Тема 1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В данной теме рассматриваются состав и структура оптовых и розничных цен. Определенное место отведено понятиям оптовых цен предприятия и промышленности, а также оптовых цен-франко. Особое внимание уделено проблемам формирования рыночных цен. Подробно рассматриваются его этапы.
Контрольные вопросы по разделам:
1. По введению в ценовую политику предприятия:
- назовите важнейший фактор дальнейшего развития любого предприятии;
- чем обусловлен рост доходов коммерческих предприятий;
- назовите основной источник доходов предприятий;
-еще какие, кроме выручки от реализации продукции, могут быть поступления от основной деятельности?;
- назовите виды деятельности предприятий кроме основной, перечислите, какие доходы получают предприятия от этих видов деятельности;
- какие факторы определяют объем выручки предприятия?
2. По составу и структуре оптовых и розничных цен и постановке задач ценообразования:
- что собой представляет оптовая цена?;
- раскройте сущность цен-франко;
- какие элементы включают в себя розничные цены?;
- кому реализуются товары по розничным ценам?;
- какие методы установления цен вы знаете?;
- раскройте сущность существующих методов установления цен;
- из каких этапов состоит процесс формирования рыночных цен?;
- что собой представляет постановка задач ценообразования?
3. По проблемам определения спроса на товары фирмы:
- что необходимо для принятия ценовых решений?;
- продемонстрируйте эластичность и неэластичность спроса графически;
- как осуществляется количественная оценка эластичности спроса, приведите формулу и объясните, что показывает коэффициент эластичности спроса.
4 По проблемам оценки издержек:
- назовите причины того, что наши производители редко практикуют анализ и планирование себестоимости?;
- каковы возможные последствия отсутствия оценки издержек фирм?
-на доске продемонстрируйте кривую эластичности предложения и раскройте смысл данной кривой;
- на доске постройте график совмещения кривой эластичности спроса и кривой эластичности предложения от цен. Объясните, что показывает данный график;
- приведите формулу определения минимально приемлемого для фирмы уровня цены и прокомментируйте ее;.
- что собой представляют условно-постоянные и условно-переменные затраты?;
- какие обстоятельства являются причиной тому, что у вновь созданных предприятий в начальный период издержки обычно имеют тенденцию к росту?;
-с какими факторами связаны стабилизация себестоимости и ее некоторое снижение в дальнейшем?;
- постройте график прибыльности и прокомментируйте ее.
5. По анализу цен и товаров конкурентов:
- какие подходы к рыночному ценообразованию вы знаете? Какова их сущность?;
- каково значение цен для потребителя товаров и фирм?
-какие ошибки допускают фирмы при проведении своей ценовой политики?
-назовите (перечислите) цели ценовой политики фирм и прокомментируйте их;
- в каких зависимостях друг от друга могут находиться цена и спрос?;
- в каких случаях товар может быть продан больше при высоких ценах, чем при низких?;
- чем определяются (ограничиваются) верхняя и нижняя границы цен?;
-каково содержание агрессивной ценовой стратегии? Когда она допустима и каковы ее возможные последствия?;
- каковы возможные цели конкурирующей фирмы?;
-каковы возможные неблагоприятные для конкурента рыночные ситуации?;
-в каких аспектах конкурент может проводить ценовую дискриминацию?;
- перечислите доказательства наличия давления на участников рынка со стороны доминирующего на рынке предприятия;
- что вы знаете о коэффициенте эластичности спроса по доходам?;
- каковы основные показатели, необходимые для наблюдения за ценами конкурентов?
6. По проблемам выбора метода установления цен:
- перечислите затратные методы ценообразования;
- что собой представляет метод минимальных затрат?;
- что собой представляет метод надбавки к цене?;
- что собой представляет метод целевого ценообразования?;
- что собой представляет метод определения цены на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей?;
- что собой представляет метод формирования цены за счет следования за ценами фирмы-лидера на рынке?;
- что собой представляет установление престижных цен?;
- что собой представляет состязательный метод определения цен?;
- что собой представляет маркетинговый подход к формированию продажной цены?;
-расскажите о ценах на новую продукцию и о прогнозировании ценовой политики на все стадии жизненного цикла товара на внутреннем и мировом рынках;
- что собой представляет политика прорыва на рынок?
- что собой представляет ценообразование на основе расчетов прайсингов параметрических рядов товаров?;
7. По проблемам определения окончательной цены и правил ее будущих изменений:
- назовите те аспекты (моменты, обстоятельства), которые учитываются при определении конкретной цены и объясните механизм их влияния на уровень цен;
- с каких позиций целесообразно перепроверить полученные проекты цен?;
- в связи с какими обстоятельствами возникает необходимость инициативных изменений цен?;
- с какой целью используется скользящая падающая цена?
- каковы причины и цели инициативного повышения цен?;
- чьи интересы затрагивают повышение и снижение цен?;
- каким образом учитывается реакция конкурентов на изменение цен?
8. По некоторым аспектам теории ценовых решений:
-какие обстоятельства необходимо учитывать в ассортиментной политике предприятия?;
- каковы финансовые цели предприятия на различных этапах жизненного цикла товара?;
- раскройте сущность 4-х основных типов рынков;
- какие два основных этапа выделяют в ценообразовательном процессе?