Внутренняя среда предприятия
Предприятие как основное звено экономики. Порядок создания нового предприятия. Предпринимательская деятельность предприятия.
Экономика предприятия изучает объективные экономические законы и закономерности ведения хозяйственной деятельности, формы методы и правила национального использования ресурсов предприятия с целью создания и распределения материальных и духовных благ.
Основным звеном развития экономики является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.
Предприятие— это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Цель создания предприятия:
· Удовлетворение общественных потребностей
· Получение прибыли
Предпринимательство – деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей, в целях получения прибыли.
Черты предпринимательства:
· Самостоятельность и независимость (в рамках правовых норм)
· Хозяйственный риск и ответственность
· Экономическая заинтересованность
К основным этапам создания предприятия относят:
1) определение состава учредителей и разработка учредительных документов;
2) заключение учредителями договора о создании и деятельности предприятия;
3) утверждение устава предприятия и оформление протокола № 1 собрания учредителей общества;
4) открытие временного счета в банке;
5) регистрация предприятия;
6) передача сведений о предприятии для включения в государственный реестр;
7) внесение участниками предприятия полностью своих вкладов в банк;
8) открытие постоянного расчетного счета в банке;
9) регистрация предприятия в отделении налоговой инспекции;
10) получение разрешения и изготовление круглой печати и углового штампа.
Черты юр. Лиц:
· Имеют обособленное имущество, собственность.
· Отвечают имуществом по своим обязательствам. Могут от своего имени приобретать имущественные прав, и нести обязательства. Имеют обособленный баланс или смету. Могут быть истцом и ответчиком в суде.
Важнейшие проблемы, которые предстоит решить любому предпринимателю: найти свою хозяйственную нишу, выбрать форму предпринимательства, сформировать производственную базу и привлечь финансовые средства.
Важным средством контроля в рыночной системе служит конкуренция. Конкуренция заставляет предприятия надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей, применять при этом наиболее эффективные технику и технологию,
современные методы организации производства и труда и в итоге понижать цены до уровня, соответствующего издержкам производства.
Элементами процесса предпринимательства служат: определение и оценка возможностей бизнеса, разработка бизнес-плана, определение потребности в ресурсах, управление предприятием.
Виды и формы предпринимательской деятельности.
По назначению:
· Производственная
· Коммерческое (торговые предприятия, товарные биржи)
· Финансовое (банковское дело, страховое дело, лизинг, фондовые биржи)
· Консультативное (консалтинговые фирмы, аудит)
По формам собственности
· Частные
· Государственными
· Муниципальными
· Находиться в собственности объединений
По числу собственников
· Частные
· Индивидуальные
· Коллективные
По организационно-правовым формам
· Товарищества
· Общества
· Кооперативы
· Унитарные
· ИП
Организационно-экономическая
· Концерны
· Консорциумы
· Ассоциации
· Картели
· Синдикаты
· Трест
· Финансово Промышленные Группы
· Холдинг
Внутренняя среда предприятия.
Внутренняя среда предпринимательского предприятия тесно связана с его внешней средой. Она в значительной степени зависит от внешней среды данного предприятия, а также от его целей и задач.
Факторы:
· Производственно-технические факторы включают всю совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов, полуфабрикатов, технологии производства продукции.
· Социальные - сюда входит весь сложный комплекс отношений между людьми, работающими на предприятии.
· Экономическая составляющая представляет собой совокупность экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности предприятия.
· Информационная составляющая — совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием.
· Маркетинг предусматривает обеспечение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы сбыта. Маркетинг предполагает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях увеличения рыночной доли предприятия и повышения рентабельности продаж.
· Деловые отношения и поведение сотрудников
· Организационные факторы – это совокупность бизнес процессов на предприятии
· Научно-инновационные факторы – зависят от состояния НТП в стране
· Финансовые факторы – включают совокупность мероприятий по управлению финансовыми активами предприятий (учетная политика, уровень финансового планирования, уровень управления денежными потоками, платежеспособность, финансовая ликвидность)
· Коммерческие факторы – работ с контрагентами (поставщики, подрядчики, покупатели).