Организация охраны труда на предприятии
В соответствии со ст. 217 ТК в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Служба охраны труда в организациях формируется в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утв. постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»..
Служба охраны труда (далее — служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или одному из его заместителей
Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда (п. 17 Рекомендаций).
Основными задачами службы являются:
—организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
—контроль за соблюдением работниками законов (иных нормативных
правовых актов) об охране труда, коллективного договора, соглашения по
охране труда и др.;
—организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
—информирование и консультирование работников организации,
включая руководителя, по вопросам охраны труда;
—изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда (п. 6 Рекомендаций).
Работники службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документами по вопросам охраны труда.
В случае отсутствия у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции осуществляет:
—работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
—руководитель организации;
—работник, уполномоченный работодателем, либо организация или
специалист, оказывающие услуги в области охраны труда.
В последнем случае между работодателем и организацией (специалистом) заключается гражданско-правовой договор на проведение необходимых работ в области охраны труда. При этом организация должна быть в обязательном порядке аккредитована.
Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий.
Организация труда работников службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.
Для осуществления ряда функций службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.
Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.
Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (либо индивидуальный предприниматель). Работники службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе и должностными инструкциями.
На предприятии создаются также комитеты труда. Инициаторами создания комитета (комиссии) по охране труда могут выступать работодатель, работники либо их представительные органы.
Комитет (комиссия) по охране труда является коллективным органом управления охраной труда, представляющим работодателя и работников (профсоюзы или иные уполномоченные работниками органы). Они являются равноправными партнерами. В состав комитета (комиссии) на паритетной основе входят представители работодателя с одной стороны и представители выборного органа первичной профсоюзной организации (или иного представительного органа работников) с другой стороны.
Численность членов комитета определяется в зависимости от числа работников, специфики производства, взаимной договоренности сторон. Условия создания и срок полномочий оговариваются в соответствующем соглашении сторон.
В своей работе комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, профессиональными союзами, службой охраны труда предприятия и специалистами, привлекаемыми на договорной основе (с учетом специфики и отраслевых особенностей производства, конкретных интересов трудового коллектива). Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается Минздравсоцразвития России.
Вопрос 19. Рабочее время и его виды. Режим рабочего времени и его учёт на предприятии
Правовому регулированию подлежит лишь та трудовая деятельность, где работа осуществляется в соответствии с трудовым договором.
Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ).
При заключении трудового договора работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Рабочее время состоит из фактически отработанного работником в течение дня времени (причем иногда этот период может быть больше или меньше установленной для работника продолжительности рабочей смены) и иных периодов времени. К иным периодам времени, приравненным к рабочему, когда работник фактически не выполнял свои трудовые обязанности, например, относятся:
—перерывы для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ);
—специальные перерывы для отдыха, обусловленные технологией и организацией производства и труда; перерывы, предоставляемые лицам, работающим на погрузочно-разгрузочных работах (ст. 109 ТК РФ);
—у водителей автомобильного транспорта — например, время остановок для кратковременного отдыха, время прохождения медицинского осмотра перед рейсом, время стоянки в пунктах погрузки груза и выгрузки, время охраны груза);
—подготовительно-заключительное время (например, у членов экипажей воздушных судов — время предполетной подготовки, время стоянки в промежуточных аэропортах);
—у шахтеров — время прохода от ствола шахты до забоя;
—дежурства на дому (например, для работников эксплуатационных организаций связи);
—время простоя не по вине работника (ст. 157 ТК РФ) и др.
Периоды, когда работники (в указанных случаях) не выполняют непосредственно свои трудовые функции, включаются в рабочее время полностью либо по определенным нормативам. Например, время прохода горнорабочего от ствола шахты до забоя оплачивается из расчета тарифной ставки подземного горнорабочего третьего разряда.
Основой правового регулирования рабочего времени является нормирование его продолжительности, что означает определение такой продолжительности времени, которую необходимо отработать в течение данного календарного периода.
В трудовом законодательстве принято использовать в качестве измерителя времени работы рабочий день и рабочую неделю. Продолжительность рабочего времени для конкретного лица в течение суток называется рабочей сменой. Тот день, в котором стоит эта смена, — рабочий день. Основной учетной единицей является рабочая неделя. Понятие «рабочая неделя» помимо количества рабочих часов охватывает и число рабочих дней в неделю. Законодательство закрепляет два вида рабочей недели: пятидневную с двумя выходными днями и шестидневную с одним выходным днем.
Продолжительность и порядок использования рабочего времени устанавливаются в ТК РФ, положениях о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников, в правилах внутреннего трудового распорядка, действующих в организациях; в графиках сменности, в коллективных и индивидуальных трудовых договорах.
В настоящее время в централизованном порядке установлена недельная норма рабочего времени — не более 40 часов (ст. 91 ТК РФ). Она может быть уменьшена в коллективно-договорном или индивидуально-договорном порядке. Коллективные договоры и лекальные нормативные акты, исходя из конкретных социальных и экономических условий, могут сокращать норму рабочего времени, не уменьшая при этом оплату труда.
Законодательство выделяет следующие виды рабочего времени: рабочее время нормальной продолжительности; сокращенное рабочее время; неполное рабочее время. Некоторые авторы относят сюда и ненормированное рабочее время, однако более целесообразно рассматривать его как особый режим работы, о чем говорится в ст. 101 ТК РФ.
Нормальная продолжительность рабочего времени в соответствии со ст. 91 ТК РФ не может превышать 40 часов в неделю. Это предельная, максимальная норма рабочего времени для всех работников независимо от того, какой вид трудового договора заключен — на постоянной основе или о временной, сезонной работе, какой вид рабочей недели принят на данном предприятии, какой вид учета рабочего времени действует. Для отдельных категорий работников специальными нормативными актами может предусматриваться более конкретная продолжительность рабочей смены.
Принимая во внимание условия труда, характер выполняемой работы, состояние здоровья, половозрастные особенности, законодатели устанавливают (для некоторых категорий работников) сокращенную продолжительность рабочего времени. Такая норма имеет характер максимально допустимой продолжительности, установленной в централизованном порядке, т. е. обязательной для соблюдения всеми работодателями.
Продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников предусмотрена: в возрасте от 16 до 18 лет — не более 36 часов в неделю; до 16 лет — не более 24 часов в неделю; для работников, являющихся инвалидами, — не более 35 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих (в течение учебного года) в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных для соответствующего возраста.
Уменьшается на четыре часа в неделю продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, был утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. (порядок применения Списка регулируется Инструкцией Госкомтруда СССР от 21 ноября 1975 г.). Список и Инструкция сохраняют юридическую силу, поскольку иных нормативных актов в Российской Федерации по этим вопросам пока не принято.
Например, 36-часовая рабочая неделя устанавливается для членов экипажей воздушных судов, врачам, педагогическим работникам образовательных учреждений и др.
Неполное рабочее время — это такой вид рабочего времени, продолжительность которого (по сравнению с установленной законодательством) уменьшена по соглашению между работником и администрацией. Принято различать две его разновидности — неполный рабочий день и неполная рабочая неделя. По соглашению сторон допускается их сочетание (хотя в ст. 93 ТК РФ говорится о неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе).
В отличие от сокращенного неполное рабочее время может устанавливаться любому работнику на основании его заявления. Учитывая производственную необходимость, администрация может отказать в установлении неполного рабочего времени, за исключением беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида или инвалида с детства — в возрасте до 18 лет), или лица, осуществляющего уход за больным членом семьи
При установлении неполного рабочего времени оплата труда производится пропорционально отработанному времени. Работник не вправе требовать при этом оплаты труда в размере не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ), поскольку данная гарантия распространяется только на лиц, выполнивших полную меру труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 93 ТК работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. Однако человек, работающий в условиях ненормированного рабочего дня (либо его сочетания с неполной рабочей неделей), лишается права на дополнительный отпуск, предусмотренный ст. 119 ТК, если ему установлен неполный рабочий день. Если работнику установлена неполная рабочая неделя, то право на указанный дополнительный отпуск не утрачивается.
В тех случаях, когда неполное рабочее время устанавливается из-за отсутствия необходимого объема работ по финансово-экономическим, производственным и иным причинам, считается, что имеет место изменение существенных условий труда. Это означает, что администрация должна соблюсти требования, предусмотренные ст. 73 ТК РФ, т. е. предупредить работника об этом не менее чем за два месяца. Независимо от того, согласен ли он с подобным изменением режима работы или нет, работник вправе воспользоваться установленной законом гарантией сохранения — в пределах двух месяцев — прежних условий труда. Если он не согласен работать неполное рабочее время, а прежние условия труда не могут быть сохранены, трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК РФ
Однако высказывается и иная точка зрения по этому вопросу: поскольку существенные условия труда устанавливаются работнику при заключении трудового договора и неполное рабочее время напрямую влияет на размер оплаты труда, такое из менение рабочего времени следует считать переводом на другую работу и осуществлять его только с согласия работника1. Если работник не занят в течение рабочего дня из-за отсутствия сырья, материалов, топлива и т. п., это считается простоем не по вине работника, следствием чего должны быть выплаты, предусмотренные ст. 157 ТК РФ.