Избегайте спекулятивной работы
Деловая этика – это следование собственным принципам, и один из моих главных принципов – держаться подальше от спекулятивной работы, то есть работы, выполняемой бесплатно в надежде получить оплату в дальнейшем (волонтерская работа и дизайн pro bono, о чем говорилось в главе 11, – это совсем другое). Думаю, все потому, что мы любим свою профессию, вот люди и считают, что любой дизайнер будет счастлив поработать бесплатно. Мне частенько приходят письма, в которых предлагается именно это. Бесплатная работа. Приведу пример подобного запроса:
В партнерстве с известным английским [диджеем] и продюсером мы предлагаем графическим дизайнерам шанс поучаствовать в международном проекте и таким образом представить всему миру собственное творчество.
От графических дизайнеров требуется спроектировать официальный логотип [диджея], который будет использоваться на всей фирменной рекламной и маркетинговой продукции по всему миру в течение 2011 года. Дизайнер, проект которого будет выбран, получит $1000.
Я заставил себя выслать им в ответ свое предложение, чтобы подчеркнуть свою незаинтересованность в подобных деловых отношениях:
Благодарю за любезное предложение.
В ответ хотел бы тоже сообщить о своем проекте, который станет уникальной возможностью для [диджея].
От [диджея] требуется записать и спродюсировать новый музыкальный трек, в котором уминалось бы мое имя в связи с моей профессией графического дизайнера. Я буду проигрывать этот трек на своем сайте для посетителей со всего мира и размещу все благодарности. Кроме того, я заплачу $1000.
Если трек мне не понравится или я выберу трек другого диджея (я отправил запрос тысячам других диджеев с тем же уникальным предложением), я не стану размещать его на своем сайте. И платить за него тоже не буду.
Для участия в проекте [диджей] может выслать готовый mp3 на мой электронный ящик.
Если представить, как спекулятивную работу пытаются навязать в другой сфере деятельности, возникнет ощущение бреда, так что неудивительно, что никаких mp3 мне так и не выслали, зато я продолжаю получать подобные предложения от других людей.
Пропишите условия
Никуда не деться, ожидания клиента дают о себе знать в ходе всего проекта. Самый эффективный способ обезопасить себя – заключать письменное соглашение по каждому проекту. В этом соглашении должны быть прописаны масштаб проекта, временны́е рамки и стоимость. Мы рассмотрим условия договора, на которые вам нужно будет обратить внимание, в главе 17.
Иногда выполнение условий соглашения может быть болезненным. Джей Пи Джонс из оклахомского агентства Paige1Media вспоминает, как ее новорожденная фирма начала работу со своим первым официальным клиентом. Джей Пи и ее деловой партнер еще только постигали тонкости ведения малого бизнеса и искали свой путь в мире договоров и планирования.
Клиент запросил цену на двуязычный дизайнерский проект, цена его устроила, и два партнера прибыли на место встречи, чтобы обсудить работу. Им понадобилось не так много времени, чтобы понять, какую огромную ошибку они совершили. В ходе короткой беседы эти двое неправильно поняли запрос клиента и неверно оценили затраты на проект:
«Мой партнер посмотрел на меня, и я еле заметно кивнула. Он собирался не просто не поднимать цену, которую по ошибке назначил, но и принять на себя всю ответственность за то, что неправильно оценил масштабы проекта. Мы соблюли этические принципы в этой ситуации и не просто заслужили доверие и лояльность конкретно этого клиента – по сей день, годы спустя, он остается одним из наших самых важных клиентов и направил в нашу фирму за это время более двадцати новых заказчиков.
Мы часто думаем, что бы было, поведи мы себя в той ситуации иначе, но мы были на высоте, мы взяли на себя ответственность за этот трудный урок. Деньги, которые мы недополучили в тот раз, вернулись к нам спустя некоторое время – не бывает слишком высокой цены, если речь идет о том, чтобы на деле показать, что ваша фирма – не просто красивые слова, пусть даже вы допускаете ошибки».
Доверяйте интуиции
Когда Лайза Ловингер и Спенсер Бэгли только открыли в Бруклине свою студию Apartment One, у них было четкое представление о работе с клиентами, которые «отдают взамен» и «делают добрые дела» в больших или малых масштабах. «Это можно определить разными словами? – подчеркивает Лайза, – но самое большое значение для нас имеет работа с клиентами, которые ведут свой бизнес честно».
Когда-то давно Лайзе и Спенсеру представилась возможность переработать веб-сайт клиента, специализирующегося на тренингах по личной безопасности, с целью повышения потребительской привлекательности. В ту пору Apartment One было маленьким развивающимся агентством, и хотя этот клиент и этот проект никак не вязались с их видением, возможность поработать с крупномасштабным проектом и крупным клиентом была заманчивой. Также подкупало то, что заказчик хотел работать именно с ними.
«Если бы мы отказались от проекта, то рисковали оттолкнуть от себя от того, кто мог бы стать центральной фигурой в дальнейшем росте нашей компании.
Спенсер и я должны были принять решение. Наша интуиция, внутренний голос подсказывали, что нужно отказаться; и все-таки мы сомневались – ведь так заманчиво обещание материального вознаграждения и деловой безопасности уже на стартовой позиции нашего бизнеса. В конце концов мы со Спенсером сошлись на том, что надо придерживаться установленной политики. Мы не воспользовались этой возможностью и, как итог, разорвали отношения с человеком, который обратился к нам».
«Через несколько месяцев после того как мы отвергли проект, клиент стал чаще появляться в СМИ, в частности в скандальных хрониках. Опыт и последующий результат вновь подтвердили, что нужно оставаться верным своим ключевым ценностям и доверять интуиции. Это был важный урок, который продолжает напоминать о себе и которым мы делимся со своими клиентами, когда хотим подчеркнуть, как важно сохранять индивидуальность».
Мы также отвечаем перед теми, с кем сотрудничаем и кому рекомендуем потенциальных клиентов, если не способны помочь сами. Основа всех успешных проектов – крепкие отношения, будь то отношения с клиентом и его/ее командой, с иллюстраторами, фотографами, или копирайтерами, с которыми вы работаете, или с дизайнерами, которым вы решили уступить клиента (вы можете мгновенно сжечь мосты, если потратите время своего коллеги впустую).
Моральные принципы
Лондонский дизайнер Майлз Ньюлин решил для себя, что не будет работать с зоопарками и компаниями, вовлеченными в военную индустрию. Проектировщик взаимодействия Гай Мурхауз занял похожую позицию относительно табачных и игорных компаний. Я не работаю с политиками, с программами которых я не согласен.
Такие решения основываются на личных моральных принципах, и их редко можно разделить на черное и белое, потому что у всех у нас собственные точки зрения, сформировавшиеся в результате различного жизненного опыта.
Может быть трудно раздобыть самую точную информацию о клиенте. Да и насколько крупное исследование вы готовы предпринять? Ведь сколько времени уйдет на то, чтобы убедиться, что каждый клиент поступает в соответствии с вашими моральными принципами!
Одним из моих первых клиентов была интернет-компания, которая собирала ссылки на загружаемые электронные книги.
Тот факт, что я принял предложение, подтверждает, насколько наивен я был тогда, потому что после запуска разработанного мною сайта правообладатели стали мне выговаривать, что ссылки на их электронные книги пошли от моего клиента (ссылки, приводящие на третьи сайты, распространяющие PDF-файлы книг бесплатно и без авторского разрешения). Возможно, это был просчет моего клиента, но если бы я предпринял исследование, прежде чем согласиться на эту работу, было бы мое решение другим? А что, если бы я обнаружил проблему на полпути реализации проекта?
Итальянский дизайнер и иллюстратор Андреа Аустони рассказал мне, что один издательский дом попросил его разработать логотип приложения для IPhone по изучению Библии, а другой хотел заказать эмблему для своего приложения
Библии для детей в комиксах. Андреа категорически против религии, и особенно против вовлечения в нее детей, так что он вежливо отклонил предложения обеих компаний.
Вопросы подобного плана временами разрешаются не так просто. Нам всем нужно платить по счетам и кормить свои семьи, так что это сугубо личное дело, где провести линию между тем, что мы считаем правильным и неправильным.
Когда периодическое издание или книжное издательство предлагают вам заказ, разве вы задаете им вопрос о токсичности чернил или происхождении бумаги, прежде чем дать согласие на проект? А что, если на вас выйдет IKEA? В своей книге Эйлин Макэвери Кейн так высказывается о мебели, которой торгует эта компания: «Хлипкие деревянные панели и шаткие столы есть маркетинговый ход: мебель не прослужит долго – и потребители согласны на это. Предположение, что IKEA так популярна, поскольку отвечает запросам потребителей, довольно близоруко. IKEA – это не ответ, это лишь временная мера… Настала эпоха непрочной продукции [когда одна модная тенденция сменяет другую], поломок и возникающей потребности замены». С точки зрения престижа вы, возможно, посчитаете глупостью упустить шанс включить IKEA в свое портфолио, зато потом…
Дизайнер и преподаватель из Калифорнии Робин Воксмен хорошо прокомментировал это:
«Моя главная этическая задача – убедиться, что мне хватит смелости и заинтересованности проследить за всем циклом производства продукта или услуги, которые я собираюсь продвигать, что это как раз то самое, что подрывает мои устои или вызывает у меня интерес».
Раздел III
Как вести проекты
Настало время приблизиться вплотную к вашим ближайшим союзникам (а иногда и врагам) – вашим клиентам.
Вся подготовительная работа, которую вы проделали, ничего не стоит, если вы не сумеете «защитить» свой проект перед клиентом, нарушите условия договора, сорвете сроки, не оправдаете ожиданий заказчика, не сможете организовать доставку готовой продукции и инкассацию и многое другое.
Глава 14
Выбирайте клиентов с умом
Когда вы отказываетесь от проекта, это стоит вам денег, но сказать «да» неправильному клиенту – это может обойтись вам так же дорого. Вы отдаете своей профессии многие часы труда, и работа с неправильными людьми означает, что у вас не останется времени на более приятную и потенциально более продуктивную работу.
Как сказал однажды покойный Стивен Р. Кови, автор книги «7 навыков высокоэффективных людей»: «Делать больше за меньшее время совсем не значит делать то, что действительно нужно».
Чтобы проиллюстрировать, почему ответ «нет» может оказаться верным решением, приведу случай. Как-то раз в лондонскую студию под названием ico Design пришел потенциальный клиент с новой концепцией розничной торговли продуктами питания (он видел несколько работ, которые студия выполнила для других заказчиков, и захотел работать именно с этой командой). Потенциальный клиент недавно продал квартиру и обладал немалой суммой наличных, которую был готов отдать в обмен на реализацию его идеи. На первой встречи клиента с дизайнером он расписал свою концепцию, свои цели, людей, в которых он видит потенциальных покупателей, и указал даже, где мог бы открыть свой первый магазин.
«Тревожный звоночек зазвонил с самого начала, особенно если учесть, что практически 90 процентов всех новых предприятий по продаже продуктов питания в Лондоне прогорают уже в первый год» – рассказывает Расселл Холмс из ico.
«Его концепция была невероятно специфической, хотя сам он был уверен, что она способна привлечь едва ли не каждого. Его бизнес-модель требовала того, чего не могла гарантировать ни одна торговая точка: чтобы покупатели приходили туда каждый божий день. Когда мы спросили его, насколько это вероятно, он занял оборонительную позицию.
Его продукты питания будут великолепными, здоровыми и вкусными. С чего бы всем не приходить в его магазины ежедневно?
Мы решили все критически оценить на внутреннем совете. Совершенно очевидно, что у человека есть цель и он хочет работать с нами; тем не менее мы чувствовали, что, реализуя свою идею, он почти наверняка потерпит поражение. Дизайн был очень критичен для его концепции, так что если проект провалится, заказчик возложит часть ответственности за это на нас».
Расценив, что лучше не получить этих денег и обезопасить себя от потенциального «белого слона», сотрудники ico Design решили обратиться к клиенту с предложением. На следующей встрече они выразили сомнения относительно концепции. Они предложили клиенту заплатить 10 процентов от изначально названной суммы, за которую они были готовы провести исследование, что бы позволило улучшить концепцию, если это вообще возможно. Он согласился, а как ico и предсказывали, их исследование показало, что публика нисколько не заинтересовалась его предложением, студия ico отклонила проект.
С финансовой позиции ico не получила выгоды, хотя могла бы, к тому же команда упустила шанс пополнить студийное портфолио. Однако с точки зрения долгосрочной перспективы это решение было лучшим из возможных.
Иногда правильнее отстраниться от потенциально неполноценного проекта, чем ввязаться в него ради мелкого дохода.
Но Холмс отмечает, что была здесь и потенциальная выгода: «Есть вероятность, что этот конкретный клиент, благосклонно принявший наш добрый совет, может начать новый бизнес».
Красные флажки
Вот выдержки из писем, полученных мною в этом году:
«Вы гарантируете возврат денег? Просто я уже работал с двумя компаниями, но все еще не удовлетворен».
Я расцениваю тысячи запросов и предложений вроде этого как ярко выраженный знак, предупреждающий о потенциально сложном клиенте. Это наводит на мысль, что меня тоже могут попросить вернуть деньги, когда я уже приступлю к работе. Также, раз уж этот персонаж уже был недоволен работой двух других компаний, маловероятно, что он будет доволен моим дизайном. Разумеется, есть шанс, что другие работы были плохи, но есть и риск, что проблема коренится в несговорчивости клиента. Встречаются и другие типы клиентов, которых лучше остерегаться и, в случае необходимости, давать им от ворот поворот.