Финансовая отчетность тоо «данк»: методика составления, аудит и анализ.

Финансовая отчетность в условиях рыночной экономики превращается практически в единственный систематизированный источник финансовой информации о деятельности организации, в основное средство коммуникации организации различных организационно-правовых форм и информационную базу последующих аналитических расчетов, необходимых для принятие управленческих решений.

Внедренная в настоящее время отечественная финансовая отчетность по основным параметрам соответствует требованием международных учетных стандартов, так как в последние годы в Республике Казахстан активно прошел процесс реформирования бухгалтерского учета с ориентацией на международный опыт, что было связано, во-первых, с формированием новой экономической системы, основу которой составляет рыночные отношения, и во-вторых, вхождением нашей страны в мировое экономическое пространство.

В ходе процесса реформирования бухгалтерского учета в Республике Казахстан сформированы новые взгляды на цели составления отчетности, изменилось ее ориентация.

Финансовая отчетность в основном отражает финансовые результаты прошлых событий и содержит информацию, полезную для принятия инвестиционных решении и решении по предоставлению кредитов по предоставлению кредитов, а также оценки будущих денежных потоков субъекта, ресурсов и обязательств его в связи с вверенными ему ресурсами и работы руководящих органов. Однако финансовая отчетность не включает всю информацию, которая необходима пользователям для принятие экономических решений. Экономические решения, которые принимают пользователи финансовой отчетности, требуют оценки способности организации генерировать денежные средства, расчета времени их генерирования и уверенности в полученном результате, это в конечном итоге определяет способность организации платить своим работникам и поставщикам, выплачивать проценты, погашать кредиты и распределять доход. Пользователи могут лучше оценить способность генерировать денежные средства, если они обеспечены всей необходимой информацией, а не только той, которая отражает финансовое положение, деятельность и изменения в финансовом положении организации за истекший отчетный период. В учетной политике организации есть пункт об охране коммерческой тайны, который ограничивает объем финансовой информации, получаемой пользователями, хотя некоторые их них при наличии полномочий могут требовать информацию в дополнение к той, которая содержится в финансовой отчетности.

Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, отчета о движении денежных средств, пояснительной записки к ним и другой дополнительной информации.

Разным пользователям финансовой информации о деятельности организации необходимы следующие данные:

- инвесторы – требуют информацию о том, насколько адекватен

получаемый ими доход степени рискованности сделанных инвестиций; должны ли они продавать, покупать или продолжать держать свою долю в активах организации;

- кредиторы – требуют информацию о возможностях погашения займов

и выплаты процентов;

- поставщики – требуют информацию о способности организации во

время погасить кредиторскую задолженность;

-покупатели – заинтересованы в том, какой период времени организация

сможет продолжать свою деятельность, особенно в тех случаях, когда они имеют долгосрочные связи в части кооперированных поставок;

- правительство и органы – заинтересованы в информации, необходимой

для разработки экономической политики в отношении организации, включая налоговые меры, а также для сбора статистических данных.

Финансовая отчетность составляется в валюте Республики Казахстан; единица измерения – тысяч тенге. Отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год; для вновь созданных субъектов – с даты приобретения статуса юридического лица до 31 декабря отчетного года. Собственники имеют право устанавливать иную периодичность представления отчетности и определять сроки представления финансовой отчетности.

Элементы финансовой отчетности. Финансовые отчеты отражают

результаты сделок и других событий, группируя их в следующие классы в соответствии с их экономическими характеристиками. (Приложение К)

Активы – имущество, имущественные и личные неимущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку. В активе воплощена будущая экономическая выгода. Актив является результатом прошлых сделок или других событий; последние, ожидаемые в будущем, не приводят сами по себе к появлению активов.

Активы используются для производства продукции, работ услуг, а также для управления производством и других целей. Будущие экономические выгоды, воплощены в активе могут быть реализованы в производстве и капитальном строительстве, проданы или обменены на другие активы, использованы для погашения обязательств организации, разделены между его собственниками.

Обязательство – это результат прошлых сделок, осуществление которых ведет к проявлению обязанности должника совершить в пользу кредитора определенное действие: оплатить задолженность, произвести работы и услуги, передать имущества, либо воздержаться от определенного действия. Необходимо разграничить настоящие и будущие обязательства. Решение субъекта приобрести активы в будущем не может привести к появлению обязательств. Обязательство возникают тогда, когда актив получен или организация вступает в договорные отношения о приобретении актива. Погашения обязательства производится путем его оплаты, передачи других активов, выполнение работ или услуг, замещения данного обязательства другим, обменом обязательства на ценные бумаги.

Собственный капитал – это активы организации за минусом обязательства организации. Собственный капитал в бухгалтерском учете разделяется на подклассы: уставный капитал, резервный капитал, нераспределенный доход, дополнительно оплаченный капитал. Такое деление необходимо для пользователей финансовой отчетностью, при анализе хозяйственной деятельности. Более высокий удельный вес собственного капитала в структуре пассива баланса говорит об устойчивом финансовом положении.

Финансовые результаты – результат финансово - хозяйственной деятельности организации за отчетный год. Элементами измерения финансовых результатов являются доходы и расходы.

Доходы – это увеличение активов либо уменьшение обязательств в отчетном периоде; расходы – это уменьшение активов либо увеличение обязательств в отчетном периоде.

Признание элементов финансовых отчетов – это процесс включения в бухгалтерский баланс или отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности статьи, которая соответствует определению элемента или удовлетворяет следующим критериям признания:

- существует вероятность того, что любая будущая выгода, подлежащая

отражению на данной статье, может поступить организации или выбыть от него;

-статья имеет стоимость, которую можно измерить с большей

достоверностью.

Оценка элементов финансовых отчетов. Оценка является методом определения стоимости, по которой активы и обязательства признаются и фиксируются в финансовых отчетах организации

Баланс предприятия

Отчет о доходах и расходах.

Отчет о движении денежных средств.

Баланс отражает имущественное состояние предприятия на конкретную дату.

Информацию о движении капитала можно получить из отчета о финансово-хозяйственной деятельности. В этом отчете отражаются все доходы, полученные предприятием и расходы этого предприятия за отчетный год.

Движение денежных средств в течение отчетного года отражает «Отчет о движении денежных средств».

Избранный метод корректировки существенных ошибок при составлении бухгалтерской отчетности.

Сумма корректировки существенной ошибки, относящейся к предыдущим периодам, включается при определении чистого дохода или убытка отчетного периода. При исправлении существенной ошибки предыдущего периода путем включения в результате отчетного периода сравнительные данные представляются в том виде, в котором они отражены в финансовых отчетах предыдущего периода.

Для того чтобы показать чистый доход или убыток за отчетный период и любые предыдущие периоды, как если бы существенная ошибка была исправлена в тот период, когда она была допущена, составляются отдельные таблицы.

Метод для заполнения отчета о движении денежных средств.

Отчет о движении денежных средств является обязательной составной частью финансовой отчетности. Движение денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности организация раскрывает прямым методом. Методика составления пояснительной записки.

Пояснительная записка финансовой отчетности представляет собой раскрытие финансовой отчетности по строкам бухгалтерского баланса, отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Аудиторская проверка финансовой отчетности строится на определенной последовательности. Каждый аудитор самостоятельно выбирает последовательность своей работы исходя из особенностей проверяемого предприятия и условий договора с клиентом.

Работа аудитора – это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составления документации, проведения аудиторских процедур.

Практика аудита различает следующие этапы проведения проверки финансовой отчетности:

- ознакомление с предприятием;

- заключение договора на аудиторскую проверку;

- составление плана и программы аудита;

- аудит показателей финансовой отчетности;

- составление отчета по результатам аудита и представление его клиенту, а также подписание акта приемки-сдачи работ по договору об аудиторской проверке.

Знакомство аудитора с клиентом начинается задолго до выполнения собственно аудита. Аудитор должен иметь представление об отрасли в которой работает клиент. Важнейшими отраслевыми факторами, влияющими на бизнес клиента, являются: рынок и конкуренция; циклическая и сезонная деятельность; изменения в технологии производства; экологические требования; акты органов государственного управления; энергоснабжение и расходы, специфические методы ведения бухгалтерского учета и др.

При ознакомлении с учетной политикой предприятия аудитору необходимо установить, полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности.

Специфика предприятия, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требуют определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. С этой целью руководителем бригады составляется программа проверки, к которой указываются:

1. Цель аудита;

2. Основные участки работы предприятия и объекты учета, подлежащие проверке;

3. Характер проверки;

4. Закрепление обязанностей за членами бригады;

5. Предполагаемая продолжительность проверки.

Одна из основных целей – оценка аудиторского риска и составление аудиторских процедур, необходимых для снижения его до допустимого низкого уровня.

В программе проверки указываются те участки работы, которые будут исследованы в ходе аудита. Надо, во-первых, отметить наиболее важные участки, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности предприятия и формирования ее результатов.

По каждому проверяемому участку следует определить характер проверки – сплошной или выборочный.

Если проверку осуществляет бригада аудиторов, то следует заранее определить, какие участки возьмет тот или иной аудитор. Здесь следует учитывать квалификацию и опыт, приобретенные в ходе предыдущих проверок.

Продолжительность аудиторской проверки может быть различной, однако практика показывает, что двухнедельная интенсивная работа приносит не менее точные и полезные результаты, нежели растянутая во времени на долгие недели.

В целях наиболее эффективного способа проведения аудита показателей финансовой отчетности, на наш взгляд, необходимо тематику аудита составить в следующей последовательности:

1. Аудит внеоборотных активов.

2. Аудит товарно-материальных запасов.

3. Аудит дебиторской задолженности.

4. Аудит расходов будущих периодов.

5. Аудит финансовых инвестиций

6. Аудит денежных средств.

7. Аудит собственного капитала.

8. Аудит долгосрочных обязательств.

9. Аудит краткосрочных кредитов.

10. Аудит кредиторской задолженности.

11. Аудит расходов.

12. Аудит доходов.

По каждой теме следует составить вопросы и программу аудиторской проверки, указав в ней последовательное осуществление необходимых аудиторских процедур и их исполнителей. Так, например, тему «Аудит товарно-материальных запасов» можно подразделить на следующие вопросы:

1. Аудит производственны запасов.

2. Аудит незавершенного производства.

3. Аудит готовой продукции и товаров.

Наконец, аудитор по результатам аудиторской проверки составляет аудиторское заключение, которое должно соответствовать казахстанскому стандарту «аудиторское заключение (отчет) по проверке финансовой отчетности». Основные элементы аудиторского заключения в этом стандарте приведены в следующей последовательности:

- заглавие;

- адресат;

- начальный или вводный раздел;

- основной раздел (содержит описание характера аудита);

- заключительный раздел (содержит заключение по финансовым отчета);

- дата аудиторского заключения;

- адрес аудитора;

- печать и личная подпись аудитора (или руководителя фирмы и ее печать).

Аудитору следует также отметить, что в ходе проверки было собрано достаточно данных для составления заключения.

Анализ финансовой устойчивости предприятия

Коэффициент независимости – отношение собственного капитала к валюте баланса - -49971/1028289 = -0,049

Коэффициент концентрации заемного капитала – отношение заемного капитала к валюте баланса – 1078260/1028289 = 1,049

В сумме оба коэффициента дают 1. Таким образом, по данным пассива баланса можно сделать вывод, что предприятие на конец 2000 годя является финансово-независимым и финансово не устойчиво.

Коэффициент устойчивого финансирования – отношение суммы собственного капитала и долгосрочных пассивов к сумме долгосрочных активов и текущих активов – (-49971+479693)/(546874+481415)=0,42.

Этот коэффициент показывает какая часть активов финансируется за счет устойчивых источников.

Коэффициент реальной стоимости имущества – отношение суммы стоимости основных средств, стоимости сырья, стоимости незавершенного производства к валюте баланса – (197541+178996+255008)/1028289=0,61.

Этот коэффициент показывает долю в составе активов имущества, обеспечивающую основную деятельность предприятия.

Анализ показателей отчетности (Анализ показателей баланса рассмотрен в Таблице 26).

Как видно из таблицы в работе данной организации имеется много

положительных моментов, о чем свидетельствуют такие показатели как доход от реализации продукции который по сравнению с показателем 2005 года, возрос на 567 тысяч тенге и составил 61470 тысяч тенге в 2006 году, а в 2007 году составил 65540 тысяч тенге, то есть возрос на 4637 тысяч тенге.

Таблица 26- Анализ показателей баланса

  Показатели Года Отклонение
в сумме в процентах
год год год год
1. Доход от реализации, тыс. тенге.   2.Себестоимость продукции, тыс. тенге.   3. Валовой доход, тыс. тенге   4. Расходы периода, тыс. тенге   5. Чистый доход, тыс. тенге                                                               -2500                   -1900                   -6,5     13,3     5,3     87,7   7,6     5,01     28,4     14,3      

Как видно из таблицы в работе данной организации имеется много

положительных моментов, о чем свидетельствуют такие показатели как доход от реализации продукции который по сравнению с показателем 2006 года, возрос на 567 тысяч тенге и составил 61470 тысяч тенге в 2007 году, а в 2008 году составил 65540 тысяч тенге, то есть возрос на 4637 тысяч тенге. Себестоимость продукции в 2006 году составило 37900 тысяч тенге, а в 2007 году составило 35400 тысяч тенге, то есть уменьшилась на 2500 тысяч тенге, а в 2008 году составило 36000 тысяч тенге, значит, уменьшилось на 1900 тысяч тенге. А также один из положительных моментов является увеличение чистого дохода, который составил в 2006 году 7336 тысяч тенге, а в 2007 году составило 13770 тысяч тенге, то есть увеличилась на 6034 тысяч тенге, а в 2008 году составило 16195 тысяч тенге, значит, увеличилась на 8859 тысяч тенге.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТОО «Данк» зарегистрировано 13 октября 1995 году, занимается добычей металлосодержащих руд и переработкой их методом кучного выщелачивания.

Рассмотрев финансово - хозяйственную деятельность предприятия, выделим отличия и сходства в ведении бухгалтерского учета.

Сходствами являются:

-для учета активов и собственного капитала и обязательств используются первичные документы;

-предприятие хранит свои денежные средства в кассе и на расчетном счете в банке;

- на ТОО «Данк» используются две системы оплаты труда: сдельная и повременная оплаты труда;

- ТОО «Данк» как и все хозяйствующие субъекты представляет финансовую отчетность в установленном законодательством порядке;

В свою очередь различиями являются:

-для начисления износа по основным средствам и нематериальным активам используется метод равномерного списания;

-для учета дебиторской задолженности используется счет;

- на ТОО «Данк» используется нормативный метод учета затрат;

-инвентаризация на предприятии проводится ежегодно 1 октября.

При прохождении практики в организации были ознакомлены: с

деятельностью организации, учетной политикой, изучили ведение бухгалтерского учета, документооборот, анализ затрат на производство продукции, методикой и практикой составления финансовой отчетности.

Основные средства представляют собой совокупность материально-

вещественных ценностей, действующих в течение длительного периода. Основные средства предназначены для использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для перепродажи или перевода в наличные деньги. Основные фонды, выраженные в денежной оценке, называются основными средствами. В этой оценке они отражаются в учете и находят отражение в балансе.

Учет товарно-материальных запасов организуется в соответствии

с МСФО «Запасы», в котором определена сфера действия стандарта, изменение товарно-материальных запасов их себестоимость и оценка. Товарно-материальные запасы - это активы в виде: топливо, запасных частей, тары, строительных материалов.

Для хранения приема выдачи денежных средств организация имеет кассу, расчетный счет. Учет наличности в кассе в национальной валюте ведется в соответствии с Правилами введения кассовых операций, которые утверждаются Национальным банком Республики Казахстан.

В завершении проведенной работы следует еще раз упомянуть о том, как важна роль организации бухгалтерского учета на предприятии. В организации большое внимание уделено учету затрат, ведь от этого зависит эффективность производства и доходность организации.

Финансовая отчетность в условиях рыночной экономики превращается практически в единственный систематизированный источник финансовой информации о деятельности организации, в основное средство коммуникации организации различных организационно-правовых форм и информационную базу последующих аналитических расчетов, необходимых для принятие управленческих решений.

Рассмотрев учет активов и собственного капитала и обязательств был проведен анализ данных статей баланса и рассчитаны соответствующие коэффициенты. Далее был проведен аудит активов и собственного капитала и обязательств.

Изучив финансово - хозяйственную деятельность ТОО «Данк» были сделаны предложения для улучшения качества ведения бухгалтерского учета и повышения рентабельности предприятия.

В отчете по практике были раскрыты все вопросы, которые

применяются при организации бухгалтерского учета, в организации. В завершении проведенной работы следует еще раз упомянуть о том, как важна роль организации бухгалтерского учета на предприятии.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации