Метод бухгалтерского учета. Учетные измерители

Глава 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И КОНЦЕПЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Предмет и объекты бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации.

Объектами, или составнымичастями предмета бухгалтерского учета, согласно ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности – собственный капитал и обязательства;

5) доходы;

6) расходы;

7) др.

Определения:

Факты хозяйственной жизни (ФХЖ) - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Активы – это ресурсы, от которых организация ожидает получить экономические выгоды.

По сроку использования активы делятся:

- внеоборотные активы (внеоборотные средства, основной капитал). Они участвуют в нескольких производственных циклах и способны приносить доход в будущем за пределами одного года. К ним относятся основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности и отложенные налоговые активы;

- оборотные активы. Участвуют в одном производственном цикле и приносят доход в пределах одного года. Они состоят из материалов, животных на выращивании и откорме, затрат в незавершенном производстве, готовой продукции, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств.

Обязательства или заемный капитал – это существующая кредиторская задолженность перед юридическими и физическими лицами.

По сроку погашения обязательства делятся:

- долгосрочные обязательства — это долгосрочные кредиты и займы;

- краткосрочные обязательства – это краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность (долг) поставщикам за поставленные материалы, товары (работы, услуги); работ­никам по заработной плате, внебюджетным фондам, бюджету в виде налогов и сборов; за­долженность учредителям по выплате дивидендов и т.п.

Собственный капитал – это собственные источники финансирования организации. Представлены уставным, добавочным, резервным капиталом и нераспределенной прибылью (непокрытым убытком).

Доходы - увеличение экономических выгод или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников.

Расходы - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением изъятий собственников.

Хозяйственная деятельность организации в укрупненном виде включает три стадии (фазы): заготовление, производство и продажа.

Процесс заготовления - предприятие приобретает основные средства, материалы, работы и услуги, рассчиты­ваясь за них с поставщиками и подрядчиками денежными средствами или иным имуществом.

Производство - созда­ются материальные блага – изготавливается продукция, выполняются работы, оказываются услуги. В процессе производства, прежде всего, исчисляют затраты ресурсов на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг.

В процессе продажи продукция, товары, работы, услуги, приобретают денежную форму.Вложенный в производство капитал увеличивается на величину созданного прибавочного продукта, выражением которого является прибыль от продажи.

Метод бухгалтерского учета. Учетные измерители

Метод бухгалтерского учета– это приемы и способы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документа­ми, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляции, баланс, отчетность.

Документация— письменное свидетельство о совершенных ФХЖ, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая ФХЖ оформляется первичным учетным документом. Согласно ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) ФХЖ;

7) подписи лиц указанием их фамилий и инициалов.

Инвентаризация— это сверка фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтер­ского учета на определенную дату.

Счета бухгалтерского учета — способ группировки объектов бухгалтерского учета по однород­ным экономическим признакам.

Двойная запись— взаимосвязанное отражение ФХЖ на счетах бухгалтерского учета, когда каждый ФХЖ одновременно за­писывается по дебету одного счета и по кредиту другого на одинаковую сумму.

Денежная оценка — представление информации об объектах бухгалтерского учета в денежном выражении.

Калькуляция— группировка затрат и определение себестоимости отдель­ных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценно­стей.

Бухгалтерский баланспредставляет собой способ экономической группировки и обобщения активов, обязательств и собственного капитала на определенную дату. Баланс состоит из двух частей — актива и пассива.

Бухгалтерская отчетность —информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

В бухгалтерском учете применяется три вида учетных измерителей:

1) натуральные. Это меры веса (тонны, килограммы, граммы), длины (метрах, сантиметрах), счета (количество штук, экземпляров), объема (кубометры, декалитры, литры и т.п.), площади (квадратные метры) и др. Для выполненных работ или оказанных услуг могут применяются натурально - условные измерители - киловатт - часы, тонно - километры, пересчет на стопроцентное содержание основного вещества и др.;

2) трудовые – человеко-дни, человеко-часы. Являются разновидностью натуральных измерителей;

3) денежные. В РФ в валюте России – рублях.

Наши рекомендации