Причины и предпосылки таможенной реформы царя Алексея Михайловича.

Причины и предпосылки таможенной реформы царя Алексея Михайловича.

Новоторговый устав 1667 г.

Причины и предпосылки таможенной реформы царя Алексея Михайловича.

В середине XVII в. в таможенном деле России назрели серьезные перемены. Прежде всего, кардинальное обновление таможенного законодательства было обусловлено вовлечением страны в процесс становления национального рынка и домогательствами купцов, дворян и крупных монастырей. Необходимость таможенной реформы вызывалась также нараставшей самодержавно-бюрократической тенденцией, фискальной заинтересованностью государства, вынужденного изыскивать средства на свое содержание.

Дальнейшее сохранение неразберихи и произвола в таможенном деле вступало в непримиримое противоречие с задачами централизации государственного управления.

Местные особенности в правилах таможенного обложения (виды платежей, способы их взимания и др.), привилегии частных лиц, злоупотребления, произвольные поборы со стороны воевод разоряли купцов, затрудняли торговые связи между областями единого государства.

К решительной перемене в области таможенно-правовых отношений вел и сам процесс развития нормативно-законодательной базы таможенного дела.

25 октября 1653 г. царем Алексеем Михайловичем был подписан указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров», который ознаменовал начало таможенной реформы, завершившейся принятием Новоторгового устава 1667 г.

Указ 1653 года заменял прежние многочисленные сборы единой рублевой пошлиной. Указ устанавливал равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой таможенной пошлиной. Частично были упразднены проезжие сборы. В основу расчета пошлины была положена продажная цена товара — это означало, что фактически государство забирает часть прибыли торговца, и тот должен переложить эти расходы на покупателя. Размер пошлины составляла 5% от цены товара. Простой подсчет показывает, что пошлина значительно превышала имевшиеся ранее торговые пошлины, что по замыслу составителей документа, должно было компенсировать казне потери от отмены большинства других пошлин.

Несколько по-иному собиралась пошлина, если купец покупал товар в одном месте страны, а продавал его в другом. В этом случае пошлина фактически делилась на две части. Первая — пошлина с денег, на которые покупаются товары для последующей продажи, взималась 2,5% от общей суммы покупки. После уплаты пошлины купцу выдавалась «выпись». Продажа таких же товаров в другом городе, селе, местности оплачивалась в размере 2,5%. В этом случае общая уплаченная сумма составляла 5% от стоимости товара и была равна обыкновенной торговой пошлине. Перекупщик ставился здесь в равные условия с купцом. Это был единственный случай взимания пошлины с покупателя, который покупает товар не с целью использовать его, а продать.

Положение Указа упрощало и упорядочивало уплату торговых пошлин. С этих пор рублевая пошлина стала единственной.

Мелкие проезжие пошлины отменялись (такие, как — посаженное, полозовое, головщина и т.д.).

Пошлины взимались и с местных жителей и с приезжих в одинаковом размере. Это уравнивало исходные возможности конкурирующих на рынке продавцов и устраняло препятствия, вызванные дифференциацией пошлин.

Указом определялась ответственность плательщиков таможенных пошлин за укрытие товаров, а также содержались положения об обязанностях таможенников. За нарушение установленных Указом требований, предусматривались санкции к нарушителям.

Правительство стремилось выявить сокрытия таможенных платежей, используя для этого самые жестокие способы. Для определения факта утаивания товара таможенным чиновникам было дано право обыска. Вводилось и такое новшество, как выписи о количестве и наименовании товаров, провозимых через таможню в Москву из городов или из Москвы в города. На выписях ставили таможенные печати.

В Указе нашла отражение политика, проводимая по отношению к иностранным купцам. Правительство, допуская к торговле иностранцев, стремилось не допускать утечку богатств за рубеж на не выгодных для государства условиях.

Иностранные купцы обязаны были оплачивать с продажи привозных товаров 6%-ю пошлину от цены товара во всех русских городах, кроме северного порта.

Одновременно предусматривались проезжие пошлины, которые взимались с иностранцев, привозивших свои товары в Москву и во внутренние города или отпускавших русские товары за границу. Ставка проезжей пошлины была определена в 2%. Льготные таможенные пошлины устанавливались для купцов Греции и Персии (всего 1 %).

Те же иностранцы, которые привозили в Архангельск из Москвы и других внутренних городов русские товары с целью вывоза из страны, обязаны были платить экспортную пошлину по 2—1,5% с цены.

Особые пошлины вводились на соль, пушнину и другие товары. На соль устанавливалась 10%-ная таможенная пошлина. С соболей, с мягкой рухляди и рыбы также устанавливалась рублевая пошлина, т.е. с цены товара. Упорядочивались и пошлины за хранение товаров.

Наши рекомендации