Оздоравливающая
Достоинства рынка:
1. Эффективное распределение ресурсов;
2. Возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации;
3. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
4. Эффективное использование результатом НТП;
5. Относительная свобода выбора и действий потребителей и производителей;
6. Разнообразие товарного мира;
7. Повышение качества товаров и услуг.
Недостатки рынка:
1. Неустойчивое положение участников рынка вследствие стихийного колебания цен;
2. Отсутствие социально-справедливого перераспределения дохода в обществе;
3. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству;
4. Рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг совместного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование и т.д.)
5. Рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему кризисами перепроизводства, инфляционными и др. процессами.
6. Безработица, как результат несовпадения предложения рабочей силы с потребностями общественного производства.
ТЕМА №5.Рыночный механизм и его основные элементы: спрос, предложение, цена.
Рыночная система (механизм) состоит из следующей совокупности элементов:
1. производители и потребители;
2. экономическая обособленность;
3. цены;
4. спрос и предложение;
5. конкуренция.
Спрос (D) – представляет платежеспособную потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода.
Закон спроса: состоит в том, что снижение цены ведёт, как правило, к увеличению спроса. Существует обратная связь.
На спрос влияют ценовой фактор и неценовые факторы:
1. изменение вкусов потребителей
2. изменение числа покупателей
3. изменение доходов потребителей (товары высшей и низшей категории)
4. изменение цен на сопряженные товары ( взаимозаменяемые- чай-кофе, масло-маргарин, говядина-свинина); (взаимодополняющие – часы-батарейки, иглы-нитки, автомобили - бензин)
5. изменения в ожиданиях потребителей
6. степень удовлетворения потребностей
График спроса:
Предложение (S) – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определённой цене в течение определённого времени.
Закон предложения: что с повышением цен соответственно растёт и величина предложения, т.к. растущие цены на товары заинтересовывают производителей в расширении производства и продажи продукции.Существует прямая связь.
График предложения:
Предложение подвержено изменениям.
1. Изменение величины предложения. Главная причина – изменение цены.
2. Изменение в предложении, благодаря неценовым факторам.
Неценовые факторы предложения:
- изменение цен на ресурсы;
- изменение технологий;
- изменение налогов и субсидий
- изменение цен на другие товары
- погодные условия ( возможная жара или в заморозки)
- изменения числа производителей.
Когда устанавливается на рынке единственный ценовой уровень, приемлемый для производителей и потребителей, эта цена называется равновесной рыночной ценой
Равновесие на товарном рынке символизируется точкой пересечения кривых спроса и предложения.
Цена на рынке может оказаться либо выше, либо ниже равновесной.
Если цена выше равновесной, на рынке образуется избыток товара. Продавцы не смогут продать все по данной цене, трудности сбыта, усиление конкуренции между продавцами, цена снижается и предложение сокращается., далее спрос увеличивается и продавцы начинают поднимать цены. В итоге наступает равновесие.
Если цена ниже равновесной, на рынке возникает дефицит товара. Предложение растёт, спрос сокращается и цена повышается, усиливается конкуренция между покупателями.
Продавцы и покупатели «добровольно подчиняются» изменениям цен, поэтому ценовой рыночный механизм был назван А. Смитом «невидимой рукой рынка».
Эластичность спроса и предложения –это их способность гибко изменяться под влиянием определяющих факторов.
Эластичным называют такой спрос на товар, который изменяется в большей степени, чем цена этого товара. И наоборот, когда изменение спроса происходит в меньшей степени, чем изменение цены, это неэластичный спрос.
Неэластичностью отличаются предметы первой необходимости (вода, пища, общ.транспорт, ком.услуги)
Высокой эластичностью отличаются предметы роскоши, поскольку от их приобретения в случае роста цен нетрудно и отказаться.
Эластичность спроса по цене зависит от:
- наличия товаров – заменителей;
- дохода потребителя;
- длительности периода времени, в течение которого продавец меняет цены;
- привычность, значимость товара для потребителя;
- степень срочности покупки.
Перекрестная эластичность - показывает, как реагирует спрос на один из таких товаров в ответ на изменения цен.
Эластичность предложения - показывает степень реакции поставщиков товаров (производителей, продавцов) на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот предложение неэластично, если процент его изменения меньше процента изменения цены.
Эластичность предложения по цене зависит от:
- периода времени;
- типов предлагаемых к продаже товаров;
- наличия свободных производственных мощностей;
- возможности длительного хранения продукции;
- ситуации на рынке.