Порядок оформления первичной информации о вымогательстве взятки

ОТЧЕТ ПО НИР

«ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ВЫМОГАТЕЛЬСТВЕ ВЗЯТКИ»

Научно-практическое пособие

Заявка ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

№ 2/1-1685 от 25.01.07

п.1.5. Плана научной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России на 2008год.

Руководитель работы:

Начальник кафедры

оперативно-розыскной деятельности ОВД

доктор юридических наук, профессор

полковник милиции Шахматов А.В.

Ответственные исполнители:

Доцент кафедры

оперативно-розыскной деятельности ОВД

кандидат юридических наук, доцент,

майор милиции Бухаров Н.Н.

Доцент кафедры

оперативно-розыскной деятельности ОВД

кандидат юридических наук, доцент

майор милиции Бозиев Т.О.

Санкт-Петербург

Реферат

Отчет 44 с., 21 источник.

«Проверка первичной информации о вымогательстве взятки»

Научно-практическое пособие.

Актуальность исследованияобусловлена тем, что коррупция как сложное социальное явление не нашла надлежащего отражения в российском законодательстве. До настоящего времени широко применяемый на практике и в исследованиях термин «коррупция» не наделен конкретным юридическим содержанием.

Объектом настоящего исследования является оперативно-розыскное противодействие взяточничеству.

Предметом исследования являются организационное обеспечение оперативно-розыскного противодействия взяточничеству.

Целью работы является проведение комплексного анализа существующей практики и научных рекомендаций, на основе которых будут разработаны методические рекомендации по оформлению оперативно-служебных документов исполняемых сотрудниками службы по борьбе с экономическими преступлениями на этапе подготовки и в процессе осуществления проверки информации о взяточничестве

Предполагаемые результаты исследования:

Выработка методики и тактических приемов, необходимых для проведения первоначальных мероприятий по проверки информации о вымогательстве взятки.

Полученные результаты предполагается использовать при подготовке научно-практического пособия, методических рекомендаций, направленных на разъяснение сотрудникам практических органов внутренних дел порядка действий при проведении мероприятий по проверке первичной информации о взяточничестве.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение *

1.Порядок оформления первичной информации о вымогательстве взятки *

2. Порядок проверки заявлений о вымогательстве взятки *

Заключение *

Введение

В 1990 году на VIII конгрессе ООН, состоявшемся в Гаване, в принятой резолюции «Коррупция в сфере государственного управления» указано, что проблемы борьбы с этим злом в государственной администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всем мире.

По мнению российских правоведов, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, коррупция в России приобрела в последние годы особую остроту и политическую значимость.

Вместе с тем, коррупция как сложное социальное явление не нашла надлежащего отражения в российском законодательстве. До настоящего времени широко применяемый на практике и в исследованиях термин «коррупция» не наделен конкретным юридическим содержанием.

Для разработки различного рода мер антикоррупционного характера необходимо знать психологию современных государственных служащих. Коррумпированность государственного аппарата – это системные недостатки организации, обуславливающие злоупотребления служебным положением государственных служащих. Система порождает коррупционеров, а продажные чиновники формируют облик системы, создают условия для неэффективного ее функционирования. Сама организация управления повинна в создании атмосферы возможности использования чиновником недостатков бюрократической машины в качестве средства для удовлетворения исключительно личных потребностей.

Порядок оформления первичной информации о вымогательстве взятки.

То обстоятельство, что по делам о взятках основными, наиболее значимыми являются доказательства, полученные оперативным путем, требует ориентирования сотрудников оперативных подразделений по борьбе с экономической преступностью ОВД на предметную поисковую работу, направленную на выявление признаков преступлений и лиц, их совершающих. Это связано с тем обстоятельством, что дача и получение взятки всегда относились специалистами к категории сложных уголовно-правовых составов, имеющими свою специфику, свои доказательственные и правовые особенности.

В связи с этим оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и раскрытию взяточничества должны организационно представлять собой постоянно действующую систему и носить комплексный, плановый характер. Процесс выявления и раскрытия данных преступлений не терпит дискретности действий из-за опасности невосполнимой утраты доказательств, полноценное получение которых, возможно только в рамках уголовного дела, с возбуждением которого по классическим рекомендациям нельзя медлить независимо от того, совершен ли факт передачи или преступление находится в стадии приготовления.

Вместе с тем, специфика методики выявления и раскрытия взяточничества обусловлена тем, что первичные сведения и основной объем фактических данных, которые будут использованы в доказывании, выявляются и фиксируются, как правило, еще до принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела.

Результативность процесса выявления и фиксации информации об обстоятельствах совершения взяточничества зависит от знания сотрудниками оперативных подразделений БЭП ОВД ориентирующих признаков, свидетельствующих о взяточничестве и сопутствующих ему должностных нарушениях, характерных для обслуживаемой отрасли экономики. Анализ такой информации позволяет, прежде всего, установить конкретные коммерческие, государственные и муниципальные организации или социальные группы лиц, которые могут быть вовлечены в коррупционные преступления, в связи с осуществлением вызывающих подозрение финансово-хозяйственных операций.

Таким образом, учитывая специфику способов совершения преступлений, рассмотренную в первой главе, в поисковой работе сотрудники оперативных подразделений БЭП ОВД должны использовать соответствующие признаки ориентирующей информации, свойственные данным преступлениям. Ориентирующие поисковые признаки взяточничества можно подразделить на несколько групп. Первую группу признаков составляют особенности личностных характеристик субъекта преступной деятельности. Сюда относятся:

- уровень благосостояния, характер времяпровождения субъекта;

- специфичность связей государственного служащего, должностного лица с представителями коммерческих структур, подчиненными и т.д.;

- затрудненный порядок попадания на прием, мотивируемый обычно чрезмерной занятостью соответствующего должностного лица.

Вторая группа признаков охватывает характеристику ситуации, складывающейся на объекте.

Это могут быть открывшаяся вакансия на должность, вероятность для определенного лица, с одной стороны, получить повышение по службе, быть отстраненным от должности, «попасть под сокращение», а с другой, явные признаки протекционизма.

Сюда же следует отнести и такие факты, когда у одного субъекта налицо острая потребность получить определенные товары, услуги, а у другого существует реальная возможность предоставить требующиеся.

Третья группа признаков включает показания лиц об известных им или предполагаемых фактах взяточничества и коррупционных деяний

Четвертую группу образуют сведения, почерпнутые из различных документов либо по результатам их анализа. В ходе сопоставительного анализа отнесенных к этой группе документов, могут быть выявлены, например, такие признаки преступной деятельности, как существенная разница между аукционной ценой здания и ценой, по которой это здание было передано коммерческой структуре, явная убыточность совершенной по определенной группе товаров сделки, сравнительно низкий процент по предоставленному кредиту или ссуде и др.

Особую группу следов образуют здесь признаки подлога в документах (исправление дат, подчистка в списках, перепечатывание документов с последующей подделкой подписей и печатей и т.д.).

Пятая группа признаков взяточничества и коррупции связана с предметами, веществами и иными следами материального свойства.

Ценная информация о косвенных признаках взяточничества и лицах, к ним причастных, может быть получена оперативным работником из различных источников, как гласных, так и негласных в ходе изучения различных документов, публикаций, сообщений организаций, заявлений граждан. Так информация о факте взяточничества может поступить в оперативные подразделения из других органов, быть получена в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий или получена от лиц, обратившихся в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с соответствующим заявлением.

Выявление и анализ вышеуказанных документов позволяет оперативному работнику с одной стороны, определить специфику документооборота при совершении преступления, а с другой стороны, выявить ранее не известных лиц причастных к организации и осуществлению передачи взятки, а также ранее не известных граждан, в интересах которых действовали взяткополучатель и посредник.

При этом необходимо учитывать, что организация оперативно-поисковой работы не зависит от временных условий преступных действий, т.е. являются ли эти действия совершенными в прошлом, происходящими в настоящее время, или подготавливаемыми. Во всех случаях оперативно-розыскные мероприятия должны быть направлены на создание предпосылок, позволяющих лицам, вовлеченным в коррупционные отношения обратиться в правоохранительные органы, а также выявить и сохранить оставленные преступниками материальные следы, которые целесообразно зафиксировать для последующего возможного использования в качестве источников фактических данных, формирующих доказательную базу.

Для взяточничества характерны следующие типовые ситуации:

1. Вымогательство взятки при удовлетворении правомерных интересов взяткодателя.

2. Удовлетворение интересов взяткодателя было сопряжено с нарушением правил, инструкций, а возможно, и совершением должностного преступления (например, должностного подлога).

3. Искусственное создание препятствий для удовлетворения интересов взяткодателя с целью принуждения его к даче взятки (т.е. вымогательство взятки).

Система мер оперативного поиска не может быть эффективной, если ее организация не учитывает особенности конкретного преступления и не носит системный, наступательный характер, позволяющий выявить оперативно-значимую информацию своевременно и в виде, позволяющем ее последующее использование, в том числе в качестве доказательной.

В связи организация постоянно действующей системы оперативно-поисковых мер в оперативных подразделениях БЭП ОВД, позволяющая выявлять взяточничество, должна обеспечить своевременное поступление ориентирующей оперативно-значимой информации, о признаках данных преступлений по следующим направлениям:

1. Выявление лиц, осведомленных о фактах взяточничества, иных преступных действиях должностных лиц, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей и обеспечение благоприятных условий, в которых они могут выступать свидетелями.

2. Выявление и обеспечение сохранности документов, предметов, которые использовались при совершении преступлений или имели прямое или косвенное отношение к преступным действиям и в процессе расследования могут быть признаны вещественными доказательствами.

3. Обеспечение возможности фиксация с применением возможностей специальной техники преступных действий проверяемых лиц, с использованием личностных контактов заявителя, свидетелей.

Использование такой постоянно действующую системы оперативно-поисковых мер позволит своевременно выявить и документально закрепить оперативно-значимую информацию о признаках взяточничества, т.е. организационно-тактически обеспечит формирование начальной ситуации раскрытия преступления.

В результате проведенных комплексных оперативно-поисковых мероприятий создаются и наиболее распространены следующие начальные типовые ситуации получения оперативными подразделениями информации о фактах взяточничества:

1. Когда имеет место заявление о факте вымогательства взятки, или о факте предложения взятки;

2. Когда имеет место сообщение об уже состоявшейся взятке, в том числе, а) случаи явки с повинной (со стороны взяткополучателя) и б) случаи, когда лицо, давшее взятку, добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки, и тем самым, согласно примечанию к статье 291 УК России, освобождается от уголовной ответственности;

3. Когда орган предварительного расследования или оперативное подразделение получают при иных обстоятельствах информацию об имевшем место факте получения или дачи взятки, либо о подготовке к совершению этих преступлений.

При этом во всех случаях характер и объем проводимых оперативно-розыскных мероприятий по проверке и реализации указанного рода информации во многом будет зависеть от того, проводилась ли раньше оперативная проверка в отношении лиц, о которых получена информация, или эти лица попали в поле зрения оперативных подразделений впервые.

Указанные организационно-тактические начальные типовые ситуации отличаются, прежде всего, своими качественными характеристиками, позволяющими с учетом специфики взяточничества обеспечить раскрытие преступления. Первая, из указанных, начальная ситуация является наиболее благоприятной по возможности ее своевременного использования, в то время как вторая и третья ситуации по возможности реализации относятся к неблагоприятным. При этом как показывает практика раскрытия взяточничества, достижение качественно положительной ситуации в большинстве начальных ситуаций возможно только путем проведения дополнительного комплекса оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающего полноту и действенность первичной информации.

Принимая меры к уличению в совершенных преступлениях, оперативный работник обязан оказать выявлять взяткодателей, осознавших незаконность своих действий и создать ему условия для активного способствования следствию в выявлении и установлении неизвестных следствию эпизодов взяточничества, в том числе тех, в которых взяткодатель не принимал непосредственного участия. Такая активная деятельность будет лучшим доказательством раскаяния взяткодателя и послужит гарантией, что он в дальнейшем не совершит аналогичных преступлений.

Первичная информация о фактах вымогательства взятки может поступать в оперативные подразделения ОВД в результате:

- обращение к оперативному работнику гражданина с заявлением о вымогательстве у него незаконного вознаграждения либо передаче им незаконного вознаграждения;

- обращение к оперативному работнику должностного лица, с заявлением о предложенной ему взятке, либо попытке ее вручить;

- получение оперативной информации (не зависимо от характера источника) о фактах взяточничества, как системы организованной должностным лицом.

Для достижения необходимого уровня эффективности мероприятий по документированию данных преступлений оперативно-розыскная деятельность должны осуществляться по следующим направлениям:

1. Выявление лиц, осведомленных о преступных действиях должностных лиц, которые в связи с этим могут выступать свидетелями.

2. Выявление и обеспечение сохранности документов, предметов, которые использовались при совершении преступлений или имели прямое или косвенное отношение к преступным действиям и при расследовании могут быть признаны вещественными доказательствами.

3. Обеспечение возможности фиксация преступных действий проверяемых лиц, используя возможности личностных контактов заявителя, с помощью специальной техники и иных специальных технических средств, содержания их разговоров, фактов передачи (получения) ими каких-либо предметов и документов и т.п.

Особенности документирования зависят от того, имеем ли мы дело с преступными действиями, совершенными в прошломили же с событиями, происходящими в настоящее время.

Во втором случае ОРМ направлены на создание предпосылок, позволяющих выявить и сохранить оставленные преступниками следы, которые целесообразно зафиксировать и использовать как источники фактических данных (доказательств). Документирование в этом случае должно осуществляется по всем трем направлениям параллельно.

При документировании фактов получения взяток, имевших место в прошлом, работа строится лишь по первым двум направлениям: установление лиц, осведомленных о преступлении, и выявление предметов и документов, имеющих отношение к преступным действиям. Здесь можно выделить следующие ситуации:

1. Факт вымогательства взяток выявлен при проверке фактов нарушения налоговой дисциплины или финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, расследовании другого уголовного дела.

2. Добровольное обращение с заявлением гражданина о вымогательстве или передачи взятки;

3. Получение сотрудником правоохранительного органа оперативной информации о совершенных фактах взяточничества.

Проведенный анализ практики борьбы с взяточничеством показывает, что не существует более эффективного способа борьбы с этим явлением, чем задержание преступника с поличным (в момент передачи предмета взятки),при этом сотрудниками оперативных подразделений используется такое оперативно-розыскное мероприятие как оперативный эксперимент. При проведении оперативного эксперимента, который проводится в целях проверки полученного заявления гражданина по факту вымогательства взятки с целью выявления всех обстоятельств и задержания взяткополучателя, оперативные работники должны тщательно подходить к организации проведения этого мероприятия, и прежде всего, надлежащим образом документально оформить наличие факта вымогательства.

И при проведении оперативного эксперимента в естественных условиях, и при необходимости создавать соответствующие условия с помощью оперативной комбинации эксперимент, только тогда ценен и доказателен, когда лицо, в отношении которого он проводится, находится в обычных для него условиях, когда на него не давят привнесенные обстоятельства, не искажают проявлений его воли.

Однако, при проведении «оперативного эксперимента» при проверке первичной информации о вымогательстве взятки достаточно часто возникает вопрос - как, по каким критериям определить - когда действия оперативных сотрудников и иных участвующих лиц, направленные на изобличение взяточника, являются законными, а когда - противоправными.

Поскольку наиболее часто оперативные эксперименты проводятся в отношении лиц, вымогающих взятки либо участвующих в коммерческом подкупе, законодатель ввел жесткие правовые ограничения на проведение такого рода ОРМ, с тем, чтобы оно не трансформировалось в провокацию.

Так статья 304 УК РФ дает следующую трактовку провокационных действий при «провокации взятки»:- это попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

Как видно, данные нормы УК РФ содержат все основные характеристики понятия «провокация». Первое: способ совершения - активное действие - попытка передачи; второе: цель - искусственное создание доказательств совершения преступления или шантажа, форма вины - прямой умысел; третье: склонение лица к совершению преступления (подстрекательство) или создание видимости совершения им преступления; четвертое: искусственное инициирование внешних действий должностного лица по получению взятки - создание доказательств; пятое: передача должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

Вопроса провокации взятки коснулся и Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 10 февраля 2000 г. № 6 «О взяточничестве и коммерческом подкупе», указав, что не является провокацией взятки проведение предусмотренного законодательством ОРМ в связи с проверкой заявления о ее вымогательстве (п.25). Но при этом условия правомерности «оперативного эксперимента» ограничены случаями наличия заявления о вымогательстве взятки и не предусматриваются ситуации проверки информации полученной из оперативных, зачастую негласных источников.

Подобный подход свидетельствует о недостаточно проработанной, непоследовательной позиции Пленума ВС РФ в подходе к разграничении действий провоцирующих взятку и правомочных проверочных действий, что порождает проблемы для правоприменителя в силу того, что данное постановление призвано служить, ориентиром, как для судебных органов, так и для оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов при выявлении и расследовании взяточничества.

Допуская возможность совершения взяточничества, мы тем самым не создаем искусственно условий, способствующих предложению или получению взятки, не провоцируем эти действия, а создаем предпосылки для обнаружения уже имевших место фактов вымогательства взятки. Иными словами, такие действия не отражаются на решимости подозреваемых совершить преступление вообще. Создается лишь модель реальной ситуации, что позволяет взять под контроль ее развитие, получить изобличающие доказательства, задержать разрабатываемого с поличным.

Разграничение действий, направленных на выявление, пресечение или предупреждение преступлений с помощью оперативно-розыскных мероприятий, в том числе «оперативного эксперимента», и действий преступного характера, направленных на искусственное создание доказательств совершения преступления, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств дела, с определением законности и обоснованности решений о проведении ОРМ.

Основанием проведения «оперативного эксперимента» является не общая предположительная информация о возможном противоправном поведении лица. Поэтому особое внимание должно быть направлено на предварительное установление наличия противоправного поведения должностного лица с целью получения информации о том, что оно инициативно требует или, более того, вымогает взятку, то есть совершает приготовление к преступлению.

Таким образом, при проведении оперативного эксперимента в целях проверки полученного заявления гражданина по факту вымогательства взятки с целью выявления всех обстоятельств и задержания взяткополучателя, оперативные работники должны тщательно подходить к документальному оформлению и организации этого мероприятия, и прежде всего, надлежащим образом документально оформить наличие факта вымогательства.

Как выше сказано, выявлению фактов взяточничества в рамках использования благоприятной начальной типовой ситуации, существенно способствует особый подход к личности взяткодателя, как потенциальному заявителю, закрепленный в примечании к статье 291, УК Российской Федерации – «Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело о даче взятки».

Сотрудникам оперативных подразделений следует принимать во внимание и активно использовать это положение Закона в процессе определения объектов оперативно-поисковых мероприятий. Располагая оперативной информацией о лице причастном к даче взятки, оперативные работники должны разъяснить этому лицу, положение Закона, гарантирующее его право освобождения от уголовной ответственности, принять все необходимые меры, обеспечивающие условия, в которых станет возможным обращение такого лица в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.

Наши рекомендации