, обязат. страхов. от несчастных случаев на произв. и проф. заболеваний); платежи, уплачив. из прибыли (налог на доходы, налог на прибыль).
7) особые режимы налогообложения: налог при упрощенной системе налогообл., единый налог с ИП и иных ФЛ; единый налог для произв. с/х продукции; налог на игорный бизнес; налог на доходы от осущ. лотерейной деятельности; налогообл. в свободн. эк. зонах;налог на доходы от провед. электр. интерактивных игр.
Налоговые льготы.
Под налоговой льготой понимается предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплат. размере.
Виды льгот:
1. Полное освобождение от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (пошлины);
2. установление дополнительных по отношению к учитываемым при определении налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов или скидок;
3. установление необлагаемого минимума;
4. снижение ставки налога.
В соответствии с целевым назначением льготы можно объединить в четыре группы:
1. Производственно-экономические льготы. Их цель – стимулирование развития произв., ускорение научно-технического прогресса.
2. Социальные льготы. Их цель –облегчить решение соц.-бытовых проблем.
3. Экологич. льготы. Их цель – охрана окруж. среды.
4. Специальные льготы. Предоставляются отдельным группам плательщиков и на огранич. период времени.
Налоговые ставки.
Налоговая ставка –это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы. Ставки могут устанавливаться в твердых суммах или в процентах. Твердая ставка предст. собой фиксиров. размер налога, взимаемого с объекта налоговых отнош., и примен. когда в качестве объекта выступает имущество в натур. выраж. (земельн. налог,акцизы).
Проц. ставки устанавливаются в виде определен. процента от размера объекта налоговых отношен., получ. субъектом хозяйств. за установл. в законе период времени, и применяются, когда в качестве объекта выступают ден. ср-ва или стоимость имущества налогоплат.
Процентные ставки могут быть:
1. Едиными при любых изменениях налоговой базы (налог на прибыль).
2. Прогрессивными (когда ставка налога возрастает с ростом налоговой базы). Прогрессия бывает 2-ух видов: простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распростр. на всю сумму облагаемого налога. При сложной объект
обложения делится на части, каждая из кот. облаг. своей ставкой, т.е. повышенные ставки примен. не ко всему объекту, а к части превыш. предыдущ. ступень.
3. Регрессивными – когда ставка налога сокращ. при росте налоговой базы.
Порядок уплаты налогов.
Налоговым платежом следует признать сумму, кот. субъект налоговых отнош. уплачив. в гос. бюджет в установл. сроки путем внесения наличных ден. ср-в через банки или перечисления в безнал. порядке.
Моментом уплаты налога явл. день выдачи плательщиком банку платежных инструкций на перечисления причитающихся сумм налога посредством предост. в банк платежного поручения;
День исполнения банком платежных инструкций на перечисление причитающихся сумм налога ранее не исполненного по причине отсутствия средств на счете плательщика достаточного для исполн. плат. поручения.
День внесения плательщиком наличных ден. ср-в;
День осущ. плательщиком платежа с использ. банковской платежн. карточки;
День, когда ден. ср-ва в счет уплаты причитающихся сумм налога приняты платежным агентом посредством использ. автоматизир. информ. системы, единого расчетного и информ. пространства;
День исполнения банком платежн. инструкций на перечисление налога со счетов Минфина за счет ср-в бюджета.
Допускается защитывать излишне уплач. или взыск. суммы налога и направлять их в счет погашения задолж. и исполнения предстоящего налогового обязат. Допускается взаимозачет налога за исключ. ввозных тамож. пошлин и ден. обязательств получат. бюджетных средств из республ. и местных бюджетов.
Предусмотрено 3 способа уплаты налога: денежный, имуществом, обращение взыскания на имущество и ДЗ.