М« JI»ll|h*l»lCnil |>П>||Ч1И| tTlf 1
Вид организации финансовых отношений
является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макро-, так и на микроуровнях.
Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике.
В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы предоставления бюджетных средств и привлечения средств в бюджет, формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (гл. 16 БК РФ).
На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами.
Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:
1. Финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе.
Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм, формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
2. Метод кредитования связан с предоставлением денежных
средств на условиях срочности, возвратности и платности.
На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов другому бюджету, а на микроуровне - при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 93.1, 93.5 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
3. Налоговый метод подразумевает аккумулирование
денежных средств для финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных
образований в форме налогов и сборов юридических и
физических лиц на обязательной, принудительной и
безвозмездной основах.
4. Страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов.
Его использование в рыночной экономике, характеризующейся
проявлением многих элементов стихийности в ходе ее
функционирования, непосредственно связано с
особенностями осуществления финансовой деятельности
субъектами хозяйствования и органами власти в условиях,
когда возрастает возможность наступления непредвиденных
событий в социально-экономической жизни общества. В
этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной
форме, позволяют обеспечить устойчивое
функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
Методы практического осуществления операций,
непосредственно связанных с формированием и
использованием финансовых ресурсов, которые
также входят в состав финансового механизма,
можно рассматривать в разрезе отдельных
функциональных элементов управления
финансами (методы финансового планирования и
прогнозирования, методы оперативного
управления финансами, методы финансового контроля).
Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры) являются наиболее мобильной частью финансового механизма.
К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся:
• способы исчисления бюджетных доходов,
• способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам,
• способы начисления амортизации и т.д.
Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.
Классификация финансового механизма по различным признакам В зависимости от состава сфер и звеньев Финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает:
• финансовый механизм организаций (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций)
• финансовый механизм домашних хозяйств (индивидуальных предпринимателей)
• механизм государственных и муниципальных финансов (включает: бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).
Внутри каждого их перечисленных видов финансового
механизма используются разнообразные критерии его
дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от
экономического содержания разных групп бюджетных
отношений, выделяют:
• механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;
• механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;
• механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.
в |
соответствии |
государственным устройством
Российской Федерации выделяют:
• финансовый механизм Российской Федерации,
• финансовый механизм субъектов РФ
• финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов
государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ.
По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют:
• механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов;
• механизм финансового регулирования общественного производства,
• механизм финансового стимулирования общественного производства.
В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные виды и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.
Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества, предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.
Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации всеми субъектами экономики финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства В зависимости от изменений соотношении объема финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях, в т.ч. величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.
Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.
К таким элементам финансового механизма можно отнести:
• снижение налоговых ставок,
• условия предоставления налоговых льгот,
• установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга,
• условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм,
• порядок применения различных финансовых санкций
• прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.
Основными условиями эффективности
функционирования финансового механизма
являются:
объективная обоснованность финансового механизма, который
должен быть сформирован с учетом объективных
закономерностей развития экономики государства
соответствие условиям развития экономики и методам
хозяйствования
связь финансового механизма с факторами производства и
экономическими интересами субъектов финансовых
отношений
взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их
взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет
последовательность осуществления финансовых операций,
состав субъектов финансовых отношений, порядок их
организации на практике.
На этом лекция закончилась.
До новых встречГ