Я прошёлся по комнатам,(3) вышел во двор. От крыльца до сарая тянется дорожка,(4) по которой я сделал первые в жизни шаги.

13. Среди предложений 14–19 найдите сложноподчинённое предложение с однороднымипридаточными. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 25–29 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 115

(1)Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и маму сообщением о том, что наша библиотекарша никакая не библиотекарша. (2)Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию. (3)Всю жизнь танцевала в Мариинке.

(4)Особенно ликовала мама. (5)Бабушка просто ахала, а мама от восторга места себе не находила. (6)Я её такой за всю войну не видел. (7)Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет. (8)Это была сказка «Щелкунчик». (9)Какие изумительные были костюмы, а музыку исполнял огромный оркестр, наверное, человек сто музыкантов. (10)А сам театр! (11)Мраморные колонны, пол, по которому страшно ходить, потому что он похож на стеклянный… (12)Этого не забудешь вовек. (13)И всё-таки главное –

артисты: балерины в юбочках из прозрачной ткани, танцоры, выскакивавшие, когда надо было поднять балерину.

– (14)Как, – удивлялся я, – прямо в воздухе?

– (15)Конечно! – радостно смеялась мама.

(16)И ещё выяснилось, что балерины танцуют на пальчиках, редко стоят на всей ступне, да и то очень изящно. (17)И мама показала, как стоят балерины: подтянулась, даже, кажется, выше стала, и одну ступню вплотную приставила к другой, ровно посредине. (18)Тут мама одну руку вскинула, что-то тихонько замурлыкала, какую-то мелодию, и давай руками размахивать.

– (19)Ладно, ладно! – рассмеялся я. – (20)Расскажи лучше, как же они на пальцах танцуют.

– (21)У них специальные тапочки, – успокоилась мама, – белые или розовые, представляешь?

(22)Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась за ложку, зачерпнула ею еду. (23)Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг положила её обратно и заплакала.

– (24)Что теперь с театром-то? (25)Вдруг разбомбили? (26)Что же они творят?

– (27)Фу, как ты меня напугала, – сказала бабушка.

(28)Мама ничего не ответила. (29)Ела завариху, вовсе не замечая еды. (30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.

(По А. Лиханову)*

*Лиханов Альберт Анатольевич – современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.

2. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать рассказчика с таким восторгом вспоминает о театре?»

1) Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и маму сообщением о том, что наша библиотекарша никакая не библиотекарша. Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию.

2) Бабушка просто ахала, а мама от восторга места себе не находила. Я её такой за всю войну не видел.

3) Какие изумительные были костюмы, а музыку исполнял огромный оркестр, наверное, человек сто музыкантов. А сам театр! Мраморные колонны, пол, по которому страшно ходить, потому что он похож на стеклянный…

4) И ещё выяснилось, что балерины танцуют на пальчиках, редко стоят на всей ступне, да и то очень изящно.

Как характеризует мать рассказчика информация, заключённая в предложениях 22—26?

1) Мать рассказчика — человек несдержанный, часто дающий волю непредсказуемым эмоциям.

2) Мать рассказчика — заботливая хозяйка, старающаяся, несмотря на трудности, вкусно накормить семью.

3) Поступки матери рассказчика противоречивы, она человек неуравновешенный, легко приходящий в отчаяние.

4) Мать рассказчика — эмоциональный человек, искренне переживающий за судьбу культурных ценностей.

Какой из приведённых ниже вариантов противопоставлен в тексте по содержанию фрагменту текста (предложениям 4—5): «Особенно ликовала мама. Бабушка просто ахала, а мама от восторга места себе не находила»?

1) (22) Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась за ложку, зачерпнула ею еду. (23) Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг положила её обратно и заплакала.

2) (6) Я её такой за всю войну не видел. (7) Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет.

3) — (19) Ладно, ладно! — рассмеялся я. — (20) Расскажи лучше, как же они на пальцах танцуют.

4) — (27) Фу, как ты меня напугала, — сказала бабушка. (28) Мама ничего не ответила.

На какой вопрос в тексте нет ответа?

1) Почему мама заплакала?

2) Как удалось сохранить во время войны такое искусство, как балет?

3) Что нового узнал о балете рассказчик?

4) Как относится сын к воспоминаниям матери?

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Я её такой за всю войну не видел (предложение 6) .

2) Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2) .

3) Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7) .

4) Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32) .

4. Из предложений 18–20 выпишите слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».

5. Из предложений 30–33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одно Н».

6. Замените слово высокого стиля «вовек»в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «мраморные колонны» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

9. Среди предложений 22–29 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 2–7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Наши рекомендации