Элементы кредитной политики
Этапы кредитования | Регламентируемые параметры и процедуры |
1. Предварительная работа по предоставлению кредитов | 1. Состав будущих заемщиков 2. Виды кредитов 3. Количественные пределы кредитования 4. Стандарты оценки кредитоспособности заемщиков 5. Стандарты оценки ссуд 6. Процентные ставки 7. Методы обеспечения возвратности кредита 8. Контроль за соблюдением процедуры подготовки выдачи кредита |
2. Оформление кредита | 1. Формы документов 2. Технологическая процедура выдачи кредита 3. Контроль за правильностью оформления кредита |
3. Управление кредитом | 1. Порядок управления кредитным портфелем 2. Контроль за исполнением кредитных договоров 3. Условия продления или возобновления просроченных кредитов 4. Порядок покрытия убытков 5. Контроль за управлением кредитом |
Кредитная сделка подразумевает выполнение условий кредитования, т.е. определенных требований, которые предъявляемых к участникам кредитной сделки, объектам и обеспечению кредита. Планируя сделку, банк должен оговорить следующие условия: цель кредита, сумму кредита, погашение кредита (источник погашения – прежде всего прибыль от кредитуемого мероприятия, а также порядок погашения), срок ссуды, обеспечение кредита, вознаграждение банка, другие обязательные условия кредитного договора.
Процесс кредитования связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в обусловленный срок.
Кредитный риск – риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по ссуде. Один из основных способов снижения риска неплатежа по ссуде – тщательный отбор потенциальных заемщиков, оценка их кредитоспособности.
Кредитоспособность – это качественная оценка заемщика, проводимая банком до принятия решения о возможности и условиях кредитования, позволяющая предвидеть вероятность своевременного возврата ссуд и их эффективное использование.
Способы оценки кредитоспособности клиента банка: оценка делового риска, оценка менеджмента, оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, сбор информации о клиенте, наблюдение за работой клиента путем выезда на место работы. Каждый из этих способов имеет свои особенности, и они взаимно дополняют друг друга.
Анализ кредитоспособности клиентов условно подразделяется на количественный и качественный. Количественный анализ подразумевает оценку финансового состояния клиента, которая производится с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения, то есть оценочные показатели рассматриваются в динамике. Качественный анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. На этом этапе оцениваются риски, работник банка на основе располагаемой и полученной от других организаций информации изучает кредитную историю клиента.
Кредитный договорявляется основным документом, на основе которого производится кредитование клиента. Кредитный договор должен содержать условия предоставления, пользования и возврата кредита в соответствии с действующим законодательством. Согласно действующему законодательству кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, в противном случае он будет признан недействительным (ГК РФ, ст.820).
Структура кредитного договора законом не регламентируется и на практике он, как правило, имеет следующие разделы: вводная часть, общие положения, предмет договора, условия предоставления кредита, условия и порядок расчетов, права и обязанности сторон, прочие условия, юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.
14.4. Расчетно–кассовое обслуживание клиентов
Расчетно–кассовое обслуживание (РКО) клиентов, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности. Привлечение клиентов на РКО позволяет банкам установить с ними деловые связи так, что в дальнейшем они могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества: кредитование, предоставление банковских гарантий, лизинг, факторинг, траст и др. Выгода РКО для банков также в том, что оно способствует увеличению банковских ресурсов, более дешевых по сравнению с заемными средствами. Кроме того, средства, получаемые банком при РКО, помогают поддерживать ему свою ликвидность.
Расчетные операции банков – операции по зачислению средств на счета клиентов и оплате со счетов их обязательств перед контрагентами. Коммерческие банки производят расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Центральным банком.
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, которые могут быть на бумажном или электронном носителе. Платеж со счетов клиентов банки производят в пределах имеющихся на них средств с согласия клиентов по их распоряжению. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, предусмотренных законом или договором между банком и клиентом.
С предприятиями, открывшими расчетные счета, банк заключает договор о расчетно–кассовом обслуживании, в котором отражены права и обязанности сторон, стоимость оказываемых услуг и материальная ответственность за нарушения условий договора.
Ведение счетов клиентов предполагает участие банка в проведении как безналичных, так и налично–денежных расчетов.
Кассовые операции– это операции по приему и выдаче наличных денег. Структурным подразделением банка, обеспечивающим выполнение операций с наличными деньгами, является кассовый узел, оборудованный в соответствии с требованиями к устройству и технической укрепленности кассового узла в здании кредитной организации.