Понятие несостоятельности предприятия
В период административно-командной экономики в нашей стране проблемы несостоятельности не существовало, что во многом было связано с монополией государственной собственности. Предприятия, оказавшиеся на грани банкротства, поддерживались инвестициями, независимо от того, сумеют ли они в будущем эффективно функционировать или нет.
Переход к рыночной экономике поставил предприятия в новые условия функционирования. Именно в рыночной системе хозяйствования в отличие от плановой экономики, несостоятельность воспринимается как естественное явление, искусственно не подавляется и рассматривается не только как случайное явление, непреднамеренное стечение неблагоприятных обстоятельств, а как некая общая закономерность развития самой рыночной экономики. Тем самым рыночная атмосфера способствует росту эффективности каждого отдельного субъекта хозяйствования, в качестве критерия которого выступает прибыль. Неприбыльные предприятия, попадая в разряд банкротов, разоряются, уступая место прибыльным.
Для конкретного хозяйствующего субъекта экономическая несостоятельность – это такой уровень управления предприятием (фирмой), который не позволяет ему функционировать в бизнесе, это совокупность его количественных и качественных характеристик, не обеспечивающих ему устойчивую жизнеспособность.
Не всегда нарушение устойчивости функционирования предприятия связано с развитием несостоятельности. Несостоятельность имеет место там, где нарушение принимает саморазвивающийся характер, и восстановление устойчивости при помощи собственных возможностей предприятия не даёт необходимого эффекта. Исследования показывают, что с момента зарождения развитие процессов несостоятельности происходит по спирали, постепенно проникая во все сферы деятельности предприятия, парализуя его работу и разрушая существующие механизмы функционирования. Процесс развития несостоятельности и превращения нормально функционирующего предприятия в банкрота проходит поэтапно (Рис. 3.2.1).
Рис. 3.2.1 Процесс развития несостоятельности предприятия
1 этап– «предболезнь» предприятия – характеризуется наличием хронических нарушений важнейших параметров всех функциональных составляющих предприятия:
1) незначительные потери на рынках производимой продукции (снижение доли рынка или же угрожающе-тревожное снижение физического объема производства);
2) значительные потери рыночного потенциала (неблагоприятные изменения в составе конкурентов, клиентуры, ассортимента продукции);
3) наличие проблем с техническим и технологическим обеспечением производственной деятельности;
4) снижение эффективности использования основных производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов ниже среднеотраслевого уровня;
5) финансовое положение предприятия неустойчиво;
6) показатели платежеспособности среднеотраслевые с неблагоприятной тенденцией к снижению;
7) показатели эффективности отдачи на вложенный капитал значительно снижаются.
2 этап– «болезнь» предприятия – характеризуется наличием хронических нарушений в перспективном функционировании организации:
1) явно выраженный неуспех на рынке производимой продукции (снижение доли рынка, нерешаемые проблемы с реализацией продукции, усиление позиций конкурентов, проблемы с клиентурой);
2) проблемы с обеспечением предприятия основными производственными фондами, сырьем, материалами, трудовыми ресурсами;
3) неудовлетворительное состояние техники и технологии производства;
4) неэффективное использование основных фондов, материальных и трудовых ресурсов;
5) финансовое состояние предприятия тяжелое;
6) финансовый потенциал практически исчерпан;
7) отсутствует отдача на вложенный капитал;
8) деловая активность значительно снижается.
3 этап– «умирание» предприятия – характеризуется тем, что значения всех показателей достигли критических значений:
1) невостребованность продукции на рынке при отсутствии физического спроса;
2) потеря занимаемой доли рынка;
3) неудовлетворительное состояние основных фондов, неэффективность их использования;
4) техническая и технологическая несостоятельность предприятия (устаревшие оборудование и технология, отсутствие возможности их обновления);
5) отсутствие финансового потенциала;
6) отдача на вложенный капитал достигла мертвой точки и перешла ее – наличие явных убытков;
7) неспособность предприятия выполнять свои финансовые обязательства перед различными контрагентами.
Этапы развития несостоятельности предприятий не имеют четких временных рамок, поскольку на любом из них развитие несостоятельности имеет свою специфику. Так, например, на каких-то предприятиях второй этап может начаться практически одновременно по срокам с первым этапом, а где-то этот период может затянуться на несколько лет.
С того момента, как предприятие начинает не справляться с погашением возникающих обязательств, в действие вступают механизмы, выработанные рыночной экономикой, в рамках которых предприятие обязано функционировать на рынке до полного удовлетворения всех возникших обязательств перед кредиторами. Завершением третьего этапа развития несостоятельности предприятия является юридически подтверждаемый, на основании законодательно закрепленных признаков, факт признания несостоятельного предприятия банкротом.
В российском законодательстве под несостоятельностью (банкротством) понимается «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Как видно из приведенного выше определения, понятия несостоятельности и банкротства в российском законодательстве используются как синонимы.
С точки зрения антикризисного управления, понятие несостоятельности правильнее рассматривать как процесс превращения нормально функционирующего предприятия в банкрота, который начинается с момента вхождения предприятия в кризис («предболезнь») и заканчивается банкротством.
Поскольку процесс развития несостоятельности на любом предприятии схож с «заболеванием», возможно следующее изображение этого «заболевания» на кривой жизненного цикла предприятия (Рис. 3.2.2).
Рис. 3.2.2 Процесс развития несостоятельности на кривой