К Всемирной торговой организации
WT/ACC/ RUS/70
WT/MIN(11)/2
Ноября 2011 года
Рабочая группа по присоединению
Российской Федерации
Неофициальный перевод с английского
Документ аутентичен только на английском
Доклад Рабочей группы
По присоединению Российской Федерации
к Всемирной торговой организации
_______________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 1
Представленная документация.. 1
Вступительные заявления.. 1
ЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ 2
- Финансовая и денежно-кредитная политика
- Иностранная валюта и платежная система
- Инвестиционный режим
- Приватизация и предприятия, находящиеся в собственности государства или контролируемые государством. Предприятия со специальными или исключительными привилегиями.
- (а) Приватизация
- (b) Предприятия, находящиеся в собственности государства или контролируемые государством. Предприятия со специальными или исключительными привилегиями.
- Политика в области ценообразования.
- Политика в области конкуренции.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ.. 42
- Полномочия исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти
- Система Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь
- (а) Правовая система Таможенного союза
- (b) Структура Таможенного союза и компетенция в области торговли
- (c) Межгосударственный Совет ЕврАзЭС
- (d) Суд ЕврАзЭС
- (е) Комиссия Таможенного союза
- (f) Секретариат Таможенного союза
- (g) Принятие решений органами Таможенного союза
- (h) Компетенция Комиссии Таможенного союза
- (i) Транспарентность
- (j) Исполнение обязательств по линии ВТО в рамках правового режима Таможенного союза
- Государственные органы, ответственные за разработку и осуществление внешнеторговой политики; право на обжалование
- Разделение полномочий между центральными и местными властями
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ.. 67
Регистрационные требования для осуществления операций по импорту (экспорту). 67
- (а) Алкогольные напитки. 71
- (b) Лекарственные средства
- (с) Товары, содержащие шифровальные (криптографические) средства
- (d) Драгоценные камни и драгоценные металлы
- (е) Другие требования по лицензированию
1. Регулирование импорта. 83
- Таможенное регулирование и процедуры
- Ввозные таможенные пошлины
- Тарифные изъятия
- Тарифные квоты
- Прочие налоги и сборы
- Платежи и сборы за оказанные услуги
- (а) Таможенные сборы
- (b) Прочие сборы.. 113
- Приминение внутренних налогов при импорте
- (а) Акцизы.. 117
- (b) Налог на добавленную стоимость
- Количественные ограничения импорта, в том числе запреты и квоты, а также системы импортного лицензирования
- (а) Количественные ограничения импорта, в том числе запреты и квоты
- (b) Системы импортного лицензирования
- (i) Сахар
- (ii) Алкогольные напитки и алкоголесодержащая продукция
- (iii) Лекарственные средства
- (iv) Товары, содержащие шифровальные (криптографические) средства
- Оценка таможенной стоимости товаров
- Правила определения страны происхождения товаров
- Прочие таможенные формальности
- Предотгрузочная инспекция. 164
- Платежный баланс. 165
- Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры.. 167
- (а) Режим переходного периода. 168
- (b) Режим, установленный Соглашением от 25 января 2008 года. 173
2. Регулирование экспорта. 181
- Вывозные таможенные пошлины.. 181
- Возврат НДС при вывозе товаров
- Количественные ограничения экспорта, в том числе запреты и квоты
- (а) Драгоценные камни и драгоценные металлы
- Процедуры экспортного лицензирования
- Прочие таможенные формальности, связанные с экспортом
3. Меры внутренней политики, затрагивающие внешнюю торговлю.. 199
- Промышленная политика, в том числе субсидирование
- Технические барьеры в торговле
- (а) Правовые основы
- (b) Институты
- (c) Технические регламенты, международные и национальные стандарты и процедуры оценки соответствия
- (i) Технические регламенты
- (ii) Технические требования, не охватываемые Федеральным законом № 184-ФЗ
- (iii) Рекомендательные национальные и международные стандарты
- (iv) Обязательные национальные стандарты Российской Федерации
- (v) Транспарентность и уведомление
- (vi) Процедуры оценки соответствия, в том числе аккредитация органов по оценке соответствия
- Санитарные и фитосанитарные меры
- (а) Общие основы регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией и соблюдения обязательств по СФС в ВТО
- (b) Компетентные органы в сфере регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией
- (i) Органы Таможенного союза. 248
- (ii) Национальные органы
- (с) Разработка технических регламентов (обязательных требований в сфере СФС)
- (d) Участие в международных организациях в сфере СФС
- (e) Режим торговли товарами, подлежащими ветеринарному контролю.. 261
- (i) Импортные разрешения на товары, подлежащие ветеринарному (санитарному) контролю 262
- (ii) Транзит через Российскую Федерацию товаров, подлежащих ветеринарному (санитарному) контролю
- (iii) Ветеринарные сертификаты
- (iv) Одобрение посредством аудита систем, гарантий и инспекций. 279
- (v) Постоянные инспекторы
- (f) Ввоз товаров, подлежащих карантинному контролю
- (g) Защита здоровья человека
- (h) Соответствие режима СФС отдельным положениям Соглашения ВТО по СФС
- (i) Гармонизация с международными стандартами и нормами
- (ii) Оценка рисков
- (iii) Регионализация. 313
- (iv) Эквивалентность
- (v) Недискриминация
- (i) Транспарентность, уведомление и обязательства по созданию информационных центров
- (j) Пропорциональность, необходимость и разумность
- (k) Вопросы, связанные с нарушением правил и мошенничеством
- (l) Заключение
- Связанные с торговлей инвестиционные меры (ТРИМс) 325
- (a) Соглашения о разделе продукции. 326
- (b) Национальная автомобильная промышленность. 327
- (c) Отрасль авиатехники. 333
- (d) Алмазы.. 333
- (e) Заключение. 334
- Особые экономические зоны
- (а) Основное законодательство об ОЭЗ. 336
- (b) Калининградская ОЭЗ. 340
- (c) Магаданская ОЭЗ. 343
- (d) Соглашение Таможенного союза об ОЭЗ. 345
- Правительственные закупки. 349
- Регулирование торговли при транзите
- Политика, затрагивающая внешнюю торговлю сельскохозяйственной продукцией
- Торговля гражданской авиатехникой
ТОРГОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ТРИПС) 368
1. Общее. 368
- Участие в международных соглашениях. 375
2. Стандарты относительно доступности, объема и использования прав интеллектуальной собственности. 376
- Авторское право и смежные права. 376
- Товарные знаки
- Географические указания
- Промышленные образцы и патенты
- Защита сортов растений и пород животных 390
- Топологии интегральных микросхем
- Требования в отношении конфиденциальной информации, в том числе коммерческой тайны и результатов испытаний 390
- Компетентные органы
3. Принудительное обеспечение соблюдения. 395
- Общие положения. 395
- Гражданско-правовые и административные процедуры и средства правовой защиты
- Пограничные меры
- Меры уголовного характера
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ.. 411
ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ.. 427
- Опубликование информации о торговле
- Уведомления
Соглашения о свободной торговле и ТаможеннЫХ СоюзАХ 433
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 439
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 441
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 473
Приложение 3. 664
Приложение 4. 667
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Введение
1. Правительство Российской Федерации подало заявление о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ-47) в июне 1993 года (см. документ от 14 июня 1993 года L/7243). 16-17 июня 1993 года на заседании Совета представителей ГАТТ была учреждена Рабочая группа (см. протокол заседания Совета представителей ГАТТ от 14 июля 1993 года № C/M/264) для рассмотрения заявления Правительства Российской Федерации о присоединении к ГАТТ-47, поданной в соответствии со статьей XXXIII Генерального Соглашения. После вступления в силу Соглашения ВТО 1 января 1995 года и в соответствии с решением, принятым Генеральным советом ВТО 31 января 1995 года, Рабочая группа по присоединению к ГАТТ-47 была преобразована в Рабочую группу по присоединению к ВТО в соответствии со статьей XII Марракешского соглашения об учреждении ВТО. Мандат и состав Рабочей группы представлены в документе WT/ACC/RUS/1/Rev.30.
2. Рабочая группа провела заседания 17-19 июля 1995 года, 4-6 декабря 1995 года, 30-31 мая 1996 года, 15 октября 1996 года, 15 апреля 1997 года, 22-23 июля 1997 года, 9-11 декабря 1997 года, 29 июля 1998 года, 16 и 17 декабря 1998 года и 25 мая 2000 года под председательством В. Росье (Швейцария); 18 декабря 2000 года, 26-27 июня 2001 года, 23-24 января 2002 года, 25 апреля 2002 года, 20 июня 2002 года, 18 декабря 2002 года, 30 января 2003 года, 6 марта 2003 года, 10 апреля 2003 года, 10 июля 2003 года и 30 октября 2003 года под председательством К. Брина (Норвегия), и 5 февраля 2004 года, 2 апреля 2004 года, 16 июля 2004 года, 23 марта 2006 года и 10 ноября 2011 года под председательством С. Йоханнессона (Исландия).
Представленная документация
3. В качестве основы для обсуждений Рабочая группа опиралась на следующие документы: Меморандум о внешнеторговом режиме Российской Федерации (L/7410), дополнения к Меморандуму в отношении режима в области связанных с торговлей инвестиционных мер (WT/ACC/RUS/5), торговли услугами (WT/ACC/RUS/6) и торговых аспектов прав интеллектуальной собственности (WT/ACC/RUS/7), а также вопросы по режиму внешней торговли Российской Федерации, представленные членами Рабочей группы, и ответы на них, и другую информацию, представленную российскими государственными органами в документах WT/ACC/RUS/2; WT/ACC/RUS/4 и Приложении 1 к нему; WT/ACC/RUS/9 и Приложениях 1, 2 и 3 к нему; WT/ACC/RUS/11/Rev.15; WT/ACC/RUS/13 и Приложении 1 к нему; WT/ACC/RUS/14; WT/ACC/RUS/17 и Приложении 1 к нему; WT/ACC/RUS/23 и Приложении 1 к нему; WT/ACC/RUS/25; WT/ACC/RUS/30 и Приложении 1 к нему; WT/ACC/RUS/38 и WT/ACC/RUS/46 и законодательные акты и другие документы, перечисленные в Приложении 1. С марта 2006 года по ноябрь 2011 года Рабочая группа по присоединению Российской Федерации функционировала в неформальном режиме. В данный период вся рабочая документация распространялась неофициально с присвоением номеров “JOB”. Полный перечень таких документов “JOB” содержится в Приложении 5.
Вступительные заявления
4. Представитель Российской Федерации напомнил, что его правительство являлось наблюдателем в ГАТТ-47 с января 1992 года, когда к Российской Федерации перешел статус наблюдателя бывшего СССР. В данном качестве Российская Федерация была свидетелем успешного завершения Уругвайского Раунда и наблюдала за выполнением его решений.
5. В данном контексте он отметил, что перед его Правительством стоял ряд важных задач в социальной, институциональной, макроэкономической и инвестиционной сферах. В частности, Российская Федерация столкнулась с необходимостью преодоления снижения уровня жизни населения в результате экономического и финансового кризиса 1998 года. Это могло быть достигнуто только с помощью политики, направленной на стимулирование роста ВВП страны за счет повышения производительности экономики и расширения источников инвестиций. По мнению его Правительства, это также требует применения ряда мер, которые смогут в достаточной мере способствовать развитию конкуренции на отечественных рынках товаров, услуг и капиталов и усилению роли малого и среднего бизнеса. Соответственно, с момента подачи заявки о присоединении к ГАТТ, и впоследствии к ВТО, Российская Федерация провела беспрецедентное реформирование экономики, постепенно принимая законы и иные нормативные правовые акты, соответствующие многосторонним правилам и положениям ВТО. Данный процесс, прежде всего, направлен на создание условий для динамичной рыночной экономики в Российской Федерации, основанной на стабильной и предсказуемой законодательной базе, способной обеспечить долгосрочный экономический рост и рост уровня жизни и благосостояния населения, а также модернизацию производственного потенциала Российской Федерации и ее международную конкурентоспособность. Правительство Российской Федерации составило четкий перечень программ, стратегий и приоритетов, основной целью которых стало превращение Российской Федерации в лучшее, более конкурентное и вознаграждаемое место для работы и ведения бизнеса. Ясно, что растущая взаимозависимость национальных экономик, глобальная интеграция рынков и взаимосвязь между торговыми потоками и инвестициями требуют от Российской Федерации корректировки своего торгового, финансового и инвестиционного законодательства в соответствии с правилами и положениями ВТО.
6. Члены Рабочей группы приветствовали подачу Российской Федерацией заявления о присоединении к ВТО и подчеркнули важность быстрой интеграции Российской Федерации в многостороннюю торговую систему в интересах как Российской Федерации, так и мировой торговой системы в целом. В данных целях члены сочли, что принятие законодательства, соответствующего требованиям ВТО, и положений в целях его реализации будет являться важнейшим для присоединения Российской Федерации к ВТО и будет гарантировать, что Российская Федерация станет эффективным участником ВТО с первых дней своего членства. Члены Рабочей группы в равной степени подчеркнули, что переговоры необходимо завершить на коммерчески значимых условиях, в равной степени выгодных как для Российской Федерации, так и для членов ВТО.
7. Рабочая группа рассмотрела экономическую политику и режим внешней торговли Российской Федерации, а также условия Протокола о присоединении к ВТО. Мнения, высказанные членами Рабочей группы по различным аспектам внешнеторгового режима Российской Федерации, а также по условиям присоединения Российской Федерации к ВТО приведены далее в пунктах с 8 по 1449.