Правовое регулирование расходов бюджетов.
Правовое регулирование расходов бюджета Правовое регулирование расходов бюджета – это совокупность правовых норм, регулирующих общ. отношения, возникающие в связи с формированием расходной части бюджетов. Под расходами бюджета понимаются средства, выделяемые на безвозвратной основе в пределах утвержденного бюджета. Расходы бюджета зависят от метода бюджетной деятельности, посредством которого осуществляется распределение бюджета. Такими методами выступают: 1. бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета 2. бюджетное кредитование - возвратное предоставление денежных средств из бюджета 3. погашение долговых обязательств бюджета.
Правовой режим целевых бюджетных фондов (Инвестиционного фонда, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, Резервных фондов Президента РФ и исполнительных органов государственной власти (местных администраций) и других).
Целевые бюджетные фонды – это централизованные денежные фонды, образуемые ежегодно в рамках государственного и местного бюджетов, средства которых используются строго целевым назначением. Срок действия указанных целевых фондов может быть пролонгирован, но для этого они должны быть включены в бюджет следующего года. Основным источником правового регулирования целевых бюджетных фондов является ежегодно принимаемый закон (или решение органа местного самоуправления) о бюджете на текущий год. Однако деятельность некоторых из них регламентируется также положением о соответствующем фонде, утверждаемым исполнительным органом власти. Речь идет о тех бюджетных фондах, которые создаются в рамках бюджета на протяжении нескольких лет.
Особенностями целевых бюджетных фондов, как правило, являются:
– краткосрочность (финансовый год);
– создание в рамках бюджета соответствующего уровня;
– образование за счет общеобязательных платежей юридических и физических лиц (налоговых и неналоговых);
– использование средств на строго определенные цели, закрепленные в законе (решении) о бюджете на текущий год (как правило, на поддержку государственно– и социально-значимых сфер жизнедеятельности, отраслей экономики, хозяйства и т. п.).
В целях финансирования непредвиденных расходов в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти и местных администраций. Соответственно, это резервный фонд Правительства РФ, резервные фонды высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервные фонды местных администраций.
Правовой основой создания и функционирования резервных фондов является БК (ст. 81, 81.1, 82, 96.9, 96.10), нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований.
Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Непредвиденными признаются расходные обязательства государства или иного публично-территориального образования, принятие которых не могло быть предусмотрено при утверждении соответствующего бюджета на текущий финансовый год и не может быть отложено до утверждения бюджета на следующий финансовый год.
В целях обеспечения целевого использования средств, направляемых на непредвиденные расходы, БК запрещает создание в расходной части бюджетов бюджетной системы резервных фондов законодательных (представительных) органов и резервных фондов депутатов законодательных (представительных) органов.
Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3% утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.
Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, регионального или местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации.
Использование бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) подлежит финансовому контролю, а отчет об осуществленных финансовых операциях прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.
Особый правовой режим имеет резервный фонд Президента РФ, создание которого предусматривается федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Основное предназначение средств резервного фонда Президента РФ - финансовое обеспечение непредвиденных расходов. Отличительным признаком использования бюджетных ассигнований рассматриваемого резервного фонда является их предоставление на основании указов и распоряжений Президента РФ. Бюджетное законодательство запрещает использовать бюджетные ассигнования резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности главы исполнительной власти РФ.
В целях осуществления нефтегазового трансферта в составе федерального бюджета на основании ст. 96.9 БК образуется Резервный фонд, который представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Нормативная величина Резервного фонда устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта.
Резервный фонд формируется за счет: нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта, при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины; доходов от управления средствами Резервного фонда.
Средства Резервного фонда могут быть использованы на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации. Однако такое направление расходования средств должно быть установлено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФР в составе федерального бюджета образуется Фонд национального благосостояния, правовой режим которого установлен ст. 96.10 БК.
Объем средств федерального бюджета, направляемых в Фонд национального благосостояния, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Фонд национального благосостояния формируется за счет: нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Минфином России.
Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Банком России, а Фонда национального благосостояния - Банком России и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России.
Резервные фонды органов исполнительной власти образуются и в составе бюджетов субъектов РФ.
Нецелевое использование средств резервного фонда влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
Дорожный фонд представляет собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования. Дорожные фонды создаются в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ.