Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности.
Инвестиционная деятельность предприятия – вложение инвестиций, т. е. инвестирование и совокупность практических действий по реализации инвестиций. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений: затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий.
Объектами инвестиционной деятельности являются инвестиции. Субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины и иностранных государств, а также государства.
Инвесторы – это субъекты инвестиционной деятельности, которые принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных средств в объекты инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также исполнять функции любого участника инвестиционной деятельности.
Для достижения более высокой эффективности вложений руководство предприятия обязано учитывать базовые принципы инвестирования.
1. Принцип предельной эффективности инвестирования.
2. Принцип «замазки».
3. Принцип адаптационных издержек.
4. Принцип мультипликатора (множителя).
5. Q-принцип – определение зависимости между оценкой актива на фондовой бирже и его реальной восстановительной стоимостью. Путем следования данному принципу выгодность инвестирования привязывается к соотношению между ценой спроса и ценой предложения.
Порядок и методика составления плана инвестиций.
При переходе к рыночным отношениям особое значение стало придаваться бизнес-планам.
Бизнес-план — документ, в котором анализируются возможности для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации и дается четкое представление о том, каким образом менеджмент данного предприятия намерен использовать эти возможности.
Толчком к созданию нового предприятия или расширению (реконструкции) существующего могут послужить: новый продукт, услуга, технология; внедрение мероприятий, позволяющих сделать услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшить какие-либо другие потребительские свойства; незаполненная рыночная ниша, район, где отсутствует какой-либо вид обслуживания или не полностью удовлетворен спрос; освоение других видов деятельности.
Процесс планирования бизнеса – это также самооценивающая деятельность, имеющая существенное значение для компании. Она должна осуществляться на регулярной основе, даже вне зависимости от воздействия, такого привлекательного фактора как возможное дополнительное финансирование. Самооценка компании, к примеру, может быть представлена в совокупности с финансовым бюджетом последующего года.
Цели компании могут уточняться в результате периодической ее оценки. Это позволяет лучше понять стратегию и тактику их достижения. Реалистичные и конкретные цели необходимо устанавливать по всем функциям управления бизнесом, основываясь на анализе отрасли, рынка и компании.
Перед составлением бизнес-плана для нового проекта рекомендуется, в первую очередь, обеспечить предварительную возможность его изучения. Необходим ли он? Если да, то должны быть сделаны определенные дополнительные исследования по изучению проекта. В последующем, после установления целей компании, составляется стратегический план, включающий постановку задач для всех функций управления бизнесом. Этот план координирует функции управления, связывая воедино плановые показатели и исходную информацию.
Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка и технико-экономического исследования различных альтернатив развития предприятия и выбор лучших из них.
На основе проведенного анализа и исследований формируется стратегия производства и сбыта продукции. Для принятия решения необходимо иметь достоверную и достаточную информацию. В связи с этим повышается роль прогнозов, требуются расширение системы и совершенствование методов прогнозирования, применяемых в практике, с целью повышения точности прогнозных расчетов и реальности проекта.
Прогнозирование будущего развития предприятия – самый значительный и сложный этап подготовки бизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов будущего изменения рынка, издержек, цен, прибыли определяются рамки проекта и требуемые ресурсы.
При прогнозировании показателей бизнес-плана целесообразно использовать систему методов: экспертные оценки, факторные модели, методы оптимизации, нормативный метод.
Особое значение должно придаваться прогнозированию спроса на продукцию (услуги), издержек производства, цен и прибыли. Необходимо проводить исследования внутреннего и мирового рынков, осуществлять анализ эластичности спроса.
Для разработки бизнес-планов рекомендуется применять пакеты программ. В мировой практике наибольшее распространение получила методология по технико-экономическим исследованиям и обоснованию инвестиционных проектов, разработанная специалистами Организации по промышленному развитию при ООН. Широко применяются программные продукты COMFAR, PROJEKT EXPERT и др. Эти программы позволяют выполнить полный расчет эффективности проекта. Их методология базируется на принципах расчета движения денежной наличности.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Э.А. Афитов. - 2-е изд. - Минск: Выш. шк., 2006. - 301 с.
2. Бизнес-планирование: учебник / под ред. В.М. Попова и СИ. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 816 с.
3. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 415 с.
4. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: учебник / В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. - М.: Высшее образование, 2009. - 634 с.
5. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учебник / А.И. Ильин. - Минск: Новое знание, 2006. - 667 с.
6. Планирование на предприятии: практикум / авт-сост. Н.Н. Сухотская. - Гомель: ГФ МИТСО, 2006. - 125 с.
7. Радиевский, М.В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие / М.В. Радиевский. - Минск: ООО «Белпринт», 2003. - 314 с.
8. Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г.З. Суша. - М.: Новое знание, 2006. - 512 с.
Дополнительная литература
9. Абрютина, М.С. Экономика предприятия: учебник / М.С. Абрютина. - М.: Дело и сервис, 2004. - 526 с.
10. Анискин, Ю.П. Планирование и контроллинг / Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2003. - 280 с.
11. Бабич, Т.Н. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Т.Н. Бабич. - М.: Кнорус, 2005. - 336 с.
12. Баев, И.А. Экономика предприятия: учеб. для вузов. -4-е изд. / И.А. Баев; под ред. акад. В.М. Семенова. - СПб.: Питер, 2005. - 384 с.
13. Бланк, И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк. - Киев: Ника-Центр, 2008. - 752 с.
14. Бланк, И.А. Финансовая стратегия / И.А. Бланк. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2009. - 711 с.
15. Бородушко, И.В. Стратегическое планирование и контроллинг / И.В. Бородушко. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.
16. Выварец, А.Д. Экономика предприятия: учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии» / А.Д. Выварец. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 543с.
17. Головачев, А.С. Экономика предприятия: В 2 кн. Кн.1. -Минск: Изд-во МИУ, 2006. - 364 с.
18. Грузинов, В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): учеб. для вузов. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 795 с.
19. Единые тарифные (квалификационные) справочники.
20. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2008. - 453 с.
21. Закон Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы».
22. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: Утверждена Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6.
23. Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности: Утверждена Постановлением Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 8 мая 2008 г. №79/99/50.
24. Инструкция по оценке эффективности использования результатов исследований и разработок в промышленности: Утверждена ГКНТ И НАН Беларуси 22 декабря 2004 г. №8/3.
25. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей /Р.С. Каплан, Д.П. Нортан. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М.: ЗАО «Олимп - бизнес», 2006. - 294 с.
26. Королько, А.А. Современная экономика предприятия: учеб.-метод. пособие / А.А. Королько. - М.: ЗАО «Веды», 2003. - 527 с.
27. Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие / В.И. Кудашов. - Минск: БИТУ, 2004. - 322 с.
28. Кудашов, В.И. Управление интеллектуальной собственностью: учеб.-метод. комплекс / В.И. Кудашов. - Минск: Изд-во МИУ, 2006. - 200 с.
29. Методические рекомендации по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь. Мн., 2004
30. О внесении изменений и дополнений в основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) / Постановление Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30 декабря 2003 г. // НРПА. №20. 2004 г.
31. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): с изменениями и дополнениями // НЭГ, 2000, №42
32. Отраслевые рекомендации по разработке бизнес-планов организаций Министерства промышленности Республики Беларусь: Мн., 2002.