Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения данной дисциплины каждый студент должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и их влияние на функционирование финансовой системы и её отдельных участников, прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
б) профессиональными (ПК):
· способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
· способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
· способен готовить информационно-аналитическое обеспечение разработки стратегических, текущих и оперативных прогнозов, планов, бюджетов; осуществлять их мониторинг, анализировать и контролировать ход их выполнения (ПКВ-3).
В результате освоения дисциплины каждый студент должен
- знать местоположение статистики финансов в социально-экономической статистике, статистические показатели изучения государственных финансов, финансов организаций, денежного обращения и кредита, финансового рынка, финансов домашних хозяйств;
- уметь оценить использование финансов на современном этапе развития экономики, анализировать состояние различных сфер и звеньев финансово-кредитной системы;
- владеть статистическими методами, их применением для извлечения полезной информации из полученных данных, навыками самостоятельной работы с исходными данными (первичными и вторичными).
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1 – Объем дисциплины и виды учебной работы
Наименование | По учебным планам основной траектории обучения | |
с максимальной трудоемкостью | с минимальной трудоемкостью | |
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС по УП | 3/108 3/108 | |
Изучается в семестрах | ||
Вид итогового контроля по семестрам зачет экзамен Курсовой проект (КП) Курсовая работа (КР) Вид итогового контроля самостоятельной работы без отчетностей Расчетно-графические работы (РГР) Реферат (РФ) Домашние задания (ДЗ) | ||
Аудиторные занятия: всего В том числе: лекции (Л) лабораторные работы (ЛР) практические занятия (ПЗ) | 54 (12) 18 (6) 36 (6) | |
Самостоятельная работа общий объем часов (С2) В том числе: на подготовку к лекциям на подготовку к лабораторным работам на подготовку к практическим занятиям на выполнение КП на выполнение КР на выполнение РГР на написание РФ на выполнение ДЗ на экзаменационную сессию |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2 – Разделы дисциплины и виды занятий и работ
Раздел дисциплины и план его изучения | Л | ПЗ | РГР | ДЗ | С2 |
1. Статистика финансов как отрасль социально-экономической статистики 1.1 История возникновения финансовой статистики 1.2 Предмет, метод и задачи финансовой статистики 1.3 Современная организация статистики финансов 1.4 Система показателей статистики финансов | + | + | |||
2. Статистика национального богатства 2.1 Национальное богатство в системе макроэкономической статистики 2.2 Система показателей статистики национального богатства 2.3 Баланс национального богатства Форма проведения: интерактивная форма в виде учебной дискуссии (1 ч.) | + | + | + | + | + |
3. Статистика государственных финансов 3.1 Статистика бюджетов различных уровней 3.2 Статистика государственного долга 3.3 Статистика внебюджетных фондов Форма проведения: интерактивная форма в виде учебной дискуссии (1 ч.) | + | + | + | + | + |
4. Статистика финансов организаций 4.1 Социально-экономическое значение статистического изучения финансов организаций 4.2 Показатели статистики финансового состояния 4.3 Показатели статистики вложений Форма проведения: интерактивная форма в виде учебной дискуссии (1 ч.) | + | + | + | + | + |
5. Статистика банков, денежного обращения и инфляции 5.1 Статистика банков и небанковских финансовых учреждений 5.2 Статистика денежного обращения и кредита 5.3 Статистика цен и инфляции Форма проведения: интерактивная форма в виде учебной дискуссии (1 ч.) | + | + | + | + | + |
6. Статистика финансового рынка 6.1 Статистика рынка ценных бумаг 6.2 Статистика валютного рынка 6.3 Основы статистики страхового рынка 6.4 Статистика инвестиционного рынка Форма проведения: интерактивная форма в виде учебной дискуссии (1 ч.) | + | + | + | + | + |
7. Статистика финансов домашних хозяйств 7.1 Статистическое изучение уровня жизни населения 7.2 Экономико-статистический анализ доходов, расходов и условий проживания домашних хозяйств Форма проведения: интерактивная форма в виде учебной дискуссии (1 ч.) | + | + | + | + | + |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Таблица 3 – Практические занятия (семинары) и их взаимосвязь с содержанием лекционного курса
№ п/п | № раздела по содержанию | Тема работы (семинара) | Краткая характеристика практических работ (семинаров) | Оценка результатов работы | Время, отводимое на практическое занятие |
Статистика финансов как отрасль социально-экономической статистики | Опрос-дискуссия: 1 История возникновения финансовой статистики 2 Предмет, метод и задачи финансовой статистики 3 Современная организация статистики финансов 4 Система показателей статистики финансов | по уровню усвоения лекционного материала и по активности студента | |||
Статистика национального богатства | Опрос-дискуссия: 1 Национальное богатство в системе макроэкономической статистики 2 Система показателей статистики национального богатства 3 Баланс национального богатства Кейс-задания по теме (интерактивная форма 1 ч.) | по уровню усвоения лекционного материала и по активности студента | |||
Статистика государственных финансов | Опрос-дискуссия: 1 Статистика бюджетов различных уровней 2 Статистика государственного долга 3 Статистика внебюджетных фондов Кейс-задания по теме (интерактивная форма 1 ч.) | по уровню усвоения лекционного материала и по активности студента | |||
Статистика финансов организаций | Опрос-дискуссия: 1 Социально-экономическое значение статистического изучения финансов организаций 2 Показатели статистики финансового состояния 3 Показатели статистики вложений Кейс-задания по теме (интерактивная форма 1 ч.) | по уровню усвоения лекционного материала и по активности студента | |||
Статистика банков, денежного обращения и инфляции | Опрос-дискуссия: 1 Статистика банков и небанковских финансовых учреждений 2 Статистика денежного обращения и кредита 3 Статистика цен и инфляции Кейс-задания по теме (интерактивная форма 1 ч.) | по уровню усвоения лекционного материала и по активности студента | |||
Статистика финансового рынка | Опрос-дискуссия: 1 Статистика рынка ценных бумаг 2 Статистика валютного рынка 3 Основы статистики страхового рынка 4 Статистика инвестиционного рынка Кейс-задания по теме (интерактивная форма 1 ч.) | по уровню усвоения лекционного материала и по активности студента | |||
Статистика финансов домашних хозяйств | Опрос-дискуссия: 1 Статистическое изучение уровня жизни населения 2 Экономико-статистический анализ доходов, расходов и условий проживания домашних хозяйств Кейс-задания по теме (интерактивная форма 1 ч.) | по уровню усвоения лекционного материала и по активности студента | |||
ВСЕГО ЧАСОВ |
Целью проведения практических занятий является закрепление теоретических знаний, привитие умений и навыков работы с дополнительной литературой, статистическими данными.
При подготовке к практическим занятиям (семинарам) студенты должны использовать нормативно-правовые акты РФ, конспект лекций, учебную, методическую и дополнительную литературу.
Кроме того, студенты должны овладеть навыками поисковой и аналитической работы с ресурсами Интернета и информационными правовыми системами («Гарант», «Консультант Плюс» и др.).