Принципы оперативно-розыскной деятельности
Под принципами какой-либо деятельности понимаются основополагающие руководящие начала, на которых она строится и формируется в виде определенных правил. Применительно к оперативно-розыскной деятельности — это важнейшие правила по организации и ведению борьбы с преступностью преимущественно негласными средствами и методами.
Закон (ст. 3) определяет следующие основополагающие принципы оперативно-розыскной деятельности: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств.
Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах. Они традиционно относятся к общеправовым принципам, характерным для всех отраслей права. Их закрепление в рассматриваемом Законе обусловлено рядом обстоятельств, к главным из которых можно отнести: специфичность правовых основ ОРД, до недавнего времени регламентировавшейся только закрытыми подзаконными и ведомственными нормативными актами, и собственно сущность ОРД, предполагающую некоторые ограничения конституционных прав и свобод граждан, попавших в сферу внимания оперативных аппаратов.
Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам с рядом других, которые рассматриваются в специальной литературе ограниченного использования.
Принцип законности в оперативно-розыскной деятельности имеет исключительно важное значение, так как эта деятельность осуществляется преимущественно негласно, часто вторгается в сферу охраняемых законом прав и свобод граждан.
Соблюдение данного принципа следует понимать как безусловное и точное исполнение должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих общественные отношения в этой деятельности.
Гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности является парламентский контроль за ее осуществлен нем, заключающийся в том, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны представлять соответствующим комитетам информацию независимо от степени ее секретности, за исключением сведений о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие этим органам. Помимо этого надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, а руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за законность при проведении и организации оперативно-розыскных мероприятий.
Законодатель предусмотрел и впервые разрешил проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, оговорив для них особые условия их проведения — на основании судебного решения и при наличии информации:
о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
о лицах подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение;
в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Положения второго принципа оперативно-розыскной деятельности -уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, вытекают из первого. Закон предписывает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не проводить оперативно-розыскные мероприятия для достижения целей и задач, им не предусмотренных.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор или судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законодательством РФ. На органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, возложена также обязанность в инициативном порядке принимать в соответствии со своей компетенцией все необходимые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства.
Материалы оперативной проверки и факт заведения дела оперативного учета являются основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина. Отдельные положения рассматриваемого принципа нашли свое отражение и в других статьях Закона. В частности разъяснению действия данного принципа посвящена ст. 5 Закона.
«Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.
Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:
проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо партии, общественного или религиозного объединения;
принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».
(«Статья 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности.» )
Обратим внимание на отдельные, наиболее важные, на наш взгляд, ее положения. Так, в ч. 2 комментируемой статьи конкретизировано закрепленное в ст. 46 Конституции РФ право граждан на обжалование действий органов государственной власти и должностных лиц.
Право на обжалование действий органов, осуществляющих ОРД, в первую очередь, Распространяется на случаи нарушения основных конституционных прав и свобод граждан: на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), наличную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и других, предусмотренных в главе 2 Конституции РФ. Кроме того, могут обжаловаться случаи нарушения ряда специфических прав, которыми наделяются граждане, оказывающие содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе.
Действия должностных лиц, осуществляющих ОРД, в соответствии с ч. 2 ст. 5 могут быть обжалованы в три инстанции: вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Гражданин вправе сам выбирать инстанцию для обжалования действий, которые, по его мнению, привели к нарушению его прав и свобод.
Для обращения с жалобой в суд законом (ч. 2 ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в редакции Федерального закона от 14 декабря 95 г.) устанавливаются следующие сроки:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ.
Порядок и сроки рассмотрения жалобы гражданина в прокуратуру определяются Федеральным законом « О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 17 ноября 1995 г.).
Жалоба в суд или прокуратуру подается по месту жительства заявителя или по месту нахождения органа, на который подается жалоба.
Части 3, 4, 5 ст. 5 Закона регламентируют порядок доступа граждан к сведениям, собранным в процессе проводившейся в отношении них оперативно-розыскной деятельности. Эта норма гарантирует предусмотренное ст. 24 Конституции РФ право граждан на неприкосновенность частной жизни. Согласно Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, (ст. 140 УК РФ «Отказ в представлении гражданину информации»).
Право на ознакомление с результатами оперативно-розыскной деятельности возникает у лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. не подтверждена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда. Комментируемая статья, раскрывая и конкретизируя понятие «лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана», имеет в
виду случаи, когда в возбуждении уголовного дела отказано л ибо оно прекращено за отсутствием события или состава преступления (п. 1, 2 ст. 5 УПК РСФСР).
Представляется, что аналогичное право возникает и у лица, в отношении которого уголовное дело прекращено при недоказанности его участия в совершении преступления ( п. 2 ст. 208 УПК РСФСР). К решениям, реабилитирующим гражданина, следует отнести и постановление судом оправдательного приговора по одному из названных оснований.
Право на ознакомление с оперативно-розыскными сведениями не возникает при частичном прекращении уголовного дела либо при оправдании подсудимого не по всем вмененным составам преступления.
Законодатель называет два условия, при которых реабилитированный может потребовать от органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации: он должен располагать фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагать, что при этом были нарушены его права. Указанные положения закона необходимо толковать следующим образом: гражданин не обязан доказывать наличие у него подобных фактов, тем более подтверждать наличие у него подобных фактов, тем более подтверждать чем-либо свой внутренний дискомфорт, вызванный вторжением в его частную жизнь. Следовательно, обязанность предоставить гражданину полученные о нем оперативно-розыскные сведения порождается одним лишь решением о прекращении уголовно-процессуального производства по реабилитирующим основаниям.
Заявление (требование) гражданина о предоставлении касающейся него информации адресуется в орган, непосредственно проводивший оперативно-розыскное мероприятие, либо в вышестоящее подразделение. Реабилитированного могут интересовать сведения о том, где и какие проводились в отношении него оперативно-розыскные мероприятия, а также содержание полученных фактических данных. Государственный орган обязан предоставить информацию в пределах, как говорится в Законе, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.
Закон не содержит предписания знакомить гражданина с оперативно-служебными документами. Интересующая его информация оформляется справкой. В справку включаются те сведения, которые содержатся в делах оперативного учета либо других оперативно-служебных документах. Отказ в ознакомлении с информацией должен быть письменным.
Часть 6 комментируемой статьи, с одной стороны, гарантирует возможность реализации права на ознакомление с материалами, полученными в результате ОРД, предусмотренного в ч. 3 и 4, а с другой - ограничивает сроки хранения информации оперативного характера на лиц, чья виновность не доказана в законном порядке.
Под материалами, полученными в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий (оперативными материалами),следует понимать документы, в которых отражены сведения о признаках противоправного поведения проверяемых лиц (рапорты, справки, акты, сводки наблюдения и т.д.), физические носители информации (кассеты с аудио-, видеозаписями, фотографии, кино- и фотопленки), а также дела оперативного учета, где эти документы и физические носители информации концентрируются и хранятся.
Устанавливая годичный срок хранения оперативных материалов, законодатель не определил момента, с которого его следует считать: со дня проведения ОРМ или со дня принятия процессуального решения о невиновности лица, поскольку между этими двумя датами может лежать весьма продолжительный период. Представляется логичным предположить, что течение срока хранения оперативных материалов должно начинаться с момента реабилитации лица в уголовно-процессуальном порядке, поскольку с этого времени у него появляется право на ознакомление с собранной в отношении его информацией.
Срок хранения оперативных материалов, как указано в ч. 6 комментируемой статьи, может изменяться, если того требуют правосудие или служебные интересы. Эта оговорка предоставляет право органам, осуществляющим ОРД, в ведомственных нормативных актах устанавливать сроки хранения отдельных оперативно-служебных документов и дел оперативного учета, исходя из служебных интересов.
Об уничтожении материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, должен уведомляться судья, давший такое разрешение, а при его отсутствии - председатель судебного органа, и составе которого работал судья. Если в подлежащем уничтожению деле оперативного учета имеется несколько разрешений на проведение различных ОРМ от разных судей, то, по смыслу комментируемой статьи, необходимо уведомлять каждого из них.
Форма уведомления судьи об уничтожении оперативных материалов в Законе об ОРД не оговорена, поэтому, учитывая, что данный акт не имеет юридического значения, можно признать допустимой как устную, так и письменную форму.
В соответствии с требованиями ведомственных инструкций о факте уничтожения секретных оперативных документов составляется акт установленной формы. В нем должна быть сделана запись об уведомлении соответствующего судьи о предстоящем уничтожении.
Из смысла статьи вытекает право судьи продлить срок хранения оперативных материалов, для чего он может дать об этом письменное указание.
Разграничение терминов «права и свободы человека и гражданина» перенесено законодателем из Конституции России, которая рассматривает человека в двух аспектах: как члена гражданского общества и как гражданина своего государства.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимы никакие ограничения их конституционных прав и свобод.
Вместе с тем в контексте рассматриваемого принципа необходимо отметить, что Закон защищает также права и свободы граждан, оказывающих конфиденциальное содействие правоохранительным органам (ст. ст. 17, 18). Так, например, ч. 1 ст. 17 наделяет граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, правом на сохранение конфиденциальности.
Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам».