Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц

Понятие права. Его роль в социально- экономическом развитии общества.

Право с т.зр. юридической проблематики рассматривается как система общеобязательных, формально определенных норм, охраняемых силой государственного принуждения, являющихся критерием дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения.

Нормы права устан-ся гос-вом и определяют правила общественного поведения.

Система права - это обусловленная эк. строем внутр. структура права и гос-ва. Она выражает как единство этих норм, так и необходимость их разделения. Раздел-е осущ-ся по отраслям. Т.о. система права – это совокупность отраслей права. Отрасль права - совок-ть правовых норм.

Критерии для выделения отраслей права: предмет отрасли (что регул-ся в этой отрасли - трудовые, семейные и др. прав. отнош-я) и метод отрасли (как регул-ся дан. группа отнош-ий - сп-б регул-я). Наиб. круп. разд-е по отраслям: частное и публичное право.

Публичное - это то, что относ-ся к полож-ю гос-ва (адм., угол,, гос., финанс., налог, право). Нормы, содержащиеся в этих отраслях, опр-ют полож-е гос-ва, его органы, статус лич-ти и гос-ва. Ему присущи императивные нормы.

Частное право кас-ся отд. част. лиц (физич. и юр.). Част. право предполагает автономию част. лиц. Объем такой автономии опр-ся естеств. и неотъемл. правами ч-ка. Характерны уполномачиваемые нормы, т.е. самим опр-ть свои отнош-я. К частному праву относ-ся: гражд., жилищ.. семейное, трудовое право.

Правовая норма - правила поведения, обеспечив, гос-вом.

Структура правовых норм:

Гипотеза - когда и при каких усл-ях применяется норма права. Это часть, устанавливающая усл-я.

Диспозиция - содержание самого правила гювед-я. Указывается на требуемое либо дозволенное повед-е.

Санкция — указ -ся меры принуждения, применяемые при нарушении правил повед-я.

Классификация прав. норм

1. Обязывающие (уст-ют обязан-ть лица совершить опр. положит, дейст-я).

2. Запрещающие (возлагают на лицо воздержив-ся от опр. дейст-й).

3. Уполномачивающие (предостав-ют лицу право совершать те

или иные актив, дейст-я. В завис, от диспозиции:

1. Императивные (веление гос-ва в категорич. форме - только так, а не иначе, отступления не допустимы).

2. Диспозитивные (уч-ки отнош-ий могут дейст-ть по своему усмотр-ю, но в случае, если реш-е уч-ми не принято, законодатель предлагает правила повед-я в диспозитив. прав. норме) наз-ся также восполнительной. Дисп. нормы распростр-ны в гражд. праве (но присут. и импер.)

Роль права: право играет в обществе главную роль, т.к. регулирует самые важные общественные отношения. В обществ. жизни можно выделить 4 сферы: политическую, экономическую, социальную и духовную.

Политическую сф. право регулирует в максимальной степени. Экономическая сф. способна к саморегулированию и поэтому здесь роль права сводится только к установлению рамок, ограничений. В социальной сф. главная задача права состоит в защите неблагополучных слоев общества. Духовная сфера жизни подвергается меньшему по сравн. с другими сферами воздействию со стороны права.

Правовые отношения. Субъекты, содержание, юридические факты.

Правоотнош-я - это обществ, отнош-я, урегулир-ные нормами права. Гражданское правоот-е - обществ, отнош-е, урегулир-ное нормами гражд, права, имущ-ные или личные неимущ, отнош-я, уч-ки кот. - носители граж. прав и обяз-тей. Эл-ты люб. правоотнош-я -субъекты правоотнош-я и его содержание. Объекты - это то по поводу чего правоотнош-е склад-ся. Содержание - права и обяз-ти граждан.

Основаниями для возникн-я правоот-я явл. юрид. факты. Состав ПО: I) субъекты; 2) объект; 3) юр. содерж.; 4) нормы права. Субъекты правоот-я - физ. и юр. лица, должн. лица, орг. местн. самоупр,, нации и народы. Объект правоот-я - то, на что направлены дейст-я субъектов: мат. благо, достиж-е иного рез-та; способ-ть, возмож-ть и жел-е реализовать свои права объектами правоот-й. Юр. содерж. ПО: субъективные права (совершать дейстя. не запрещ. з-ном (для всех, кроме гос. органов.); самозащита права - дейст-я, кот формально запрещены, но разрешены по обстоя т-вам) и обяз-ти (совершать дейст-я, предусм-ные з-ном). Права и обяз-ти корреспондируют друг другу.

Юр Факты - основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения или самой правосубъектности. Делятся на:события - не зависят от воли людей;действия - правомерные (юр. акты -волевые сознательные действия, предполагающие достижение конкретной цели и юр. поступки - также волевые и сознательные..., но достижения конкр. цели не преследующие) и неправомерные ( проступки (адм-ные и дисциплинарные) и преступления (уголовные). Различ-ся по степени обществ, опасности);состояния непосредственно не зависят от воли и сознания конкр. ч-ка.

Источники права.

Термин "источники права" в лит-ре прим-ся для опр-я деят-ти гос-ва,

кот. выраж-ся в выраб-ке и закреплении норм права. Виды

источников: норматив, юр. акты, санкционированный обычай,

правовой прецедент.

Осн. ист-ком права среди норм. юр. актов - закон, кот. приним-ся в

особ. порядке. Сущ-ет 2 сп-ба принятия з-на: Фед. Собранием и

народом (референдум, как пр-ло, наиб. важ. з-ны для гос-ва).

З-н обладает высш. юр. силой и содержит первич. прав. нормы гос-ва.

Признаки з-на как ист-ка права:

4. Юр. акт - письм. док-т, в кот. закреплены опр. юр. нормы.

5. Акт высших органов власти гос-ва.

6. Норматив, акт, содерж. первич. юр. нормы по осн. вопросам жизни гос-ва.

Признаки правового гос-ва: верх-во з-на, четкое разд-е закон., исп. и суд. власти, четк. работа Конституц. судов.

Виды законов:

6. Конституция — осн. з-н. Она опр-ет прав. основу гос-ва. Особ. образом выдел-ся признание ч-ка и его прав высшей ценностью и их защита. Вместе с тем опр-ся и обязан-ти граждан (защита отеч-ва, плата налогов и др.). 3-ны и иные прав. акты не д. противоречить К-ции.

7. . Федер. конституц-ные з-ны. Они приним-ся по вопр., связ. с К-цией. ФК з-н счит-ся принятым, если за него проголос-ло не менее 2/3 от общ. кол-ва депутатов Думы.

8. Федер. з-ны как акты текущего законод-ва.

9. З-ны Субъектов Фед-ции.

10. Отраслевые з-ны в соотв-ии с системой, стр-рой права. Осн. среди .отрас. з-нов - Кодекс - коде4)ицированный акт (угол., гражд., труд., бюджет.). Цель Кодекса — обобщение и системное регул-е данных обществ, отнош-й.

Наряду с з-нами ист-ком з-на явл-ся подзаконные норматив, акты -это юридич. акты, подчинен, з-ну, соотв-ющ. и непротивореч. з-ну (Указы През-та. Постанов-я Правит-ва, Приказы и Инструкции Министров, Реш-е органов мест. самоупр-я, имеющ. норматив, знач-е. Через эти акты осущ-ся управленч. деят-ть, З-н уст-ет более общие правила, а подзак. акты уст-ют правила, кот. способ-ют примен-ю з-нов в конкр. отнош-ии. В случ. коллизии права приоритет имеет з-н. К ист-кам права относ-ся:общепризнанные принципы и нормы междунар.права, а также междунар.договоры РФСанкц. обычай — это широко извести, правило повед-я, примен. в практике, не предусмотре. законод-вом, но не противорсч ему (ст 19 ГК)

Правовой прецедент - это реш-е гос. органа, кот. приним-ся за образец при последующ, рассмотр-ии аналогич. дел. Прецедент м.б. судебным (выработ, суд. органом) и адм-ным (выраб. адм. органом). Обычаи делового оборота ( они неписаные и только в предпринимательской деятельности ) Ст,5 ГК. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой либо области предпринимательской деятельности правило поведения не предусмотренное законодательством независимо от того зафиксировано ли оно в каком -либо документе.

4. Конституция - основной закон РФ, ее юридические свойства.

Конституция - осн. з-н. Она опр-ет прав. основу гос-ва. Особ. образом выдел-ся признание ч-ка и его прав высшей ценностью и их защита. Вместе с тем опр-ся и обязан-ти граждан (защита отеч-ва, плата налогов и др.). 3-ны и иные прав. акты не д. противоречить К-ции.

К-ция РФ имеет высшую юр. силу, прямое действие и примен-ся на всей тср-рии РФ. 3-ны и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не д. противоречть К-ции РФ. Органы гос. власти, органы мест. самоу-я, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К-цию.

Конституция РФ о правах и свободах человека.

Конституция- осн. з-н. Она опр-ет прав. основу гос-ва. Особ. образом выдел-ся признание ч-ка и его прав высшей ценностью и их защита. Вместе с тем опр-ся и обязан-ти граждан (защита отеч-ва, плата налогов и др.). 3-ны и иные прав. акты не д. противоречить К-ции. В РФ приз-ся и гарант-ся права и свободы ч-ка согласно общепризн. принципам и нормам междунар. права и в соотв-ии с К-цией. Осн. права и свободы ч-ка неотчуждаемы и принадлежат каждлому от рождения. Осущ-е прав и свобод ч-ка не должно нарушать права и свободы др. лиц.

Права и сободы ч-ка опр-ют смысл, содерж-е и примен-е з-нов, деят-ть законод. и исполн. власти, мест. самоу-я и обеспеч-ся правосудием.

Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

По общему правилу прав. норма в РФ вступает в силу после ее обнарод-я, офиц. опубл-я (означает опуб-е ее в офиц. изданиях — Рос. газета. Рос. вести. Собрание законод-ва РФ). Неопублик. з-ны не примен-ся. Важ. знач-е - з-н обратной силы не имеет - дейст-е принятого з-на не распростр-ся на права и обяз-ти, возникшие до его принятия. З-н вступает в силу одновр-но на всей тер-рии РФ по истеч. 10 дней после дня его офиц. опуб-я, если сам з-н не устан-т иной порядок своего вступления в силу. Нормат. акты През-та вступают в силу по истеч. 7 дней после офиц. опуб-я. При налич. особ. обст-в возможно немедл. введ-е норм. актов Пр-та в дейст-е (с мом-та опуб-я) или в иной указ. в самом акте срок. Постан-я Прав-ва вступ. в силу со дня их подписания, за искл. случ., когда иное устан-ся самим актом, принятым Пр-вом,

Дейст-е з-на в простр-ве связано с федератив. устр-вом РФ. Субъекты РФ самост-но осущ-ют прав. регул-е, вкл-я принятие з-нов и иных норм. прав. актов, кот. дейст-ют только в пределах тер-рии субъектов РФ. Компетенция в обл-ти закон-ва разделена: на искл-ное ведение Фед-ции, совместное вед-е Ф-ции и субъектов, искл-ное вед-е субъектов Ф-ции. З-ны и иные прав. акты субъектов РФ не могут противоречить федер. з-нам.

Дейст-е з-на по кругу лиц обозначает, что нормы права РФ распростр-ют свое дейст-е на всех лиц, находящ. на ее тер-рии, в т.ч. на иностранцев и лиц без гражд-ва. Сущ-ют искл-я (ст. уг. кодекса об измене Родине не м. примен-ся к иностр. гр-нам.

Наши рекомендации