Раздел 1. Общие принципы организации страховой деятельности и ее нормативно-правовая база. 3 страница

Деятельность обществ взаимного страхования обычно подчинена тем же правовым нормам, что и акционерных страховщиков. В ряде государств изданы специальные законы, регулирующие деятельность обществ взаимного страхования. Вместе с тем в некоторых странах общества взаимного страхования относятся к числу бесприбыльных организаций, что позволяет использовать их предпринимательским структурам для минимизации налогов.

В ряде стран существуют правительственные страховые организации, деятельность которых основана на субсидировании. Они специализируются на страховании от безработицы, компенсаций рабочим и служащим и т.п. Как правило, правительственные страховые организации освобождены от уплаты отдельных налогов.

Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье. Особый интерес представляет английская корпорация частных страховщиков “Ллойд”. Все члены “Ллойда” объединены в синдикаты для увеличения финансовых возможностей при приеме рисков на страхование. Каждый член синдиката несет пропорциональную ответственность и не отвечает за остальных его членов. Страховая премия и убытки распределяются между участниками пропорционально их финансовым интересам в синдикате.

Синдикат не является юридическим лицом. Это форма объединения членов “Ллойда” для осуществления операций по страхованию и перестрахованию. Члены “Ллойда” не заключают договоры страхования со страхователями непосредственно, а только через брокеров. При вступлении в “Ллойд” уплачивается определенный взнос. Действует также имущественный ценз, величина которого варьируется в зависимости от национальной принадлежности будущего члена. Участники синдиката должны внести депозиты, от размеров которых зависят и масштабы их страховой деятельности. Члены синдиката добровольно формируют группы для принятия рисков, каждая из которых возглавляется профессиональным страховым агентом, а корпорация в целом управляется комитетом “Ллойда”. Результаты деловой активности синдиката за год оцениваются не ранее чем через два года после завершения данного периода. Подобный трехгодичный метод расчета означает, что дополнительные страховые премии и страховые суммы, относящиеся к расчетному году, учитывают деятельность также и за последующие два года. Это дает более точную картину прибылей и убытков за расчетный год.

“Ллойд” оперирует на 5-ти основных рынках — морском (40 % всех страховых премий, полученных корпорацией), общем имущественном, авиационном, автомобильном и краткосрочного страхования жизни.

Международный опыт подтверждает, что более устойчивыми являются страховые компании в форме акционерных обществ или совместных предприятий, в которых концентрируется капитал различных отраслей или средства большого числа пайщиков (акционеров), что придает компании довольно высокую финансовую устойчивость. Сфера деятельности обществ взаимного страхования ограничена за счет особенности рисков, которые участники берут на себя.

Кэптивные страховые компании обслуживают целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей или самостоятельных хозяйствующих субъектов, входящих в структуру крупных финансово-промышленных групп. Кэптив может являться дочерней страховой компанией. Преимущества организации кэптива заключаются в большой потенциальной емкости крупного сегмента страхового рынка, который обслуживается корпоративным страховщиком. Проникновение конкурирующих страховых компаний в данный сегмент страхового рынка в целях привлечения нового бизнеса, как правило, затруднено. Деятельность кэптива тесно связана с пенсионными и инвестиционными фондами, коммерческими банками, другими финансово-кредитными институтами, которые обычно выступают учредителями кэптива. Через систему участия (обмен акций) происходит взаимное проникновение, оказывается влияние на проводимую финансовую политику, тактику и деловую стратегию между кэптивом и другими финансовыми и банковскими структурами многопрофильных концернов и финансово-промышленных групп.

Негосударственные пенсионные фонды представляют собой форму организации личного страхования, гарантирующую рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного возраста (как правило, пенсионного). В странах с развитой рыночной экономикой негосударственные (частные) пенсионные фонды являются источником существенных инвестиций, а также важнейшим элементом системы социальной защиты.

Страховой пул - это объединение страховых компаний для совместного страхования определенных, преимущественно особо крупных, опасных и малоизвестных рисков. Деятельность пула строится на основе сострахования. Каждая компания получает определенную долю собранных пулом взносов и в этой доле несет ответственность по возмещению убытков. Квота членов пула определяется пропорционально переданным в общий фонд взносам или устанавливается договорным соглашением.

Непременным составным элементом страхового рынка являются специализированные консалтинговые фирмы (компании) страховых экспертов. Основные задачи таких консультационных фирм: проведение актуарных расчетов; разработка правил страхования по нетрадиционным видам страховой защиты (страхование ответственности, медицинское страхование); анализ страхового рынка и поиск необходимой статистики в части удовлетворения спроса на отдельные виды страховых услуг; подготовка учредительных и других документов, требуемых для лицензирования; консультации страховых компаний по рентабельному (безубыточному) развитию, формированию сбалансированного по группе риска страхового портфеля; оценка финансовой устойчивости страховых операций и выбор наиболее эффективных направлений инвестирования страховых резервов.

Следует отметить, что в Республике Беларусь создан страховой союз, который имеет своей целью оказание методической, организационной помощи страховщикам, а также участие в подготовке законодательных актов по страхованию, повышению профессионального статуса специалистов и др.

Согласно действующему законодательству предметом деятельности страховщиков может быть только страховая деятельность, осуществление инвестиций, а также деятельность по оценке страхового риска и размера ущерба, оценке и осмотру движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием и выдаче заключений о состоянии этого имущества, по организации предоставления услуг технического, медицинского и финансового характера иному страховщику либо страхователю (застрахованному, потерпевшему, а также другому лицу, претендующему на получение страховой выплаты) в целях выполнения заключенных этими лицами договоров страхования, по оказанию услуг иной страховой организации в установлении причин, характера ущерба при наступлении страхового случая.

Страховая организация, осуществляющая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, не вправе заниматься иными видами страхования. Особенности осуществления видов страхования, относящихся к страхованию жизни, определяет Министерство финансов.

Посредническая деятельность по страхованию - деятельность, осуществляемая страховыми агентами и страховыми брокерами.

Страховые организации не могут выступать страховыми агентами или страховыми брокерами. Страховые агенты не могут выступать страховыми брокерами.

Страховыми агентами могут быть физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, и организации, не являющиеся страховыми организациями.

Страховой агент - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, осуществляющее от имени страховой организации посредническую деятельность по страхованию на основании трудового договора (контракта) либо гражданско-правового договора по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, - от имени нескольких страховых организаций, а по иным видам страхования - от имени только одной страховой организации.

Физическое лицо для осуществления посреднической деятельности по страхованию должно иметь образование не ниже общего среднего.

Страховой агент - организация и ее структурные подразделения (далее в настоящем пункте - организации), осуществляющие от имени страховой организации посредническую деятельность по страхованию на основании гражданско-правового договора.

Страховыми агентами могут выступать следующие организации:

банки;

республиканское унитарное предприятие почтовой связи "Белпочта" и его структурные подразделения;

иные организации, включенные в реестр страховых агентов Министерства финансов (далее - реестр).

Основания и порядок включения в реестр (исключения из него) организаций, а также порядок ведения реестра определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Организация, которая является государственным юридическим лицом, государственным банком, вправе осуществлять посредническую деятельность по всем видам добровольного и обязательного страхования. Иные организации имеют право осуществлять посредническую деятельность только по видам добровольного страхования.

Посредническая деятельность по страхованию не может являться основным и (или) единственным видом деятельности страхового агента - организации.

Страховой агент действует в пределах полномочий, предоставленных страховщиком, и в посреднической деятельности по страхованию выступает от его имени.

При заключении гражданско-правового договора между страховым агентом и страховой организацией должно быть достигнуто соглашение о конкретном перечне услуг, оказываемых страховым агентом, правах страхового агента и его обязанностях перед страховщиком, условиях и порядке выплаты вознаграждения.

Страховой агент не вправе заключать договоры страхования в отношении себя лично либо выступать выгодоприобретателем по заключенным им договорам страхования. Страховой агент - организация также не вправе заключать договоры страхования с дочерними, зависимыми организациями или иными аффилированными лицами.

Права и обязанности, вытекающие из сделок, совершенных страховым агентом, приобретает страховщик.

В случае отсутствия либо превышения страховым агентом полномочий, предоставленных ему страховщиком, договор страхования считается заключенным, если страховщик впоследствии прямо одобрит данный договор.

Одобрение договора страхования страховщиком создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данному договору с даты его вступления в силу.

Определение и получение страховых взносов страховыми агентами от страхователей осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством и правилами страхования.

Страховые агенты обязаны сдавать полученные ими страховые взносы страховщику или перечислять на его текущий (расчетный) банковский счет в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством страховщиком по согласованию с обслуживающим его банком. При этом сумма страховых взносов должна соответствовать размеру и валюте, указанным в договорах страхования, по которым страховой агент получил страховые взносы.

Министерство финансов устанавливает предельный размер всех видов выплат страховым агентам и определяет особенности выплаты вознаграждения страховым агентам.

Предметом деятельности страхового брокера является только посредническая деятельность по страхованию.

Страховые брокеры могут по видам добровольного страхования:

осуществлять поиск страхователей или подбор страховщика;

оказывать консультационные и информационные услуги по страхованию;

получать страховые взносы по договорам страхования (перестрахования) при наличии соответствующего условия в договоре со страховщиком;

оказывать помощь в подготовке (оформлении) документов, необходимых для получения страховой выплаты;

оформлять страховые полисы (свидетельства, сертификаты) и другие документы, необходимые для заключения договора добровольного страхования;

предоставлять заинтересованным лицам услуги по оценке страхового риска при заключении договора страхования, оценке ущерба и определению размера выплаты страхового возмещения, а также по возмещению убытков при наступлении страхового случая или оказывать содействие в предоставлении таких услуг.

Конкретный перечень услуг, предоставляемых страховым брокером, а также перечень его прав и обязанностей по отношению к страхователю и (или) страховщику определяются в договорах, заключенных между ними.

В этих договорах должны быть предусмотрены порядок взаиморасчетов между страховым брокером и страховщиком, сроки перечисления страховых взносов на текущий (расчетный) банковский счет страховщика, условия и порядок выплаты вознаграждения, а также другие условия, определяемые по соглашению сторон.

Страховой брокер не вправе осуществлять:

деятельность по поручению страховых организаций, созданных за пределами Республики Беларусь (за исключением посреднической деятельности по перестрахованию);

иные виды деятельности, кроме посреднической деятельности по страхованию;

посредническую деятельность по видам обязательного страхования, по перестрахованию по видам обязательного страхования, за исключением случаев, определенных в законодательстве;

посредническую деятельность по страхованию без наличия действующего договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Страховой брокер вправе:

получать от страховщика сведения о страховых тарифах, обязательствах, принятых по договорам страхования (сострахования, перестрахования), страховых резервах и размере собственного капитала;

получать от страховщика и страхователя вознаграждение за оказанные им услуги;

осуществлять посредническую деятельность по перестрахованию по поручению страховых организаций и страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь, и получать вознаграждение за оказанные им услуги.

Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Республики Беларусь договоров страхования от имени страховых организаций, созданных за пределами Республики Беларусь, не допускается.

3. Страховое законодательство, его основные положения.

Нормативно-правовая база страховой деятельности включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство, подзаконные акты и ведомственные нормативные документы.

Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, независимо от видов предпринимательской деятельности, рода занятий. К ним относят: Гражданский Кодекс Республики Беларусь, Налоговый кодекс Республики Беларусь, закон «О бухгалтерском учете» и др. Глава 48 Гражданского Кодекса Республики Беларусь («Страхование») содержит основополагающие нормы по договору страхования. Кроме того, деятельность страховщика как субъекта хозяйственной деятельности регулируется еще целым рядом глав Гражданского Кодекса, посвященных организационно-правовым формам, правам собственности, видам сделок, обязательствам и договорам и т.д. Налогообложение страховщиков регулируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, где определены налоги и порядок налогообложения в страховании.

Хозяйственная деятельность страховщиков и их отношения с другими субъектами хозяйствования регулируется Таможенным кодексом, Трудовым кодексом, Кодексом торгового мореплавания, Кодексом об административных правонарушениях и другими, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы страхования.

Специальное страховое законодательство включает в себя Указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь по вопросам страхования. Важнейшими из них являются: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006г. № 530 «О страховой деятельности», Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования», Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)», Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2011 г. №631 «О Республиканской программе развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы».

Важнейшим нормативным документом является Указ Президента Республики Беларусь № 530 «О страховой деятельности», включающий в себя 2 раздела: раздел 1 – Основные положения, раздел 2 – Виды обязательного страхования.

Раздел 1 включает в себя 11 глав:

Глава 1 - основы страховой деятельности

Глава 2 - государственное регулирование страховой деятельности

Глава 3 - государственная регистрация, реорганизация, ликвидация страховщиков и страховых брокеров

Глава 4 - особенности деятельности страховщиков, страховых брокеров и страховых агентов

Глава 5 - объединение страховщиков

Глава 6 - порядок принятия в государственную собственность долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций

Глава 7 - особенности обеспечения финансовой устойчивости страховщиков

Глава 8 - гарантийные фонды и фонды предупредительных (превентивных) мероприятий

Глава 9 - надзор и контроль за страховой деятельностью

Глава 10 - временная администрация

Глава 11 - страховые истории

2 Раздел включает в себя основные условия и порядок проведения соответствующих видов обязательного страхования:

обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам;

обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;

обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь;

обязательное страхование ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением;

обязательное страхование с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы;

обязательное страхование гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

обязательное страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов;

обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов;

обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Существуют и иные правовые акты по отдельным видам страхования.

Ведомственные нормативные документы и система подзаконных актов занимают особое место в деятельности страховщиков. Данные документы принимаются в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе и органом страхового надзора (рекомендации и указания по различным вопросам страхования). К ним относятся: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. N 188 «О порядке и условиях образования страховых резервов страховых организаций», Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 июня 2014 г. N 37 «О некоторых вопросах осуществления страховой деятельности», Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 июня 2014 г. N 38 «Об установлении нормативов безопасного функционирования для страховых организаций и утверждении инструкции о порядке расчета, применения и оценки выполнения нормативов безопасного функционирования для страховых организаций», Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. N 73 «Об утверждении инструкции о критериях и порядке оценки платежеспособности страховых организаций и внесении изменений в Постановление комитета по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов Республики Беларусь от 13 декабря 2000 г. N 3», Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. N 1750 «Об утверждении положения о порядке инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов», Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 11 января 2010 г. N 2 «Об отдельных вопросах ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности страховыми организациями и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь».

Кроме того орган надзора выпускает методические документы и инструкции по различным вопросам страховой деятельности, рекомендованные или обязательные к исполнению страховыми организациями. Например, Рекомендации по анализу финансовой устойчивости страховых организаций.

4. Государственное регулирование страховой деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством финансов.

Государственное регулирование страховой деятельности производится путем определения:

основных направлений государственной политики в области страховой деятельности;

порядка осуществления страховой деятельности в Республике Беларусь;

процедур регистрации, реорганизации и ликвидации страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;

порядка лицензирования страховой деятельности;

правил и принципов страхования, перестрахования, тарифной политики;

требований к формированию, размещению, использованию страховых резервов и других фондов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховых организаций.

Президент Республики Беларусь:

определяет основные направления государственной политики в области страховой деятельности;

вводит новые виды обязательного страхования;

определяет размер отчислений, порядок и направления использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по добровольному страхованию жизни, медицинских расходов, видам обязательного страхования, за исключением обязательного государственного страхования, обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением, обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы, обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

согласовывает порядок осуществления инвестиций посредством вложения средств страховых резервов и их размещения, принятие в собственность Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций страховых организаций;

устанавливает размеры страховых взносов и страховых тарифов по видам обязательного страхования, лимиты ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательному страхованию гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов;

определяет иные условия осуществления страховой деятельности при добровольном страховании объектов атомной электростанции в Республике Беларусь и ответственности, связанной с их эксплуатацией, наряду с условиями, предусмотренными настоящим Положением;

осуществляет иные полномочия.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции:

по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливает порядок осуществления инвестиций посредством вложения средств страховых резервов и их размещения;

по согласованию с Президентом Республики Беларусь принимает решения о принятии в собственность Республики Беларусь долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций страховых организаций;

утверждает республиканские программы развития страховой деятельности;

в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, в том числе для определения случаев страхования ответственности за нарушение договора;

осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования страховой деятельности.

Министерство финансов в пределах своей компетенции:

принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, в том числе в целях обеспечения единообразного ведения страховщиками учета и отчетности, формирования страховых резервов;

проводит государственную политику в области страховой деятельности;

осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;

выдает страховым организациям специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности;

выдает белорусским страховым организациям или белорусским страховым брокерам разрешения на создание обособленных подразделений, в том числе за пределами Республики Беларусь, а также на участие в создании организаций за пределами Республики Беларусь для осуществления деятельности в области страхования, включая страховых брокеров, либо на приобретение долей в уставных фондах (акций) таких организаций;

обобщает практику страховой деятельности, дает страховым организациям, страховым брокерам, объединениям страховщиков, иным юридическим лицам, а также физическим лицам разъяснения по вопросам применения законодательства о страховании, разрабатывает предложения о совершенствовании такого законодательства;

определяет порядок заключения договоров страхования (сострахования, перестрахования), применения страховых тарифов;

устанавливает нормативы безопасного функционирования для страховых организаций, порядок их расчета, применения и оценки выполнения, а также норматив расходов на ведение дела;

согласовывает правила добровольного страхования, изменения и (или) дополнения в них, базовые страховые тарифы, а также определяет порядок их оформления и представления в Министерство финансов для согласования;

устанавливает норматив ответственности и определяет порядок его расчета, применения и распространения, а также порядок расчета размера собственного капитала страховых организаций;

определяет объем и порядок раскрытия (опубликования, распространения, предоставления) информации о деятельности страховых организаций, страховых брокеров;

устанавливает формы квитанций о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) и порядок их заполнения и использования;

согласовывает тираж бланков квитанций о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) и осуществляет регистрацию бланков таких квитанций;

ведет в определенном им порядке реестр иностранных страховых (перестраховочных) организаций, с которыми страховые организации Республики Беларусь вправе заключать договоры перестрахования;

представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам страховой политики;

осуществляет иные функции государственного регулирования страховой деятельности.

5. Лицензирование страховой деятельности в Республике Беларусь.

Страховые организации приобретают право на осуществление страховой деятельности со дня получения специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, выдаваемого Министерством финансов в порядке, установленном законодательством о лицензировании.

В специальном разрешении (лицензии) на осуществление страховой деятельности указываются виды обязательного и (или) добровольного страхования, которые имеет право осуществлять страховая организация, получившая такое специальное разрешение (лицензию).

Страховые организации, являющиеся дочерними или зависимыми хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам, не могут осуществлять в Республике Беларусь страхование жизни, обязательное страхование, в том числе обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок, оказанием услуг или выполнением работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, за исключением случая, предусмотренного в законодательстве.

Страховые организации, являющиеся дочерними или зависимыми хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам, вправе осуществлять в Республике Беларусь виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, при условии заключения договоров страхования только с физическими лицами.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется Министерством финансов.

В лицензии указываются конкретные виды обязательного и (или) добровольного страхования, которые имеет право осуществлять лицензиат.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются:

1. общие лицензионные требования и условия:

платежеспособность лицензиата;

соответствие законодательству правил по добровольным видам страхования, утвержденных страховщиком или объединением страховщиков;

осуществление лицензируемой деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность;

2. для обязательного страхования - соблюдение требований и условий, установленных законодательными актами, регулирующими лицензируемую деятельность, а также:

Наши рекомендации