Тема 2. Налоговое администрирование
Налоговое администрирование означает реализацию прав и обязанностей участников властных (административных) отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Указанные правоотношения именуются также налоговыми правоотношениями.
Участниками указанных отношений являются:
-налогоплательщики (плательщики сборов);
-налоговые агенты;
-налоговые органы;
-таможенные органы;
-органы государственных внебюджетных фондов (далее ГВБФ).
Участники властных (административных) отношений, выступающие носителями властных (административных) полномочий, именуются администраторами.
Права и обязанности участников налоговых правоотношений
Налогоплательщики
Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по месту нахождения этих обособленных подразделений (ст. 19).
Основные права налогоплательщиков:
-получать от налоговых органов, Минфина России, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований бесплатные письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
Выполнение подобных разъяснений освобождает от ответственности за совершение налогового правонарушения, а выполнение разъяснений, данных после 31.12.2006 г., освобождает также от начисления пеней.
- использовать налоговые льготы при наличии оснований;
На применение льготы не требуется разрешения налогового органа.
Постановление ФАС ДО от 09.03.05 № ФО-А51/04-2/4445. Организация, в которой инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, использовала налоговые льготы. При этом осуществлялись исключительно тяжёлые и вредные работы, которых инвалиды фактически не исполняли. Суд признал, что организация недобросовестно воспользовалась правом на льготу.
Постановление ФАС МО от 24.04.02 № КА-А40/2628-02. В случае применения налоговых льгот обязанность по доказыванию неправомерности их применения лежит на налоговом органе.
-получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
Указанное право реализуется в разрешительном порядке.
-получать своевременный зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
Определение КС РФ от 02.10.03 № 317-0. Суммы акциза, излишне взысканные с покупателей из-за применения завышенных налоговых ставок и перечисленные в бюджет, возврату налогоплательщику не подлежат, поскольку имущественное бремя косвенного налога несёт конечный потребитель.
-представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
-обжаловать акты налоговых и иных уполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
Указанное право реализуется в административном или в судебном порядке.
Постановление ФАС ВВО от 04.07.02 № А79-223/02-СК-283. После завершения налоговой проверки налоговый орган отказался вернуть организации документы до рассмотрения судом дела по решению, вынесенному по итогам проверки. Суд по иску организации обязал налоговый орган вернуть документы истцу.
- требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Указанное право реализуется в судебном порядке.
Постановление ФАС СЗО от 28.10.03 № Ф04/5497-1609/А46-2003. Убытки, понесенные налогоплательщиком в связи с незаконными действиями налогового органа в размере суммы, уплаченной уполномоченному представителю налогоплательщика в судебном процессе, подлежат возмещению налогоплательщику безотносительно наличия в штате налогоплательщика юрисконсульта, обладающего, по мнению налогового органа, достаточной квалификацией.
Определение КС от 20.02.02 № 22-0. Суд признал право налогоплательщика на возмещение расходов на судебную защиту в налоговом споре, решённом в пользу налогоплательщика.
-иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их законных прав и интересов. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов (ст.ст. 21, 22).
Арбитражным судам подведомственны дела по налоговым спорам с участием организаций, а также граждан - индивидуальных предпринимателей, связанные с ведением ими предпринимательской деятельности.
Судам общей юрисдикции подведомственны дела по налоговым спорам с участием граждан, не связанные с ведением гражданами предпринимательской деятельности.
Организации и граждане имеют право на обращение в КС РФ с исками о признании не соответствующим Конституции отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах или актов в целом.
Основные обязанности налогоплательщиков:
-уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
В частности, не обязан вставать на учёт гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем.
- вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
В частности, не обязаны вести учет доходов физические лица в отношении получаемых ими вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей.
-представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учёт или освобождены от ведения бухгалтерского учёта;.
НК РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика по ежегодному представлению в налоговый орган учётной политики организации.
Постановления ФАС МО от 11.09.03 № КА-А40/5877-02, ФАС СЗО от 27.08.02 № А26-2381/02-02-10/103. Суды признают обязательность представления налоговых деклараций лицами, признанными налогоплательщиками конкретного налога, даже при отсутствии объекта налогообложения.
Постановление ФАС МО от 05.11.01 № КА-А40/6358-01. Суд указал на отсутствие налогового правонарушения в случае представления ОАО бухгалтерской отчётности после 30 марта в соответствии с положением Федерального закона «Об акционерных обществах», предусматривающим обязательное утверждение отчётности общим собранием акционеров не позднее 30 июня.
-предоставлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
Постановление ФАС СЗО от 17.12.01 № А42-4921/01-27. Налоговый орган при камеральной проверке затребовал у организации копию приказа о назначении генерального директора. Суд указал на неправомерность этих требований, так как данный документ не связан с исчислением и уплатой налога.
-в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухучета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Законодательство о налогах и сборах не отменяет правил хранения документации, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учёте».
Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны также письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
-об открытии или закрытии счетов – в 10-дневный срок (с 01.01.2007 – в 7-дневный) со дня открытия (закрытия) таких счетов;
Постановление ФАС СЗО от 17.11.03 № А13-3994/03-07. Бремя доказывания своевременности уведомления налогового органа об открытии (закрытии) счёта в банке возлагается на налогоплательщика. День получения налогоплательщиком договора банковского счёта не признаётся днём, с которого подлежит исчислению установленный НК РФ срок для уведомления налогового органа об открытии счёта в банке.
-об участии в российских и иностранных организациях – в срок не позднее 1месяца со дня начала такого участия;
-об обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации, ликвидации. Указанные сообщения представляются в налоговый орган по месту нахождения организации;
Постановление ФАС ВВО от 25.06.02 № А79-185/02-СК1-248. Суд признал, что учебный класс образовательного учреждения – это обособленное подразделение, подлежащее регистрации в налоговом органе.
- о реорганизации или ликвидации организации – в течение трех дней со дня принятия такого решении (ст. 23).
Налоговые агенты
Налоговыми агентами признаютсялица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.
Обязанности налоговых агентов несут:
-.организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;
-работодатели выплачивающие вознаграждение за выполнение трудовых обязанносте;.
-хозяйственные общества, выплачивающие дивиденды, несут обязанности налоговых агентов в отношении налога на доходы в виде дивидендов;
-организации -налоговые резиденты РФ, являющиеся источниками выплаты дохода от источников в РФ иностранным организациям, не являющимся налоговыми резидентами РФ.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.
Обязанности налоговых агентов:
-правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему на соответствующие счета Федерального казначейства;
Постановление ФАС ПО от 21.09.05 № А06-425у/4-13/05. Налоговый агент ошибочно удержал из доходов физического лица – нерезидента РФ налог по ставке 13% вместо 30%. Суд указал, что налоговый агент не имеет возможности перечислить в бюджет неисчисленную и неудержанную сумму НДФЛ, поэтому взыскание с него недоимки и начисление пени неправомерно.
Постановление ФАС СЗО от 24.09.01 № А56-13858/01. Суд указал, что не удержанная налоговым агентом сумма не может быть взыскана с него, так как обязанность уплаты налога остаётся на налогоплательщике.
Постановление ФАС ЦО от 31.01.02 № А14-6717-01/239/10. Суд указал, что если отсутствуют выплаты иностранным организациям в денежной форме, но имеется предоставление дохода в натуральной форме, то у российской организации – источника дохода не возникает обязанностей налогового агента.
-письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
-вести персональный учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов;
-представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания, перечисления налогов;
-в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания, перечисления налогов (ст. 24).