Фонд обязательного медицинского страхования. Виды медицинского страхования
Изучаемые вопросы
Виды медицинского страхования. Цели, задачи. Источники формирования федерального и территориальных фондов ОМС. Направление расходования средств ОМС.
Теоретические положения
Фонды обязательного медицинского страхования РФсозданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.
Средства фонда предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.
Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики.
Средства ФОМС формируются за счет отчислений от обязательных платежей по ЕСН; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнований из бюджета; добровольных взносы граждан и др.
Контрольные вопросы по теме 8
1. Объясните назначение и социально-экономическую сущность внебюджетных специальных фондов.
2. Охарактеризуйте назначение Пенсионного фонда, порядок формирования и использования его средств.
3. Как формируются и используются средства фонда социального страхования?
4. Какова роль Фонда обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения?
5. Как распределены функции между федеральным и территориальным фондами ОМС?
6. Перечислите источники формирования федерального и территориального фондов ОМС.
7. Дайте характеристику территориальным внебюджетным фондам.
Тема 9. Муниципальные финансы
Сущность и функции муниципальных финансов
Изучаемые вопросы
Бюджетные права субъектов РФ. Современное состояние муниципальных финансов. Сопоставление потребностей муниципальных образований в бюджетных расходах. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований.
Теоретические положения
Финансы субъектов РФ – это совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов. Одним из главных принципов организации финансов субъектов РФ (помимо общих, отмеченных ранее) является принцип равенства бюджетов, который заключается:
• в установлении единых для всех субъектов РФ норм отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка их уплаты;
• в использовании единой методики для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Формирование и исполнение финансов субъектов РФ осуществляется на основе Конституции РФ, Бюджетного кодекса и других законодательных актов РФ. В решении вопросов организации данных финансов участвуют законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, которые:
• вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, предоставляют налоговые льготы;
• вносят изменения и дополнения в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год;
• предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в пределах лимитов, установленных законами субъектов РФ. Налоговые доходы включают в себя:
• собственные налоговые доходы, поступающие в бюджеты от установленных региональных налогов и сборов. Эти доходы могут распределяться между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в пропорциях, устанавливаемых законом (решением) о бюджете субъекта на очередной финансовый год;
• регулирующие доходы, размеры которых устанавливаются Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.
Среди них могут быть доли от следующих федеральных налогов:
• налог на прибыль – по установленным законом ставкам;
• налог на доходы с физических лиц – в размере до 84%;
• НДС на товары и услуги, производимые на территории РФ,- в размере до 15%;
• акцизы на спирт, водку и другие подакцизные товары – до 100%;
• платежи за пользование природными ресурсами и др. В составе региональных налогов имеют место:
• лицензионные и регистрационные сборы;
• единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
• единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения и др. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ включают:
• доходы от использования или продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;
• доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными учреждениями субъектов;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
• средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам РФ;
• финансовая помощь и бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней РФ;
• иные неналоговые доходы.
Собственные доходы и отчисления от федеральных регулирующих налогов могут быть переданы далее местным бюджетам на безвозмездной или возмездной основе на срок не более 3 лет, при этом процентная доля утверждается самими законодательными органами субъектов РФ.