Тема 4. Государственные финансы России в 18 в
План:
1. Финансовая политика Петра I.
2. Реформа налоговой системы при Петре I.
3. Развитие внешней торговли.
4. Развитие финансовых отношений во второй половине 18 века.
1. Финансовая политика Петра I.
Основную статью доходов государственного бюджета составляли прямые налоги с населения —до 55,5% в 1724 году. Кроме того, как и в XVII веке, большую роль играли косвенные налоги и система откупов на продажу монопольных товаров, а также откупы на строительство мельниц, мостов и т.д. Получили распространение различные натуральные повинности, такие как рекрутская, постойная (квартирная) и подводная, в соответствии с которыми крестьяне должны были обеспечивать войсковые части, вставшие на постой, продовольствием и фуражным зерном. Государственные крестьяне также были обязаны выполнять разного рода работы в пользу государства: перевозить почту и выделять подводы для извоза, принимать участие в строительстве каналов, гаваней, дорог.
Особую роль в пополнении доходов казны играли манипуляции с мелкими медными монетами. Так, например, рыночная цена одного пуда меди равнялась 7 руб., но из этой массы в начале XVIII века чеканилось медных денег на 12 руб., а к 1718 году — на 40 руб. Громадная разница между рыночной ценой меди и номиналом медной монеты приводила к их бесконечным нелегальным подделкам — «воровским деньгам», росту цен и обесценению денег, обнищанию населения.
Основную статью бюджета составляли военные расходы[1]. Так, например, военные походы Петра I поглощали примерно 80—85% всех доходов России, а в 1705 году они обошлись в 96%. В период петровских реформ систематически возрастали расходы на государственный аппарат, на строительство Петербурга и дворцов вокруг него, на различные торжественные мероприятия по случаю военных побед — «викторий», пышные празднества и пр. Постоянно растущий бюджетный дефицит в XVIII веке стал все чаще покрываться за счет инфляции, а также государственных займов, особенно после кончины Петра I.
К 1710 году государственный дефицит бюджета страны составил 500 тыс. рублей – сумма, равная седьмой части доходов государства.
Для упорядочения и строгой централизации финансовой системы в 1719—1721 годах были созданы высшие государственные органы: Камер-коллегия — для управления доходами страны, Штате-коллегия — для управления расходами, Ревизион-коллегия — для контроля за финансовой системой в целом. Все это было сделано в противовес прежней системе, когда каждый приказ имел свои источники доходов.
В 1704 году Петр I начал денежную реформу. Стали выпускать серебряные рублевые монеты, или просто рубли, которые до Петра оставались лишь условной счетной единицей (рубля как монеты не существовало). За весовую единицу рубля был принят серебряный талер, хотя содержание серебра в рубле было меньше, чем в талере. На рубле был выбит портрет Петра I, двуглавый орел, год выпуска и надпись: «Царь Петр Алексеевич».
В основу новой денежной системы был положен очень простой и рациональный десятичный принцип: 1 рубль = 10 гривенников = 100 коп. Кстати, к такой системе многие западные страны пришли гораздо позже. Были выпущены полтинники — 50 коп., полуполтинники — 25 коп., пятаки — 5 коп. Позже к ним добавился алтын — 3 коп. и пятиалтынный — 15 коп. Чеканка монет стала строгой и безусловной монополией государства, был объявлен запрет на вывоз драгоценных металлов за рубеж. В этот же период увенчались успехом поиски отечественных месторождений серебра в Забайкалье, в районе Нерчинска. Укреплению денежной системы способствовало также увеличение экспорта и положительное внешнеторговое сальдо.
При Петре I выпускались и золотые монеты: цесарские рубли и червонцы. Первые из них часто использовались в качестве военной награды низшим чинам — солдатам, при этом рубль вешался, как медаль, на шею. Червонцы же в основном обслуживали внешнеторговый оборот и внутри страны хождения почти не имели.
Первоначально петровский рубль был достаточно полноценным и равнялся 8'/3 золотника чистого серебра (1 золотник = 4,3 г). Позже, в результате негативных экономических изменений в стране рубль постепенно «худел», сначала до 55/6, а потом — до 4 золотников.
2. Реформа налоговой системы при Петре I.
Северная война со Швецией, южные походы к Азовскому морю, строительство флота, мануфактур, каналов, городов постоянно требовали огромных государственных расходов. Бюджет России находился в критическом состоянии. Была поставлена задача по изысканию все новых налоговых поступлений. Специально уполномоченные люди — прибыльщики, в обязанности которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», — направлялись на поиски новых объектов налогообложения. Начиная с 1704 года один за другим устанавливался бесконечный ряд новых налогов: мельничный, пчелиный, погребной, банный, трубный — с печей, хомутейный, шапочный, сапожный, ледокольный, водопойный, с раскольников, извозчиков, постоялых дворов, с бороды, продажи съестного, точения ножей и другие «мелочные всякие сборы»[2].
К новым налогам добавлялись казенные монополии. В число монопольных товаров, помимо смолы, поташа, ревеня, клея, добавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало, дубовые гробы. Рыбная ловля становилась объектом откупа, вино продавалось только в казенных кабаках.
Главные доходы поступали от прямых налогов, которыми облагались только «подлые» сословия. В конце правления Петра многие мелочные сборы были отменены. А для увеличения государственных доходов вместо подворного обложения, существовавшего с 1679 года, в 1718—1724 годах была введена подушная подать с ревизской души, которая выплачивалась не только с работоспособного мужчины, но и с мальчиков, стариков, и даже умерших, но все еще числившихся в ревизских списках. Помещичьи крестьяне платили в год в пользу казны 74 коп. да плюс еще дополнительно 40—50 коп. своему помещику, а государственные крестьяне платили в год 1 руб. коп. только в казну.
Для более точного учета по стране стали проводить переписи мужского населения через каждые 20 лет[3]. По итогам переписей составлялись ревизские сказки (списки). В ходе переписи увеличилось количество крепостных, так как к этой категории были приравнены и бывшие кабальные холопы, которые раньше получали свободу после смерти своего хозяина.
Кроме того, податью облагались черносошные крестьяне северных районов, пашенные крестьяне Сибири, народы Среднего Поволжья, прежде не платившие налоги, поскольку не были крепостными. К ним добавлялись однодворцы, т.е. бывшие служилые люди (пушкари, стрельцы), ранее освобожденные от налогов. Подушную подать теперь были обязаны платить также и горожане — посадские, мещане. Различные сословия изыскивали всевозможные привилегии, чтобы освободиться от выплаты налогов. Сбор налогов проходил всегда с большим трудом, с огромными недоимками, так как платежеспособность населения была очень низкой. Так, в 1732 году недоимки составили 15 млн руб., что в два раза превышало сумму доходов.
3. Развитие внешней торговли.
Обязательным элементом меркантилизма является установление жестких таможенных барьеров для защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Так, в 1724 году был установлен таможенный тариф, по которому на ввоз таких иностранных товаров, как железо, парусина, шелковые ткани устанавливалась пошлина до 75% их стоимости, чтобы стимулировать их производство у себя в стране. До 50% устанавливалась пошлина на голландское полотно, бархат, серебро и другие товары, до 25% — на те товары, которые производились в России в недостаточном количестве: шерстяные ткани, писчая бумага, до 10% — на медную посуду, оконное стекло и т.д.
Высокими экспортными пошлинами облагалось сырье, необходимое для отечественных предпринимателей, чтобы оно не уходило за пределы страны. Государство держало в основном всю внешнюю торговлю в своих руках через монопольные торговые компании и откупы. Основной валютой, используемой во внешнем обороте, по-прежнему оставался серебряный талер (ефимок).
4. Развитие финансовых отношений во второй половине 18 века.
В течение XVIII века для упорядочения сбора платежей с крепостных крестьян и распределения повинностей в помещичьих хозяйствах была введена новая хозяйственно-податная и рабочая единица — крестьянское тягло. Теперь все взрослое и трудоспособное крепостное население, особенно состоящее на барщине, делилось на определенное число тягол.
По инициативе советника Елизаветы Петровны П.И. Шувалова были отменены внутренние пошлины и многочисленные мелочные сборы. Некоторые потери от этого шага компенсировались повышением сборов от внешнеторговых сделок с 5 до 13 коп. с 1 руб. оборота. К тому же вывозились главным образом сырые продукты, за которые платили пошлины иностранные потребители, а ввозились предметы роскоши, покупаемые в основном богатыми людьми. Эти мероприятия оживили внутреннюю торговлю и покончили с остатками средневековой раздробленности в России.
Правительство по-прежнему, как и в петровские времена, придерживалось политики протекционизма. В 1757 году были установлены новые импортные таможенные пошлины в размере от 40 до 100% стоимости ввозимого товара. В соответствии с новым протекционистским тарифом 1767 года был полностью запрещен импорт тех товаров, которые производились или могли быть произведены внутри России. Очень высокими пошлинами — от 100 до 200% — облагались предметы роскоши, вина, зеркала, писчая бумага, игрушки и др. товары. Однако на сырье, необходимое для отечественного производства, устанавливались не столь высокие пошлины, например на хлопок-сырец, красители для текстильной промышленности — примерно 6%. Экспортные пошлины в среднем составляли 10—23% стоимости вывозимой продукции.
В период правления Екатерины II (система финансового управления продолжала совершенствоваться. В годы царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о сборе налогов: 7 ноября 1775 г. – «Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел». 24 октября 1780 г. – «Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов». В следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая – расходами, третья – ревизией счетов, четвертая – взыскиванием недоимок, недоборов и начетов. Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась. В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы.
На протяжении всего XVIII века российский государственный бюджет испытывал постоянное напряжение из-за бесконечных военных походов, увеличения государственного аппарата, непомерного расточительства членов императорской фамилии. Налоги, как правило, собирались с огромными недоимками, тем более что дворяне практически не платили налогов. Дальнейшее усиление налогового бремени было невозможно, и тогда во второй половине XVIII века государство решилось на выпуск бумажных денег как на один из источников покрытия бюджетного дефицита.
Вопрос о выпуске бумажных денег обсуждался еще при императрице Елизавете Петровне, но она все же удержалась от такого шага, считая, что великой России не пристало иметь «худые» (неполноценные) деньги. Екатерина II в первые же годы своего правления постановила перейти к выпуску бумажных денег — ассигнаций. Первоначально с 1766 года два банка в Москве и Петербурге получили право выпускать ассигнации только в обмен на сдаваемые металлические деньги. В первые годы ассигнации свободно обменивались обратно на монеты. Но с 1769 года эти два банка были соединены в один, Ассигнационный, который уже выпускал деньги без всяких депозитных операций.
В оборот вошли купюры с очень высоким для того времени номиналом в 25, 50, 75 и 100 руб. За годы правления Екатерины II было выпущено ассигнаций на огромную сумму в 157 млн руб. К 1786 году свободный обмен ассигнаций на серебряные деньги прекратился, вследствие чего их ценность стала неуклонно падать, и к концу века курс бумажного рубля упал до 68 коп., т.е. рубль обесценился на треть. Все это привело к нестабильности денежного обращения, которая сохранялась до 1840-х годов. Долгие годы в стране существовала практика расчетов в торговле одновременно в ассигнациях и серебре.
Другим достаточно новым источником пополнения казны стали государственные займы. Впервые внешний заем был получен в 1769 году в Амстердаме на сумму 7,5 млн гульденов. Кредиторами России стали также генуэзские банкиры, выдав заем на 1 млн пиастров. К концу столетия внешний долг России составлял 41,1 млн руб. Общий государственный долг, включая откупы, выпуск бумажныхденег и пр., составлял 216 млн руб.
В середине XVIII века в России возникли первые банки. В отличие от Западной Европы, где банки создавались частными лицами (купцами, ростовщиками), в нашей стране эти организации учреждались правительством, идо 1860—1870-х годов вообще запрещалось создавать частные банки. В 1754 году был создан Банк для дворянства, преобразованный в 1786 году в Государственный заемный банк. Его основной функцией было предоставление займов помещикам в соответствии с количеством крепостных душ под очень льготные проценты на длительный срок. Такая практика продолжалась вплоть до реформы 1861 года.
В 1754 году также был создан «Банк для поправления коммерции» («Купеческий банк»), который давал краткосрочные ссуды под залог материальных ценностей, предназначенных к вывозу из Петербургского порта. Но деятельность этого банка была малоуспешной, и в 1770 году он был ликвидирован. В 1770-х годах была сделана попытка учредить в Москве и Петербурге ссудные и сохранные казны (1772), а также приказы общественного призрения (1775). Эти организации осуществляли операции по кредитованию помещиков в залог под движимое и недвижимое имущество. Существовал еще Медный банк, который выдавал купечеству ссуды медными деньгами.
Но следует сказать, что вся эта система была малоподвижной, неэффективной, она лишь отвлекала громадные средства от производительного применения и тормозила экономическое развитие страны. Почти без особых изменений она просуществовала до 1870-х годов.
Темы докладов:
1. Развитие финансов в предпетровской России.
2. Экономическое развитие России во второй половине 17 в.
3. Развитие экономики при Петре I.
4. Реформы системы управления, проведенные Петром I.
5. Развитие и проблемы внутренней и внешней торговли.
6. Налоги, введенные Петром I.
7. Политические реформы II половины 18 века.
8. Деятельность Казенных палат при Екатерине II.
[1] О размерах военных расходов можно судить по такому факту: в самом начале XVIII века, когда в Европе образовалась антишведская коалиция в составе России, Польши, Дании и ряда германских княжеств, Петр I обязался выплачивать 150 тыс. руб. в качестве ежегодной субсидии польскому королю Августу II только за то, чтобы тот продолжал поддерживать союз и участвовал в военных действиях против Швеции.
[2] Наиболее курьезным был налог с бороды, которая оценивалась посословно: дворянская и приказная — в 60 рублей, первостатейная купеческая — в 100 рублей, рядовая торговая — в 60 рублей, холопья — в 30 рублей и т.д. Крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде в город и выезде из него платил 1 копейку.
[3] Первая такая перепись была проведена в 1718 году, но ее итоги показались неудовлетворительными для правительства, и в 1720 году перепись провели снова, поэтому данные сведения назвали «ревизия». Позже это название переписей сохранилось до 1858 года, когда была проведена последняя (десятая) ревизия в стране.