Принципы оперативно-розыскной деятельности

Под принципами какой-либо деятельности понимаются основопола­гающие руководящие начала, на которых она строится и формируется в виде определенных правил. Применительно к оперативно-розыскной де­ятельности — это важнейшие правила по организации и ведению борьбы с преступностью преимущественно негласными средствами и методами.

Закон (ст. 3) определяет следующие основополагающие принципы опе­ративно-розыскной деятельности: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств.

Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах. Они традиционно относятся к общеправовым принципам, характерным для всех отраслей права. Их зак­репление в рассматриваемом Законе обусловлено рядом обстоятельств, к глав­ным из которых можно отнести: специфичность правовых основ ОРД, до недавнего времени регламентировавшейся только закрытыми подзаконны­ми и ведомственными нормативными актами, и собственно сущность ОРД, предполагающую некоторые ограничения конституционных прав и свобод граждан, попавших в сферу внимания оперативных аппаратов.

Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно отно­сят к специальным (отраслевым) принципам с рядом других, которые рас­сматриваются в специальной литературе ограниченного использования.

Принцип законности в оперативно-розыскной деятельности имеет ис­ключительно важное значение, так как эта деятельность осуществляется преимущественно негласно, часто вторгается в сферу охраняемых зако­ном прав и свобод граждан.

Соблюдение данного принципа следует понимать как безусловное и точное исполнение должностными лицами, осуществляющими оператив­но-розыскную деятельность, законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих общественные отношения в этой деятельности.

Гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятель­ности является парламентский контроль за ее осуществлен нем, заключа­ющийся в том, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную де­ятельность, обязаны представлять соответствующим комитетам инфор­мацию независимо от степени ее секретности, за исключением сведений о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие этим органам. По­мимо этого надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, а руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея­тельность, несут персональную ответственность за законность при про­ведении и организации оперативно-розыскных мероприятий.

Законодатель предусмотрел и впервые разрешил проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну пере­писки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, оговорив для них особые условия их проведения — на основании судебного решения и при наличии информации:

о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного проти­воправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

о лицах подготавливающих, совершающих или совершивших противоправ­ное деяние, по которому производство предварительного следствия обяза­тельно;

о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к со­вершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотиви­рованного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей ста­тьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В тече­ние 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприя­тия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение;

в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдель­ных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании поста­новления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оператив­но-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствую­щего суда (судьи) в течение 48 часов.

Положения второго принципа оперативно-розыскной деятельности -уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, вытекают из первого. Закон предписывает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не проводить оперативно-розыскные меропри­ятия для достижения целей и задач, им не предусмотренных.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим опе­ративно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор или судья обязаны при­нять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмеще­нию причиненного вреда в соответствии с законодательством РФ. На орга­ны, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, возложена также обязанность в инициативном порядке принимать в соответствии со своей компетенцией все необходимые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства.

Материалы оперативной проверки и факт заведения дела оперативно­го учета являются основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина. Отдельные положения рассматриваемого принципа нашли свое отражение и в дру­гих статьях Закона. В частности разъяснению действия данного принци­па посвящена ст. 5 Закона.

«Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Феде­ральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе об­жаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оператив­но-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в ус­тановленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбужде­нии уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с от­сутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии со­става преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществля­ющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем ин­формации в пределах допускаемых требованиями конспирации и исключаю­щих возможность разглашения государственной тайны. В случае если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжало­вать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязан­ность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствую­щий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоста­вить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержа­щие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано за­явителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные пре­ступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказыва­ющих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего опе­ративно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить зая­вителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем унич­тожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оператив­но-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыск­ную деятельность, запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо партии, общественного или религиозного объединения;

принимать негласное участие в работе федеральных органов государ­ственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности заре­гистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность част­ной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и кото­рые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероп­риятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных фе­деральными законами.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оператив­но-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридичес­ких лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении опера­тивно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотрен­ную законодательством Российской Федерации».

(«Статья 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности.» )

Обратим внимание на отдельные, наиболее важные, на наш взгляд, ее положения. Так, в ч. 2 комментируемой статьи конкретизировано закреп­ленное в ст. 46 Конституции РФ право граждан на обжалование действий органов государственной власти и должностных лиц.

Право на обжалование действий органов, осуществляющих ОРД, в пер­вую очередь, Распространяется на случаи нарушения основных конституционных прав и свобод граждан: на достоинство личности (ст. 21 Консти­туции РФ), наличную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и других, предус­мотренных в главе 2 Конституции РФ. Кроме того, могут обжаловаться случаи нарушения ряда специфических прав, которыми наделяются граж­дане, оказывающие содействие правоохранительным органам на конфи­денциальной основе.

Действия должностных лиц, осуществляющих ОРД, в соответствии с ч. 2 ст. 5 могут быть обжалованы в три инстанции: вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Гражданин вправе сам выбирать инстанцию для об­жалования действий, которые, по его мнению, привели к нарушению его прав и свобод.

Для обращения с жалобой в суд законом (ч. 2 ст. 4 Закона РФ «Об об­жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан» в редакции Федерального закона от 14 декабря 95 г.) устанавливают­ся следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомле­ния об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы гражданина в прокуратуру оп­ределяются Федеральным законом « О прокуратуре Российской Федера­ции» (в редакции от 17 ноября 1995 г.).

Жалоба в суд или прокуратуру подается по месту жительства заявителя или по месту нахождения органа, на который подается жалоба.

Части 3, 4, 5 ст. 5 Закона регламентируют порядок доступа граждан к сведениям, собранным в процессе проводившейся в отношении них опе­ративно-розыскной деятельности. Эта норма гарантирует предусмотрен­ное ст. 24 Конституции РФ право граждан на неприкосновенность част­ной жизни. Согласно Конституции органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, не­посредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не пре­дусмотрено законом, (ст. 140 УК РФ «Отказ в представлении гражданину информации»).

Право на ознакомление с результатами оперативно-розыскной дея­тельности возникает у лица, виновность которого в совершении преступ­ления не доказана в установленном законом порядке, т.е. не подтверж­дена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда. Комментируемая статья, раскрывая и конкретизируя понятие «лицо, ви­новность которого в совершении преступления не доказана», имеет в

виду случаи, когда в возбуждении уголовного дела отказано л ибо оно пре­кращено за отсутствием события или состава преступления (п. 1, 2 ст. 5 УПК РСФСР).

Представляется, что аналогичное право возникает и у лица, в отноше­нии которого уголовное дело прекращено при недоказанности его учас­тия в совершении преступления ( п. 2 ст. 208 УПК РСФСР). К решениям, реабилитирующим гражданина, следует отнести и постановление судом оправдательного приговора по одному из названных оснований.

Право на ознакомление с оперативно-розыскными сведениями не воз­никает при частичном прекращении уголовного дела либо при оправда­нии подсудимого не по всем вмененным составам преступления.

Законодатель называет два условия, при которых реабилитированный может потребовать от органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации: он должен рас­полагать фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагать, что при этом были нарушены его права. Указан­ные положения закона необходимо толковать следующим образом: граж­данин не обязан доказывать наличие у него подобных фактов, тем более подтверждать наличие у него подобных фактов, тем более подтверждать чем-либо свой внутренний дискомфорт, вызванный вторжением в его ча­стную жизнь. Следовательно, обязанность предоставить гражданину полученные о нем оперативно-розыскные сведения порождается одним лишь решением о прекращении уголовно-процессуального производства по ре­абилитирующим основаниям.

Заявление (требование) гражданина о предоставлении касающейся него информации адресуется в орган, непосредственно проводивший опе­ративно-розыскное мероприятие, либо в вышестоящее подразделение. Ре­абилитированного могут интересовать сведения о том, где и какие прово­дились в отношении него оперативно-розыскные мероприятия, а также содержание полученных фактических данных. Государственный орган обя­зан предоставить информацию в пределах, как говорится в Законе, до­пускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность раз­глашения государственной тайны.

Закон не содержит предписания знакомить гражданина с оперативно-служебными документами. Интересующая его информация оформляется справкой. В справку включаются те сведения, которые содержатся в делах оперативного учета либо других оперативно-служебных документах. От­каз в ознакомлении с информацией должен быть письменным.

Часть 6 комментируемой статьи, с одной стороны, гарантирует возмож­ность реализации права на ознакомление с материалами, полученными в результате ОРД, предусмотренного в ч. 3 и 4, а с другой - ограничивает сроки хранения информации оперативного характера на лиц, чья винов­ность не доказана в законном порядке.

Под материалами, полученными в результате проведения оперативно-ро­зыскных мероприятий (оперативными материалами),следует понимать до­кументы, в которых отражены сведения о признаках противоправного пове­дения проверяемых лиц (рапорты, справки, акты, сводки наблюдения и т.д.), физические носители информации (кассеты с аудио-, видеозаписями, фото­графии, кино- и фотопленки), а также дела оперативного учета, где эти доку­менты и физические носители информации концентрируются и хранятся.

Устанавливая годичный срок хранения оперативных материалов, за­конодатель не определил момента, с которого его следует считать: со дня проведения ОРМ или со дня принятия процессуального решения о неви­новности лица, поскольку между этими двумя датами может лежать весь­ма продолжительный период. Представляется логичным предположить, что течение срока хранения оперативных материалов должно начинаться с момента реабилитации лица в уголовно-процессуальном порядке, по­скольку с этого времени у него появляется право на ознакомление с со­бранной в отношении его информацией.

Срок хранения оперативных материалов, как указано в ч. 6 комменти­руемой статьи, может изменяться, если того требуют правосудие или слу­жебные интересы. Эта оговорка предоставляет право органам, осуществ­ляющим ОРД, в ведомственных нормативных актах устанавливать сроки хранения отдельных оперативно-служебных документов и дел оператив­ного учета, исходя из служебных интересов.

Об уничтожении материалов, отражающих результаты ОРМ, проведен­ных на основании судебного решения, должен уведомляться судья, дав­ший такое разрешение, а при его отсутствии - председатель судебного орга­на, и составе которого работал судья. Если в подлежащем уничтожению деле оперативного учета имеется несколько разрешений на проведение различных ОРМ от разных судей, то, по смыслу комментируемой статьи, необходимо уведомлять каждого из них.

Форма уведомления судьи об уничтожении оперативных материалов в Законе об ОРД не оговорена, поэтому, учитывая, что данный акт не имеет юридического значения, можно признать допустимой как устную, так и письменную форму.

В соответствии с требованиями ведомственных инструкций о факте уничтожения секретных оперативных документов составляется акт уста­новленной формы. В нем должна быть сделана запись об уведомлении со­ответствующего судьи о предстоящем уничтожении.

Из смысла статьи вытекает право судьи продлить срок хранения опера­тивных материалов, для чего он может дать об этом письменное указание.

Разграничение терминов «права и свободы человека и гражданина» пе­ренесено законодателем из Конституции России, которая рассматривает человека в двух аспектах: как члена гражданского общества и как гражда­нина своего государства.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществ­ления ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граж­дан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимы никакие ограничения их конституционных прав и свобод.

Вместе с тем в контексте рассматриваемого принципа необходимо от­метить, что Закон защищает также права и свободы граждан, оказываю­щих конфиденциальное содействие правоохранительным органам (ст. ст. 17, 18). Так, например, ч. 1 ст. 17 наделяет граждан, содействующих орга­нам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, правом на сохранение конфиденциальности.

Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или про­ведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-ро­зыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохра­нять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или про­ведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять за­ведомо ложную информацию указанным органам».

Наши рекомендации