Косвенное налогообложение

Роль налогов в формировании финансов государства.

В соотв. Ст.8 НКРФ 1 часть, налоги- это обязатель.и безвозмездные платежи, с ЮЛ и ФЛ ,в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва и муниципальных образований. В РФ помимо налогов взымаются сборы. СБОР- это обязат. Взнос, взимаемый с ЮЛ и ФЛ в качестве предоставления определенных прав или выдачу разрешения (лицензии).

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.

Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг, и составляют стоимость созданного в стране ВВП (рыночная стоимость всех товаров и услуг за вычетом материальных затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль экономики, включая смешанный предпринимательский доход и амортизационные отчисления, налоги на продукты и импорт, и другие налоги на производство. Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовую прибыль экономики составляют первичные доходы хозяйствующих субъектов. И, наконец, третья часть формирует доходы государства, национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах - пенсионном фонде, фонде социального страхования, Государственном фонде занятости населения и фондах обязательного медицинского страхования. Таким образом, на стадии производства товаров и услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов общественного производства.

Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределения первичных доходов наемных работников и хозяйственных субъектов.

Хозяйственные субъекты со своих первичных доходов (баланс прибыли) до налогообложения прибыли выплачивают в бюджетную систему налоги на имущество, на содержание правоохранительных органов, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, на рекламу, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и другие.

2. Особенности расчета НДС-

НДС платят ЮЛ и ИП, если они не освобождены от уплаты НДС. В бух налоговом учете при отражении НДС необходимо разделять понятия входной и выходной НДС. Входной (при покупке)- это НДС, который выставляет поставщик в стоимости товаров, работ, услуг ДТ 19 КТ 60,76,71 .Выходной (при продаже) –это НДС, который плательщик выставляет в стоимости товаров, работ и услуг своим покупателем при продаже. ДТ 90(91) КТ 68НДС. ДТ 91 КТ 68 используется только при начислении НДС от реализации прочего имущества(при реализации ОС не используемых в хозяйственной деятельности).

Для зачета входного НДС(закрытия сч. 19) необходимо наличие следующих условий: наличия правильного составления счета-фактуры(с требованием НКРФ); сумма НДС д.б. выделена отдельной строкой; оприходованы ТМЦ, работы и услуги д.б. списаны на издержки обращения в том же отчетном периоде. Н-р Дт КТ сумма

10 60 500

19 60 90

20 10 500

68 19 90

Если ТМЦ списаны только частично, то и НДС к возмещению можно принять только частично: Дт Кт сумма

10 60 500

19 60 90

20 10 100 (1/5 часть)

68 19 18

Налоговые вычеты по НДФЛ

С 2003 г. при расчете НДФЛ необходимо применять 4 группы вычетов

1)стандартные;2) социальные;3) имущественные; 4) профессиональные

СТАНДАРТ. Вычеты: на 2009 г. на территор-и РФ действуют следующие вычеты:

-3000 р. в месяц предоставляется лицам(а) пострадавшим в результате радиационных аварий или участия в испытании ядерного оружия; б)инвалиды ВОВ; в) инвалиды 1,2,3 группы, из-за ранения, контузии или увечения. Вычет предоставляется в течении всего года, независимо от суммы совокупного дохода.

-1000 р. предостав-ся всем работникам, имеющим детей или опекунам в возрасте до 18 лет и студентам дневной формы обучения до 24 лет. С 1 янв. 2009 г.если один из родителей отказывается от вычета, то данным вычетом может воспользоваться другой родитель. Детский вычет предоставляется только до месяца, в котором доход не превышает 280000 руб.

-500 р. предоставл-ся: героям Совет.Союза или РФ; лицам, награжденным орденами 1 степени; инвалидам с детства; инвалидам 1,2 группы; лицам, участникам боевых действий(Чеченцы, Афганцы).Вычет предоставляется в течении всего года, независимо от суммы совокупного дохода

-400 р. в месс. Предост-ся всем остальным категориям граждан, но только до месяца, в котором доход не превышает 40000 р.

СОЦИАЛЬ.В: право на социальные вычеты можно получить при наличии следующих обстоятельств: 1) наличии в течении отч.года расходов на благотворительность (вычет предоставляется в пределах 25% от совокупного дохода за год!);2) при наличии расходов на учебу (вычет предостав-ся на свою учебу или обучения детей своих в размере 13% от фактических расходов на учебу но не более 100 т. Руб. в год) Если бы были другие основания то общая сумма вычета не более 50 000 р.в год. Для получения вычета налогоплательщик обязан продекларировать свои доходы по форме 3 ндфл; 3) наличие в течении года расходов, связанных с лечением в клиниках Рф. Механизм возврата такой же, как и при учебе

При наличии расходов на учебу и лечение одновременно, общая сумма вычета 13%- от фактических расходов, но не более 100000р. в год.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ВЫЧЕТЫ: предоставля-ся на 2 основаниях

при продаже имущества, в т.ч. жилого. При продаже жилого дома, дачи, квартиры или земельного участка вычет составлят 1 000 000 р. Если собственник владел имуществом менее 3 лет, то к вычету принимается сумма полученая к продаже, но не более 1 000 000 р. Если жилье нах-сь в собственности более 3 лет, то налог платить не нужно, т.к. к вычету принимается вся сумма, полученная от продажи.

При покупке или строительстве жилья сумма вычета с 1 янв. 2008 г. составляет 2 000 000 руб. если для приобретения жилья использованы ипотечные средства, то сумма возврата увеличивается на 13% от процентов, уплаченных по ипотечному кредиту. Вычет является переходящим из года в год и предоставляется до тех пор пока налогоплательщик в состоянии декларировать свои доходы.

При продаже иного имущества(не жилья) к вычету принимается 125 000 руб. ,если имущество нах-сь в собственности менее 3 лет. Если более 3 лет, то к вычету принимается вся сумма, полученная от продажи без ограничений.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ В.: предоставляется определенным категориям граждан, в основном работающим по гражданско-правовым договорам. Вычет может предоставляться при получении доходов в виде авторских вознаграждений за создание произведений лит-ры, науки, искусства и т.д. Если такой работник не может подтвердить расходы, связанные с получением дохода, то к вычету принимается от 20-40% от суммы полученного дохода. По итогам года ЮЛ и ИП, выплачивающие доходы другим лицам, по итогам года должны предоставляться в налоговую инспекцию справки по форме 2 НДФЛ и реестр доходов ФЛ, в которою должны войти все сотрудники, получавшие доход в течении отчетного года, и которые должны представиться до 1 апр. следующего года, искл. Составляют ИП, которые работали по договорам. По ним сведения предоставлять не нужно.

По итогам года не позднее 1 мая следующего года, в налоговую инспекцию обязаны подать декларацию по форме 3 НДФЛ следующие категории граждан:

ИП, осуществляющие деятельность на основании свидетельств;

Лица, желающие получить право на имущественный и соц-й вычет;

Лица, получавшие доходы от сдачи имущества в аренду.

8. Элементы налогообложения:

В структуре любого налога, присутствуют одни и теже элементы налогообложения:

Субъект н/о – лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплачивать налоги (это Юл, ФЛ и ИП)

Обект н/о – то, с чего уплачивается налог (совокупный доход ФЛ по НДФЛ, кадастровая стоимость земли по земельному налогу)

Формы н/о – полное или частичное освоюождение от уплаты налога (вычеты, скидки, налоговые каникулы)

Налоговая ставка – размер налога на единицу измерения объекта н/о

В российской практике встречаются ставки: Твердые, Прогрессивные, Долевые, Пропорциональные, Регрессивные, Комбинированные, Одвалорные

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта н/о (основа для рассчета суммы налога)

Налоговый период – период, по окончанию которого, определяют на логовую базу и рассчитывают налог, подлежащий к уплате (календарный месяц, квартал, год)

Сроки уплаты – сроки, предусмотренные налоговым кодексом, по истечению которых налагаются финансовые санкции (штрафы, пени)

При расчете пени за кждый день просрочки, взымается 1/300 от действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. С 10 августа 2009 года – ставка рефинансирования 11% годовых

4. Схема налогообложения сельхозтоваропроизводителей:

Единый сельскохоз-й налог устанавливается НКРФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения. Сельхоз товаропроизводителями, в целях налогообложения, признают организации и ИП, добровольно перешедшие на этот режим, которые производят сельхоз продукцию и осуществляют её первичную и последующую переработку из собственного сырья. И реализации этой продукции при условии, что в общем доходе, доход от реализации с/х продукции и переработке собственного сырья составит не мене 70%.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на расходы. Доходами признаются: 1.доходы от реализ-и продукции, работ, услуг, имуществ. Прав.2. внереализационные доходы. (н-р: доходы от сдачи имущества в аренду, от посреднической деятельности, полож. суммовая разница, полож. курсовая разница и т.д.). Расходами призн-ся документально подтвержденные и экономически обоснованные законы (на преоб-е и изготов-е ОС; на преобрет-е НМА; на ремонт ОС, в т.ч. арендованных; арендованные и лизинговые платежи; материальные расходы; на канцтовары; на рекламу; аудит-е услуги; на командировки; судебные расходы). Некоторые расходы должны учитываться в пределах норматива(н-р: на рекламу; на содер-е служебного транспотра; представите-е расходы.) налоговым периодом яв-ся календарный год. Налогоплат-к должен сдавать только годовую форму. В течение года по итогам 1 полугодия, плат-к обязян платить авансовый платеж. Ставка налога 6 %. Декларация должна быть сдана не позднее 31 марта следующего за отчетным. В бухучете начис-е дт 91 кт 68.

5. Организация налогового контроля:

налоговый контроль-это элемент налогового механизма. Цель которого- обеспечить соблюдение правил бухучета и отчетности и законодательных основ налогообложения. Налоговый контроль – это часть финансового контроля над исполнением доходной части бюджета по налоговым и не налоговым поступлениям, а также по объектам налогообложения и налогоплательщикам. Объектом налогового контроля яв-ся финансово-хозяйственные операции налогоплательщика. Субъектом налогового контроля яв-ся: Минфин РФ, федер.налоговая служба РФ, таможенные органы, аудиторская служба, с 1 янв. 2010 г. внебюджетные фонды. Органы внутренних дел, являющиеся правоохранительными органами, в соответствии с НКРФ вправе участвовать в проведении налоговых проверок и реализации иных форм налогового контороля только по запросам налоговых органов.

Налоговая проверка яв-ся формой контороля налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками законодатель-ва о налогах и сборах, а так же принятые в соответствии с ним нормативновных правовых актов для принятия мер по предотвращению и устранению нарушений, взыскания недоимок по налогам, привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Существуют виды проверок: камеральная; выездная. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов о деятельности налогоплательщика. Выездная проверка проводится по месту нах-я объекта налогообложения и включает в себя проверку документов, нах-я в распоряжении налогоплательщика. По результатам выездной проверки налоговыми органами составл-ся акт налоговой проверки, подписывается этими долж-ми лицами и руковод-ем проверяемой организ-и.Так же при необходимости могут быть вызваны свидетели, если же проводится конкретное налоговое правонарушение. В необходимости может быть привлечен эксперт; или специалисты, для оказания должностным лицам налогового органа помощи в процессе налогового контроля. Осмотр проводится в присут-и понятых(в необ-ти видео-фото и киносъемка, снимается копии с документов. О произ-ве осмотра составл-ся протокол. При проведении налоговых проверок, должностные налоговые органы имеют следующие права: 1)полное право на доступ территорий или помещений для проведения проверок;2) на получение документов;3) правом осмотра помещ-й и терр-й , а также предметов и документов налогоплательщика; 4) правом осуществления выемки документов и предметов у налогоплательщика в отнош-и которых производится проверка.

6. Таможенные пошлины и сборы:

ТП взимаются на основании таможенного кодекса РФ и закон РФ от 1993 г. « О таможенным тарифе».ТП подраз-ся на: ввозные, вывозные. Объектом налогообложения ТП налогами яв-ся товары, перещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления ТП, налогов яв-ся таможенная стоимость , искл-я составную стоим-ть товаров, которые оцениваются в натур. Выражении.

В соотв-и с порядком определ-я тамож-й стоимости установ. Правит-ом РФ существуют 6 методов определения тамлж-й стоимости: 1) по цене сделки с ввозимими товарами; 2)по цене сделки с единтичными товарами; 3) по цене сделки с однородными товарами; 4) метод вычитания стоимости; 5) метод сложения стоимости; 6) резервный метод. Таможенные органы могут усомниться в достоверности, рассчитанной налогоплат-м таможенной стоимости, в этих случаях необ-мо представить документы, подтверждающую её реальную таможенную стоимость( контракт,счет-инвойс, ТТН с учетом специфики перемещения груза, по требованию документы на страх-е груза и т.д.) Ставки ТП: бывают 3 видов:1) ставки в % от тамож. Стоимости(адвалорные); 2) специф-е (твердые)-ставки в фиксирован-й сумме на ед. веса или объема товара.; 3)комбинированные ставки- сочетают в себе элементы первых 2-х видов. Ставки ввозных пошлин определ-т прав-ва РФ.Базовые ставки примен-ся в отнош-и товаров, происх-х из стран, с которыми Россия заключила режим наиболее благоприят-х наций. В отнош-и стран, с которыми не заключен такой режим, то примен-ся повышенные ставки, увелич-е в 2 раза. Если товар ввозится из развив-ся стран, то ставка пошлины корректир-ся на ¾. В соот-и с ТКРФ, участник ВЭ сделки должен самост-но классиф-ть ввозимый товар, присваивается код ТН ВЭД (код товар-й номенкл-ры ВЭД). На основании кода устанавл-ся ставка пошлины.Пошлину можно уплатить в любой иностр. Валюте. В руб. произ-ся на курс ЦБ на день подачи грузовой тамож. декларации. От уплаты ТП освобожд-ся: -трансорт. Ср-ва, осущ-е международные перевозки груза, багажа, пассажиров;-рос. И иностр. Валюта РФ; - товары, подлежащие обращ-ю в собст-ть гос-ва(конфискат);- учеб. Пособия для лечебных и учеб. Учреждений; -товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи и ввозимые в качестве вклада в устав. капитал иностр. учредителями. В бухучете начис-е ТП вывозимых ДТ 90 КТ 68.

К таможенным сборам отн-ся: 1) тамож. сборы за тамож. оформление-при декларировании товаров; 2) тмож. Сборы за тамож. сопровождение- при сопровождении транспорт-х ср-в; 3) тамож.сборы за хранение- при хранении. Сборы исчисля-ся лицами, ответ-ми за их уплату, самостоят-но, а также тамож-м органонами при выставлении требований по уплате тамож. платежей. Плат-ми ТС яв-ся декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность уплачивать ТС. Правит-вом РФ могут опред-ся случаи освобожд-я от уплаты сборов за таможенное сопровождение.Ставки за тамож-е оформление устанав-ся прав-ом РФ. Их размер огранич-ся приблизительно стоимостью оказанных услуг, но не более 100 тыс.руб.

Косвенное налогообложение.

Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество. Косвенные налоги – взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины. Несмотря на значительные преимущества прямых налогов, полная замена ими косвенных налогов представляется нереальной даже в условиях экономики благосостояния, не говоря уже о слаборазвитых странах. Для достижения известного в экономической теории оптимума по Парето в налогообложении должно выполняться условие, когда пределы использования регрессивных по своей сути косвенных налогов в обществе будут ограничены рамками прогрессивного прямого налогообложения. Но при этом следует иметь в виду, что излишняя прогрессивность прямого налогообложения также недопустима. Только в этом случае можно говорить об экономике благосостояния и о социальном равенстве. Соотношение между двумя группами налогов в конкретный исторический момент и в конкретной стране будет зависеть от экономических, национальных и территориальных особенностей развития государства. Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги. Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства (например, налог с продаж). Фискальная монополия – специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства. Государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления – табак, спички, соль и т.п. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида, при частичной – монополизирует или только производство, или только реализацию какого-то товара. Государственная фискальная монополия считается тяжелым косвенным налогом, поскольку в результате ее применения происходит удорожание товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В настоящее время в Российской Федерации этот вид косвенного налогообложения не применяется. Таможенные пошлины – косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности. НДС, акцизы и таможенные пошлины входят в состав федеральных налогов. Федеральные налоги – основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами РФ в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ

Наши рекомендации