III. Подбор литературы и изучение материалов
Подбор литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью научного руководителя. Библиографический поиск можно начать с изучения законодательных и нормативных актов, инструктивных материалов по изучаемой проблеме, учебников, в том числе переводных, учебных пособий и других источников, рекомендованных в планах семинарских и практических занятий по финансовому менеджменту. В перечень литературы, используемой для написания курсовой работы, эти источники включаются обязательно. Они является базой для изучения избранной темы. Однако ограничиваться только учебниками и учебными пособиями при подготовке курсовой работы недопустимо. В этой связи необходимо отметить, что достаточно часто встречается неправильное понимание студентом роли учебников в процессе написания курсовой работы. Очевидно то, что учебники и учебные пособия закладывают фундамент будущей работы. Вместе с тем, только на основе учебников написать курсовую работу не представляется возможным. Необходима более глубокая проработка изучаемого вопроса с выходом на проблемный и дискуссионный аспекты, различные точки зрения ученых-экономистов и практиков, примеры из реальной хозяйственной жизни предприятий и организаций, статистический материал. Это предполагает изучение монографических изданий, статистических сборников и публикаций в периодической печати (журнальных и газетных статей, отчетов научных конференций и др. источников). В монографиях поднимаются фундаментальные проблемы и возможные пути их решения. Статистические данные покажут тенденции происходящих изменений. Периодика ставит и демонстрирует злободневные вопросы сегодняшнего дня. Представляется целесообразным просмотреть журнальные и газетные статьи по избранной проблеме, за период не менее двух-трех лет. Это позволит увидеть круг вопросов, требующих дальнейшего изучения, трансформацию проблемы во времени, учесть изменения, происходящие в экономике страны в целом и хозяйствующих субъектов в частности.
Для составления библиографии по теме можно использовать также имеющиеся в библиотеках систематические каталоги, различные библиографические справочные издания, списки использованной литературы в монографиях, энциклопедиях и т.д.
При изучении литературы лучше начинать с работ более общего характера, а затем переходить к работам, освещающим конкретные проблемы. В этом смысле помогут публикации в периодической печати.
Наиболее авторитетные российские научные журналы и газеты по финансам и финансовому менеджменту: «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Финансовый директор», «Финансовая газета».
Предпочтение следует отдавать литературным источникам, опуликованным в период, не превышающий 5лет.
На основе просмотренной литературы студент определяет круг вопросов, которые позволят раскрыть тему и формируют базис будущей работы.
Далее следует этап более глубокого изучения литературы и окончательный ее подбор.
Окончательный подбор литературы и систематизацию материалов необходимо производить в полном соответствии с подробным (развернутым) планом написания работы.
IV. Составление плана курсовой работы
Составление плана является одним из важнейших этапов в подготовке и написании курсовой работы. Грамотно составленный план — залог успешной реализации цели курсовой работы. План — это структурная разработка предстоящего исследования. Все вопросы, выбранные для исследования, должны быть логически связаны и в совокупности — давать ответ на поставленные вопросы, т.е. раскрыть содержание темы.
План курсовой работы, как правило, должен состоять из введения, содержательной части, заключения в форме выводов и предложений, списка использованной литературы и, возможно, приложений.
Структура содержательной части может быть различной.
Классическая структура работы предусматривает деление основного текста на три приблизительно равные части, обозначаемые далее как разделы.
Разделы, как известно, подразделяются на подразделы, а подразделы — на пункты.
Работа может состоять из трех — пяти разделов без детализации (подразделов) или двух - трех разделов с подразделами.
Формулировка разделов (подразделов) плана должна отражать исследовательский характер курсовой работы, выполняемой на старших курсах Академии. Например: «Экономическая сущность оборотного капитала»; «Сравнительный анализ существующих методик оценки кредитоспособности заемщика»; «Анализ действующей практики организации бюджетирования на российских предприятиях»; «Пути укрепления финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта» и т.п.
Проект плана разрабатывается студентом после рассмотрения учебной (базовой) литературы. На основе учебников, учебных пособий и монографий определяются вопросы, формирующие основу будущей работы. Речь идет о вопросах, без освещения которых невозможно раскрыть выбранную тему.
Следующий этап работы над планом должен заключаться в составлении развернутой рабочей программы на основе ознакомления с дополнительной литературой — монографиями и периодической литературой по данной проблеме, а также решения вопроса относительно использования практического материала. Будет ли он формироваться на основе статистических сборников и публикаций в экономической литературе или будет использоваться бухгалтерская отчетность конкретного хозяйствующего субъекта.
Окончательный вариант плана может корректироваться на этапе более глубокого изучения проблемы.
При составлении плана необходимо иметь в виду следующее:
· формулировка разделов не должна дублировать название работы;
· если раздел подразделяется на подразделы, их не должно быть менее двух и более трех-четырех;
· подразделы и пункты не должны дублировать название раздела;
· подразделы и пункты не должны формулироваться более широко, чем разделы;
· в плане не может быть вопросительных предложений.
Одни авторы склонны составлять краткие планы. Другие —предпочитают развернутые планы, позволяющие более наглядно представить содержание курсовой работы. В этой связи, необходимо отметить, что лучше не перегружать план излишней его детализацией, с одной стороны, но и количество вопросов, должно быть достаточным, чтобы раскрыть тему. Однако в любом случае студент должен иметь подробно расписанный «рабочий» вариант плана курсовой работы, позволяющий выдержать логику изложения, избежать повторов и раскрыть тему.
Студент самостоятельно разрабатывает план курсовой работы и в обязательном порядке согласовывает с научным руководителем как его проект, так и окончательный вариант (до 15 марта).
При оформлении курсовой работы слово «план» не фигурирует. На странице, следующей за титульной, вверху пишется слово: «Содержание», а под ним собственно план работы.