АПК: сущность, роль, место в эк-ке. Состав структура особенности.
АПК – это совопук. отраслей нар.хоз-ва, объед. экон. отношениями по поводу пр-ва, переработки, распредел. и потр-ния с/х пр-ции. В состав АПК входят отрасли технолог.иэкон. объед. конечной целью длведениемпр-ции до потр-ля.Цель АПК – наиболее полное удовлетвор. пот-тей населения страны в пр-тах питания и др. товарах выраб. из с/х сырья при minвозм. единич. затратах труда, матер., энергет. и фин. ресурсов.
Все отрасли АПК подраздел.на 3 сферы:
1)первая сфера объед. отрасли пром-ти, обеспеч. АПК средствами пр-ва.
Отрасли этой сферы обеспеч. баху для компл. механ-ции, электр-ции, автом-цииагро-пром. пр-ва, а такэесозд. основу для реализ с/х пр-ва. На долю этой сферы приходится 10% конеч. пр-та АПК, 15% ОПФ, 20% числ-тираб-ков
2) центр.звенр АПК (совок. отраслей раст. и жив.)
Здесь задейств. свыше 70% произв. фондов и 60% труд.ресурсов, произв. 50% конеч. пр-ции АПК. Перспективы: к 2015г. должна быть ур-ть – 50ц/га, надой мол.с 1кор. – 7000кг, пр-во зерна – 19млн.т., пр-во мяса – до 2млн.т. и молока – до 8млн.т. Планир. преобразить облик сел. насел. пунктов.
3) состоит из отраслей и пред-тийобеспеч. заготовку, транспортировку, хран., перераб. с/х сырья, реализконеч. пр-та. В эту сферу вход.: мясная, мол., рыбная, муком.-круп., комбикорм. отрасли и частично легкая пром-ть.
На долю этой сферы приход. 40% конечн. пр-ции, вес ОПФ и 20% труд.ресурсов АПК.
Инфрастр-ра АПК – это совок.отраслей нар. хоз-ва, обеспеч. воспр-ный процесс, т.е. безпереб. деят. АПК и получ. конеч. пр-ции.
Инфрастр-ра АПК подраздел.на произв. и соц. Произв. включ. отрасли и пред-тияобслуж. АПК. Соц. инфрастр-ра – это отрасли и пред-тия, деят. кот. направл. на созд.необх. условий для воспр-ва труд. рес-сов АПК. Уельсоу. инфрастр-ры – созд. комф. соц-быт. условий для сел.населения. К соц. инфрастр-ре относ сел. ЖКХ, пассаж.тр-т, мед. и дошкольные учреждения, службы по охране труда, общ. питание и торговля и т.п.
В прод. комплекс РБ выдел. 3 вида подкомпл.: 1)зернопрод.; 2)мясной; 3)молочный.
56. Экон-ое содержание издержек,виды,клас-ция.Издержки-это совокуп.различ.видов затрат на произ-во и реализ.прод-ции вцелом или ее отдельных частей.Издерж.включ.в себя :затраты,соц налоги,стоим-ть брака,гарант.ремонт и др. статьи.По эк-му содер-ию и целевому назнач.издер.классифиц.на следующ.:1 зат-ты на произ-во и реализ.прод-ции.2.зат-ты на расшир.и обнов.произ-ва.3зат-ты на соц-культ, бытов. и матер. нужды работ.предприят.В зависим от источника покрытия:1текущие,покрываются из выручки 2затраты производимые за счет прибыли,3 зат-ты покрываемые за счет целевых средств.По сфере возникн-я: Производственные,комерческ.,налоги и отчисления,непроизводственные(брак,штрафы).По элементам затрат на произ-во: материальные затр.,ресурсы на опл.труда,отчисл.в ФСЗ,аммартиз.отчисл.и др.По методике отчисл.затрат на себестоимость:Прямые(з/плата,мат.зат-ты);Косвенные(лизинг.платежи,плат.за кредит и др.)
Себестоимость.Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.Более полное определение себестоимости:«Себестоимость — денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции».В экономической науке и для прикладных задач выделяется несколько типов себестоимости:Полная себестоимость (средняя) — соотношение полных издержек к объему производства;Предельная себестоимость — это себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции;Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Виды себестоимости:Себестоимость по статьям калькуляции (распределение затрат для составления себестоимости по статьям учёта);Себестоимость по элементам затрат.Структура себестоимости по статьям калькуляции:1) материалы, прочее (комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы и т. д.)2) Топливо, энергия идущая на производство3) Амортизация основных производственных фондов (ОПФ, или 2-я группа основных средств: оборудование, станки, техника и т.п.)4) Основная заработная плата основного персонала (оклад, тариф)5) Дополнительная заработная плата основного персонала (надбавки, доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством; калькулируются как процент от п.4).6) Отчисления на социальные мероприятия (пенсионный фонд, фонд безработицы, фонд социального страхования, фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной заработной платы)Пункты 4, 5 и 6 образуют фонд оплаты труда (ФОТ).7) Общепроизводственные расходы (ОПР: расходы на сбыт, внутрипроизводственные затраты, ФОТ служащих и прочее (например ремонт: закупка паркета, клея, ламината, штукатурки и т. д.); калькулируется как процент от п.4)8) Командировочные расходы — стоимость билетов, суточные, оплата жилья.9) Работы сторонних организаций (контрагентов)10) Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления.Структура себестоимости по элементам затрат:I Материальные затраты: 1) Сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.;2) Топливо, энергия;3) Общепроизводственные затраты.II Оплата труда - заработная плата: 1) основного производственного персонала;2) вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т. п.);3) интеллектуального персонала;4) служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т.п.);5) младшего обслуживающего персонала.III Отчисления на социальные мероприятия.IV Амортизация основных средств.V Прочее (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.
57.Государственное регулирование ценообразования в РБ.Основные методы ценообразования:1) прямое регулирование цен-установление минимальной цены,максимальной,установление ценового коридора;2) косвенное-заключается в том , что гос-во воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов участвующих в ценообразовательных процессах: принятии , совершении антимонопольного законодательства.( гос закупки на основе тендеров, регулирование денежного оборота и кредита, разгосударствление и приватизация,контроль и регулирование доходов населения). Прямое гос. регулирование осуществляется с применением след. методов :установление предельных максимальных уровней цен; минимальных защитных цен; установление пред-х уровней R; установление предельных надбавок; Принципы ценообразования в РБ: сочетание свободных и регулируемых цен; разграничение полномочий субъектов ценообразования; установление регулируемых цен; гос.контроль, регулирование цен, ведение нормативного хозяйства субъектами хозяйствования..Экономическое содержание цены и её функции..Цена – это денежное выражение стоимости товара. Функции цен:1)Стимулирующая- предполагает прямую зависимость её от качества продукции. Выше качество ,выше цена.Товаропроизводитель заинтересован в выпуске более кач-го товара. Выше цена- выше доход.2)Регулирующая – предполагает рыночное равновесие.Спрос выше, цена растёт; ограниченный спрос , цена снижается; диффицит-цена поднимается.3)Распределительная-состоит в перераспределении потоков денежных средств при изменении цен на определённые виды ресурсов. Факторы определяющие уровень и динамику цен:сезонные калебания потреб. спроса на товары;потеря товарами качества или иных потреб. свойств;истечении сроков годности и реализации товаров; маркетинговая политика(насыщение рынка продукцией,продвиж. на рынок новых товаров не имеющих аналогов);реализация опытных моделей;возможность получения прибыли в случае дифференциальной и абсолютной ренты. Виды цен: закупочные,оптовые, розничные.Закупочные- цены по которым гос-во закупает с/х продукцию в гос. резерв.Оптовые- цены по которым изготовитель реализует продукцию оптовым покупателям. Розничные- продукция реализуется конечным покупателям.Ценообразование на предприятии.Ценообразование-это процесс по установлению, регулированию цен и контроль за применением установленного законодательством порядка ценообраз-я.Методы:средние издержки производства опред. вида продукции+прибыль; нормативная с/с продукции *на нормативный уровень R в % /100; метод сравнительной эф-типр-ции в потреблении;метод балловых оценок;агрегатный метод; Система цен: 1)свободная цена- складывается под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;2)регулируемая цена- устанавливается с соответствующими гос. органами, осуществляющими регулирование ценообразования( может иметь фиксированную или предельную величину).3)Фиксированная величина-регул. цена ,величина кот. выражена в твёрдо выраженной денежной оценке.4)Предельная цена- регул. цена вел-на которой ограничена верхним или нижним пределами.5)Предельная торговая надбавка(скидка)-ограничение к регулируемым ценам. 6)Предельный норматив рентабельности-отношение прибыли к затратам в %.7)Декларирование цен(тарифов)-регистрация цен. Необходим.прибыль и рентабельность обосновывается по каждому виду продукции Прибыль включенная в расчётную оптовую цену должна обеспечивать предприятию нормальную деятельность. Розничная цена включает оптовую цену предприятия и прибыль, рассчитанную с учётом утверждённой наценки в %.
Инвестиционная деятельность. Инвестиционная деятельность представляет собой практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций. В наше время инвестиции могут формироваться за счёт :собственных финансовых ресурсов и внутренних резервов инвесторов(прибыль, АО,накопления и сбережения граждан); заёмные средства(банковские кредиты); привлечённые финансовые средства( ср-ва от продажи акций,денежные средства вышестоящих организаций на целевые программы);инвестиционные ассегнованияиз гос.бюджета и внебюджетных фондов; иностранные инвестиции.Все источники финансирования делятся на 2 группы: централизованные(республиканские и местные фонды); нецентрализованные(собственные источники предприятия)..Сущность и классификация инвестиция. Инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в рез-те которой создаётся прибыль или достигается соц. эффект. Различают валовые и чистые инвестиции.Классификация инвестиций: 1) По объектам вложения средств: реальные(вложение средств в реальные активы) и финансовые(вложения средств в финансовые инструменты- ценные бумаги).2) По характеру участия : прямые(непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложения средств),непрямые(инвестирование опосредованное другими лицами).3)По периоду инвестирования: краткосрочные(вложение капитала не более 1 года), долгосрочные (больше 1 года).4) По формам собственности: частные, государственные,иностранные, совместные.5) По региональному признаку: внутри страны и за рубежом..Гос-е регул-е инвес-й деят-ти и инвес-я политика. инвес-й климат.Инвес-й кодекс
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности:
1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:
1.1. принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;1.2. предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;
1.3. предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам,привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;1.4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;1.5. предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам. 2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:2.1. оказания инвесторам государственной поддержки; 2.2. защиты интересов инвесторов; 2.3. создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;2.4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
2.5. принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
2.6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; 2.7. содействия развитию рынка ценных бумаг;
2.8. проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики; 2.9. использования других форм и методов государственного регулирования.В Беларуси сегодня созданы благоприятные условия для привлечения в страну иностранных инвестиций. Во многом они обусловлены государственной инвестиционной политикой, в основу которой Правительство республики закладывает несколько основных принципов:-Многовекторность инвестиционного сотрудничества
-Обеспечение производственной и инновационной направленности привлекаемых инвестиций связанной со структурной перестройкой и модернизацией реального сектора экономики, обеспечением конкурентных преимуществ республики.
-Приветствуются капиталообразующие инвестиции в виде создания совместных производств, реинвестирования прибылей, поставок оборудования в рамках кредитных линий.-Инновационную направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка высоких технологий.-Акценты в инвестиционной политике постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды, что обеспечит стабильные и предсказуемые правила игры всех инвесторов.
Инвестиционный кодекс РБ принят Палатой представителей 30 мая 2001 года. Одобрен Советом Республики 8 июня 2001 года. Содержит 6 разделов, 18 глав и 105 статей. В нем описаны вопросы по гос. регулированию, гарантий, поддержке, особенности, особенности создания коммерческих организаций, заключения договоров, открытия счетов в инвестиционной деятельности РБ.